Почему в Кирове до сих пор не везде включили отопление?

Как долго продлится «ледниковый» период в квартирах кировчан и что делать, если дома холодные батареи.

Почему пол-Кирова до сих пор сидит без отопления? Мало того, что всё лето просидели без горячей воды, так теперь нас ещё и заморозить решили. Дома уже все болеют!

В ходе опроса в группе «Злой кировчанин», который проводился 1 октября, выяснилось, что у большинства опрошенных (48%) есть дома и горячая вода, и отопление. У 17% нет ни одного из этих благ цивилизации. У 23% есть горячая вода, но батареи ещё холодные; ещё у 3% горожан ситуация ровно обратная. В опросе поучаствовали более 8,4 тысячи человек.

Отопительный сезон в жилых домах официально начался 25 сентября. В «КТК» отмечают, что администрация города подписала постановление о начале отопительного сезона даже чуть раньше, чем требуется, не дожидаясь, когда среднесуточная температура продержится на уровне +8 градусов в течение пяти дней подряд. 25 сентября, когда было подписано соответствующее постановление, температура на улице днём составляла +10 градусов. Впрочем, в тот же день было опубликовано метеопредупреждение о том, что в Киров придёт мощный циклон, который принесёт с собой резкое похолодание. Всего через день температура днём опустилась до +5 градусов.

Как отмечает руководитель АНО «ЖКХ Эксперт» Андрей Воробьев, у муниципальных властей есть возможность самостоятельно определять дату начала отопительного сезона, лишь бы она была не позднее установленного законодательством срока (среднесуточная температура +8°С в течение пяти дней подряд). Учитывая прогноз погоды, они могут начать его и за одну-две недели до того, как на улице стабильно установится среднесуточная температура +8 градусов. То есть можно оставить определённый запас по времени таким образом, чтобы в течение периода поэтапного подключения тепла (в этом году он составляет 11 дней - с 25 сентября по 5 октября) на улице была приемлемая температура - такая, чтобы в квартирах, ожидающих поставки ресурса, не было слишком холодно. В этом же году получилось так, что, несмотря на раннюю реакцию городских властей, поэтапное включение отопления пришлось на дни резкого похолодания.

В «КТК» обращают внимание, что отопительный сезон уже который год подряд осложняет наличие большого числа дефектов из-за изношенности труб. По данным на сентябрь, на теплосетях было выявлено 3,5 тысячи дефектов - это чуть больше, чем в 2017 году. При этом устранение одного дефекта может затянуться на недели и даже месяцы, так как на устаревших сетях поломка в одном секторе может запустить «цепную реакцию» и дефекты начнут появляться всё в новых и новых местах.

В «КТК» утверждают, что из-за долгов управляющих компаний они не могут ремонтировать теплосети в полном объёме и вынуждены просить деньги в головном офисе в Москве. На данный момент долги УК превышают 2 млрд рублей (в прошлом году было 1,5 млрд руб.).

Сегодня для качественной подготовки сетей города к отопительному сезону требуется существенное увеличение ремонтной программы «КТК». Но из-за растущих неплатежей энергетикам приходится удерживать объёмы ремонтов на уровне прошлых лет, вкладывая при этом только средства компании, - отмечают в «КТК».

Также ситуацию осложняет наличие в городе бесхозных тепловых труб - это около 400 км из 1 781 км всех теплосетей Кирова. Они никем не обслуживаются и не имеют тарифа на своё содержание. Но их также необходимо ремонтировать, отмечают в «КТК».

А вот Андрей Воробьев уверен, что «КТК» могла бы быстрее устранять дефекты, если бы горожане проявили активность и стали чаще жаловаться в надзорные органы вместо того, чтобы писать жалобы в соцсетях. Это касается отсутствия и горячей воды, и отопления.

Есть законодательно установленный срок, в течение которого может быть отключена горячая вода в доме - не более двух недель, - отмечает эксперт. - Если ремонтные бригады не укладываются в этот срок, «КТК» должна понести ответственность в виде штрафа. Чем больше будет жалоб от граждан в Госжилинспекцию (а от бизнеса - в антимонопольную службу), тем больше штрафов получит компания. Это побудит её в следующем году нанять больше бригад для устранения дефектов. Но проблему надо решать не только штрафами. Можно купить водонагреватель, тепловой обогреватель, установить в квартире счётчики с термодатчиками, чтобы не переплатить за коммунальные услуги, которые по факту не оказываются.

Стоит помнить, что если дом не подключён к центральной системе теплоснабжения, а имеет собственную котельную, жильцы могут добиться подключения тепла раньше официального старта отопительного сезона. Для этого нужно провести общее собрание жильцов и направить соответствующее решение в управляющую компанию.

В «КТК» отмечают, что на данный момент тепло подано в более 3,1 тыс. домов. Осталось подключить ещё более тысячи - в срок до 5 октября. В некоторых из них тепла нет из-за дефектов, в других ещё не подошёл срок подключения согласно графику. В компании заверяют, что подключить все дома сразу технически невозможно, иначе трубы могут лопнуть из-за резкого и неравномерного перепада давления. Но к 5 октября тепло всё же придёт во все дома, обещают в «КТК».

Единственным вариантом решения проблемы с изношенностью сетей в будущем городские власти видят концессию с «Т Плюс». Это передача госимущества частному инвестору, который должен будет осуществить реконструкцию переданного имущества в обмен на право получать доход от его использования. Расплачиваться за замену теплосетей придётся самим кировчанам - расходы на инвестпрограмму будут заложены в тариф за тепло. По словам директора кировского филиала энергетической компании «Т Плюс» Сергея Береснева, подорожание в среднем составит 200 рублей для стандартной двухкомнатной квартиры. Но это без учёта ежегодного повышения «коммуналки». Напомним, что в 2019 году тарифы ЖКХ будут поднимать дважды: на 1,7% с 1 января (из-за повышения НДС с 1 января до 20%) и на 2,4% с 1 июля (в рамках ежегодной индексации). Также нужно помнить, что за тепло сейчас мы платим по факту потребления. Соответственно, в отопительный период плата возрастает, так как летом она не начисляется.

Концессионное соглашение планируется подписать до конца этого года. Хотя такая возможность обсуждалась и раньше. Руководство кировского филиала «Т Плюс» предлагало передать им теплосети в концессию ещё в 2015 году, предупреждая, что в противном случае ситуация будет ухудшаться с каждым годом. Но тогда решение не было принято. Впрочем, и других дополнительных действий для того, чтобы максимально обновить тепловые сети (например, провести масштабную реконструкцию), тоже не предпринималось, в результате тепловые сети продолжают всё больше изнашиваться.


Тепло начали подавать, но в квартире всё равно холодно. Что делать?


Согласно постановлению правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», температура воздуха в жилых помещениях не должна быть меньше +20 градусов, а для угловых комнат - не меньше 22 градусов.

Чтобы узнать, подключен ли дом к теплу, можно для начала изучить график подключения и узнать, подошёл ли у вашего дома срок подключения (нажмите Ctrl + F и вбейте в появившуюся строку улицу, на которой живёте, найдите номер дома и дату подключения к теплу). Если по графику батареи уже должны быть горячими, а по факту они не греют, нужно уточнить в своей управляющей компании, начата ли поставка ресурса и нет ли дефектов на сетях. Если начата, а тепла до сих пор нет, нужно узнать, были ли прочищены трубы и стояки в доме, открыты ли задвижки в доме, если у дома своя котельная - вышла ли она на проектную мощность. Если есть дефекты на теплосетях, придётся ждать, когда их устранят.

Нагрев в квартире может быть слабым по разным причинам. Например, в день подключения тепла батареи нагреваются не сразу, а постепенно. Чем больше дом, тем дольше придётся ждать. В многоэтажке этот процесс может занять целые сутки. Препятствовать нагреву также может воздушная пробка, которая мешает нормальной циркуляции теплоносителя в системе, что приводит к остыванию радиаторов. В этом случае нужно вызвать сантехника, чтобы удалить лишний воздух. О наличии воздушной пробки может говорить и тот факт, что у соседей тепло появилось, а у вас - нет.

Если в вашей квартире холоднее норматива, вы вправе обратиться в свою управляющую компанию с требованием замерить температуру воздуха, составить соответствующий акт и произвести перерасчёт. И требовать его до тех пор, пока коммунальщики не доведут температуру воздуха в вашей квартире до нормативной. Как гласит Постановление правительства №354, за каждый час отклонения от норматива размер платы за отопление должен быть уменьшен на 0,15% от ежемесячной платы, причём за каждый градус. А вот компенсации расходов за электричество при использовании обогревателя в то время, когда тепло в дом не подаётся, законом не предусмотрено.

Если управляющая компания не отвечает на ваше обращение или не принимает мер, нужно обратиться в Государственную жилищную инспекцию Кировской области, Роспотребнадзор или в прокуратуру. По закону ответить вам должны в течение 30 дней. За это время температура в квартире может прийти в норму. То есть решить проблему оперативно эта жалоба, скорее всего, не поможет. Но за нарушение поставщик ресурса всё равно должен понести наказание.


Итак, коротко - о главном:

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответы, задайте их нам, и мы обязательно возьмём их в разработку.