Почему в общественном транспорте нет ремней безопасности?

Рассказываем, должны ли быть оборудованы ремнями безопасности автобусы и троллейбусы.

- Моя мама недавно упала в автобусе и получила серьёзную травму. Во время движения она сидела, а водитель резко затормозил. Если бы в автобусе были ремни безопасности, то травмы удалось бы избежать. Почему в легковых автомобилях такие ремни предусмотрены, а в общественном транспорте нет?
Действительно, в городских автобусах и троллейбусах в Кирове, как и в подавляющем большинстве российских городов, нет ремней безопасности. Причина этому - отсутствие таких требований в законодательстве. Ремни безопасности в обязательном порядке должны присутствовать только в междугородних автобусах.
- В автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности, - сказано в пункте 4.1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Связано это с тем, что при перевозке по междугороднему направлению число пассажиров, согласно Правилам дорожного движения, не должно превышать количества оборудованных для сидения мест. В городском же транспорте кроме сидячих мест предусмотрены и стоячие, поэтому обеспечить безопасность всех пассажиров не представляется возможным.
Автобус не должны выпускать на маршрут без ремней безопасности только в том случае, если такие ремни были предусмотрены конструкцией транспортного средства. Другими словами, если заводская модель автобуса была оборудована ремнями безопасности, то они должны быть, если нет, то никто не заставит их дополнительно установить. В Кирове на городских и пригородных маршрутах таких моделей автобусов попросту нет.
Стоит помнить, что если в транспортном средстве всё-таки есть ремни безопасности (например, на междугородном маршруте), то пассажиры обязаны пристегнуться. Причём обязанность следить за выполнением этого требования возложена на водителя.
- Водитель механического транспортного средства обязан при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристёгнутым и не перевозить пассажиров, не пристёгнутых ремнями, - сказано в статье 2.1.2 Правил дорожного движения.
За нарушение ПДД предусмотрен штраф в 1000 рублей.
Гендиректор ОАО «КировПассажирАвтотранс», член Общественной палаты Кировской области Денис Пырлог убеждён, что ремни безопасности в городском общественном транспорте не нужны, так как большинство мест в автобусах и троллейбусах стоячие. Не видит смысла он и в установке подушек безопасности, чтобы избежать удара о переднее сиденье.
- В городские автобусы такие сиденья не установить. Это пустая трата средств, - уверен он.
В то же время случаи падения пассажиров в общественном транспорте в Кирове происходят достаточно часто. Так, по данным регионального УГИБДД, за период с января по апрель 2019 года в областном центре произошло 23 случая травмирования пассажиров в автобусах и троллейбусах.
Денис Пырлог отмечает, что зачастую в этих происшествиях виноваты сами пассажиры, которые не соблюдают правила пользования общественным транспортом.
Пассажиры должны держаться за поручни. Но они очень часто этим требованием злоупотребляют. Мы, в свою очередь, устанавливаем видеокамеры в салоны, чтобы обезопасить водителей и предприятие. Как правило, падают те, кто стоит. Сидячие пассажиры не падают практически, - уверен Денис Юрьевич.

Коротко о главном:
1. Закон не обязывает перевозчиков устанавливать ремни безопасности в городском общественном транспорте, такая обязанность касается только междугородних автобусов.
2. На некоторые автобусы ремни безопасности устанавливает завод-изготовитель.
3. Если в транспортном средстве всё-таки есть ремни безопасности, то необходимо пристёгиваться. Иначе грозит штраф в 1000 рублей.

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.