Почему тротуары в Кирове так плохо чистят от снега?

Разбираемся, из-за чего одни участки пешеходных дорожек в городе разгребают от сугробов, а другие - нет.

- Из года в год улицы в Кирове чистят всё хуже. Для водителей хоть какие-то удобства, проезжую часть очищают сносно, но пешеходам вообще некуда деваться: то с крыши снег свалят, то с дороги. И главное, всё это потом чистится как попало - где до асфальта снег снимают, а где-то всю зиму «козьи тропы». Невозможно ходить! Почему такой бардак? Когда примут меры?

Как должны убирать снег с тротуаров

Требования к уборке тротуаров содержатся в ГОСТе 33181-2014 Д, в правилах внешнего благоустройства г. Кирова и в муниципальном контракте с подрядчиком в соответствии с техническим заданием. Правила благоустройства содержат следующие требования к очистке тротуаров:

Не по всем работам прописаны чёткие сроки исполнения, но даже там, где они прописаны, они не всегда соблюдаются, так как у города для этого не хватает ресурсов.

Каждый год «Дирекция дорожного хозяйства», с нынешнего января преобразованная в Управление дорожной и парковой инфраструктуры, объявляет на сайте госзакупок аукцион на зимнее содержание улично-дорожной сети Кирова. В прошлом году впервые контракт был составлен не на календарный год или сезон, а на 20 месяцев. Начальная цена контракта составила 823 млн рублей. Аукцион ожидаемо выиграло муниципальное АО «Гордормостстрой», снизив цену в ходе торгов до 806 млн рублей. Однако у «ГДМС» мало собственной техники (так, в 2016 году компания обслуживала всего 10% улиц), и бОльшую часть работ фирма отдаёт на субподряд. Так, в этом году на уборке дорог была замечена даже техника из Татарстана, принадлежащая ООО «Ресурс Проект».

Максимум техники, которую могут вывести на улицы подрядчик и субподрядчики, - 200 единиц. Именно столько машин было использовано во время сильного снегопада 17-18 января. При этом больше половины этой техники непосредственно очисткой дорог и тротуаров не занимается, отмечает замдиректора муниципального «Управления дорожной и парковой инфраструктуры» Алексей Ишутинов. Это машины с плужно-щёточным механизмом (до 95 единиц), погрузчики и самосвалы, которые только вывозят снег, а не убирают его. В работах по содержанию тротуаров, по информации городской администрации, бывают задействованы в среднем чуть более 30 единиц техники и всего 80 человек. Очевидно, что во время сильных снегопадов рассчитывать на быструю уборку тротуаров не приходится.

В связи с ограниченностью бюджетных средств по содержанию улично-дорожной сети уборка тротуаров в основном проводится механизированным способом, в недоступных местах — вручную. При отрицательной температуре окружающего воздуха ниже 20 градусов при образовании наледи на поверхности тротуаров проводятся работы по срезке уплотнённого снега и наледи тракторами, оборудованными перфорированными ножами. Поверхность тротуаров обрабатывается противогололедными материалами, - прокомментировали в администрации города.


Тротуар на перекрёстке улиц Труда и Свободы

Отдельно остановимся на обязательстве собственников или арендаторов очищать тротуары в пределах пятиметровой зоны. Бывает так, что улица в целом очищена, но рядом с отдельными магазинами не убран лёд или образовалась снежная каша. Это значит, что собственник или арендодатель не позаботился об очистке участка тротуара, находящегося в его зоне ответственности. Также, по словам cопредседателя регионального штаба ОНФ Дмитрия Сергеева, вывозить снег из города частникам некуда, так как в Кирове нет ни одной санкционированной снежной свалки.

Для оперативной борьбы с последствиями снегопада городу нужен снегоплавильный комплекс. Его покупка обсуждалась ранее в горадминистрации, но пока никакой информации о планах по его покупке нет.


Кто контролирует качество уборки тротуаров?

За нарушение правил благоустройства полагается штраф: для граждан - от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 10 до 50 тыс. руб., для на юридических лиц - от 50 до 200 тыс. руб.

За качеством очистки тротуаров следят специалисты бывшей «Дирекции дорожного хозяйства», а ныне «Управления дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова». Но контрольные мероприятия проводятся не так уж часто - есть итоговые еженедельные проверки и внеплановые выезды (например, по жалобам жителей). По словам замдиректора управления Алексея Ишутинова, специалистов для контроля не хватает.

Общественного контроля за качеством уборки тротуаров до сих пор не существует. В 2016 году у кировчан была возможность понаблюдать за количеством техники на улицах через интернет, но сейчас такие данные доступны только на компьютере в Центре управления производством, который работает при «ГДМС».

По окончании отчётного периода на основании актов объездов подрядчику выставляется оценка по пятибалльной шкале. Если она составляет от 4 до 4,5 баллов, ему снижают оплату и штрафуют. По информации горадминистрации, с начала года «ГДМС» уже начислен штраф в размере 100 тыс. рублей. Однако при использовании балльной системы есть свои нюансы. По оценкам «Управления дорожной и парковой инфраструктуры», средняя оценка качества содержания улично-дорожной сети в городе Кирове составляет 4,48 баллов из пяти возможных (за период с ноября 2018 по январь 2019 года). По мнению общественников, эта оценка слишком высока, так как от кировчан поступает множество жалоб на уборку улиц.

Алексей Ишутинов поясняет, что качество работы оценивается за весь титул (все дороги, которые есть в городском перечне территорий, которые обслуживаются подрядными организациями) - и за уборку проезжей части, и за уборку тротуаров, а не по отдельности. Кроме того, оценку получает только «ГДМС», а не субподрядчики. Получается, что даже если субподрядчики некачественно очистили отдельные участки тротуаров, на их прибыль напрямую это не повлияет. То есть систему оценки надо менять, чтобы под угрозой снижения прибыли стимулировать подрядчика более качественно убирать тротуары.


Коротко - о главном:

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.