Куда жаловаться, если бытовая техника сломалась из-за отключения электричества?

Разбираемся, можно ли возместить ущерб за перегоревшую стиральную машину или компьютер и как это сделать.

- Утром 29 июня в нашем доме на улице Кольцова произошло отключение электричества, о котором жильцов никто не предупреждал. В это время в моей квартире работали ПК и стиральная машина. После включения электроэнергии «сдох» компьютер (по предварительным заключениям, сгорел блок питания или материнская плата) и перестала работать стиральная машина. К кому мне обратиться за решением проблемы и могу ли я рассчитывать на возмещение ущерба?

Согласно ст. 1095 Гражданского кодекса РФ, вред, причинённый имуществу гражданина вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет. Однако согласно ст. 1098 ГК РФ продавец или изготовитель освобождается от ответственности, если докажет, что вред от его товара или услуги возник из-за «обстоятельств непреодолимой силы». То есть возместить ущерб по закону возможно.

После того, как произошёл скачок напряжения и техника вышла из строя, нужно обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании, чтобы там письменно зафиксировали случай. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю свою фамилию, имя и отчество как лица, принявшего заявку, регистрационный номер заявки и время её приёма.

Также нужно написать обращение в энергоснабжающую организацию (кто именно поставляет вам электричество, можно уточнить в своей УК) и в управляющую компанию с требованием предоставить информацию о причинах неполадок на электросетях. В течение 30 дней к вам могут прийти сотрудники той или другой организации и провести осмотр. Потом результаты проверки записываются в акте. В документе описываются причины скачков напряжения. Если вы не согласны с выводами, можете их оспорить, заказав экспертизу у другой организации (список уполномоченных организаций - по ссылке).

Далее необходимо подтвердить факт выхода из строя техники из-за перепада напряжения. Можно обратиться в организацию по ремонту техники, где определят и зафиксируют причину поломки. Если вы отправили технику на ремонт, сохраняйте чек.

После этого можно направить письменную претензию энергоснабжающей или управляющей компании (в зависимости от того, чья вина будет установлена по результатам проверки или экспертизы) с копиями документов, подтверждающих причинение вреда технике. Если в компенсации откажут, обращайтесь в суд. Образец претензии и искового заявления можно посмотреть на сайте Роспотребнадзора.

Как отмечает председатель общества защиты прав потребителей Кировской области Александр Вагин, добиться компенсации бывает непросто, так как скачок напряжения может случиться как из-за неполадок на сетях или их несвоевременного устранения, так и по не зависящим от поставщика энергии причинам (например, авария на сетях из-за резких порывов ветра).

- Если мы говорим о качестве товаров и услуг, то электроэнергия тоже является товаром. Если он некачественный, то виноват поставщик. Но, скорее всего, в данном случае была некачественной услуга по транспортировке электричества, - считает Александр Николаевич. - Я бы предъявил иск причинителю вреда с требованием возместить ущерб и привлёк в качестве соответчиков и энергогенерирующую компанию, и компанию, которая занимается транспортировкой электроэнергии, и управляющую компанию. И потребовал бы от них выяснить, кто виноват в этой ситуации. Такие прецеденты у нас уже были. Также заявителю надо доказать стоимость техники и предъявить чеки за услуги по её ремонту. Обращаться с иском нужно в районный суд.

Отметим, что согласно разъяснениям Верховного суда РФ бремя доказывания того, что вред имуществу потребителя электроэнергии был причинён не в результате ненадлежащего исполнения энергоснабжающей организацией своих обязанностей по договору энергоснабжения, а вследствие иных причин, возлагается на саму компанию, а не на гражданина, который обратился в суд.

В 2017 году подобный прецедент дошёл до Верховного суда. Истцы просили суд взыскать с энергетиков не только материальный, но и моральный ущерб.

Суд первой инстанции пришёл к выводу, что ущерб гражданам был причинён «вследствие поставки ответчиком электроэнергии ненадлежащего качества». В то же время истцы не представили доказательств того, что неисправная бытовая техника на тот день, когда случился перепад напряжения, принадлежала им. То есть нужно было ещё и предоставить чеки о её покупке. Поэтому в результате апелляции это решение суда было отменено. Однако истцы дошли до Верховного суда, в итоге тот постановил, что дело нужно пересмотреть.

Судя по изученной нами судебной практике, суды, как правило, встают на сторону истца и те получают компенсацию.


Коротко о главном:

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.