Как распознать, что вам звонит мошенник и что делать, если с вашего счёта списали средства?

Рассказываем, как не попасть на уловки мошенников.

– Добрый день, уважаемая редакция! Сегодня мне позвонили из банка и сообщили, что кто-то пытается снять деньги с моего счёта. По словам «сотрудника», защитить мои сбережения можно было только с помощью перевода денег на «безопасный счёт». Для этого он попросил назвать мои паспортные данные, реквизиты банковской карты, ПИН-код и одноразовый пароль из СМС. Я бросил трубку и на всякий случай заблокировал свою карту. Скажите, как узнать, что тебе звонят мошенники? И куда нужно обратиться, если я уверен, что меня хотели обмануть?

Может ли вам позвонить сотрудник банка?

Сотрудники банка не звонят, не направляют письма и не рассылают сообщения клиентам по своей инициативе. Если банк выявил подозрительную операцию, он её просто приостановит на срок до двух суток. За это время человек может либо подтвердить эту операцию банку, либо отменить ее. Если же он ничего не сделает, то через двое суток банк автоматически снимет блокировку и операция пройдёт. Об этом порталу Свойкировский рассказали в Кировском отделении Центрального банка России.

Что делать, если вам позвонил сотрудник банка?

Если всё же вам такой звонок поступил, то будьте уверены, что это мошенники. В ходе телефонного разговора не стоит никому сообщать ваши персональные данные, реквизиты банковской карты и секретную информацию:CVC/CVV- код на обратной стороне карты, ПИН-код и одноразовые пароли. Секретная информация предназначена только для владельца карты. Даже настоящий сотрудник банка не должен её знать.

Поэтому, если вам поступил звонок из банка, в котором у вас открыт счёт, прервите разговор. Затем перезвоните в свой банк, набрав номер телефона, указанный на обороте карты или на его официальном сайте, вручную. Это поможет узнать, действительно ли с вами хотели связаться сотрудники банка.

Что ещё указывает на то, что вам звонил мошенник?

Первый признак того, что вам звонит аферист – сам факт звонка из банка. Второй – звонок с поддельного номера.

– Мошенники давно научились подделывать номера телефонов Банка России, государственных ведомств, правоохранительных органов и других организаций. Для этого они используют специальное программное обеспечение, которое помогает скрыть настоящий номер звонящего. При этом на экране смартфона отображается официальный номер той или иной организации, – рассказал управляющий отделением Киров Волго-Вятского ГУ Банка России Сергей Крюков.

Также эксперт отметил, что чаще мошенники звонят поздно вечером, ночью или ранним утром, так как именно в это время суток человеку трудно сориентироваться и он не способен критически анализировать информацию.

Куда обратиться, если вам позвонили мошенники?

Многие думают, что если телефонные аферисты не списали со счёта деньги, то сообщать о поступившем звонке никуда не нужно. Однако специалисты Тинькофф Банк советуют таким людям незамедлительно обращаться в полицию, чтобы уберечь от виртуальных махинаций других граждан.

В заявлении следует указать, что просите наказать звонившего вам мошенника в соответствии с частью 3 статьи 30 УК РФ за приготовление к преступлению. Потому что неизвестный пытался по телефону завладеть вашими деньгами.

Необходимо подробно описать всё, что вы знаете о преступнике: номер телефона, с которого поступил звонок, время вызова. К заявлению также можно приложить запись разговора или детализацию звонков от сотового оператора.

Что делать, если у вас списали деньги?

Если всё-таки преступникам удалось списать с вашего счёта средства, то вы можете попытаться вернуть деньги, обратившись в банк, где у вас открыт счёт, с просьбой остановить операцию. Согласно федеральному закону «О национальной платёжной системе» банки обязаны вернуть клиенту незаконно списанные средства. Однако, если гражданин сам назвал мошеннику конфиденциальную информацию: пин-код от карты или CVV-код, банк может отказать в возврате средств.

Отменить операцию возможно с помощью следующих шагов:

Что делать, если банк отказался вернуть средства?

Если банк отказался решать ваш вопрос, попросите письменный отказ с указанием причин. Затем напишите жалобу на сайте Банка России.

О других видах мошенничества на финансовом рынке, а также о том, как уберечь себя и близких от злоумышленников, можно ознакомиться здесь.


Коротко о главном:

1. Сотрудники банка не звонят, не направляют письма и не рассылают сообщения клиентам по своей инициативе.

2. Секретная информация предназначена только для владельца карты, поэтому в ходе телефонного разговора не нужно никому сообщать персональные данные, реквизиты банковской карты и секретную информацию: CVC/CVV- код на обратной стороне карты, ПИН-код и одноразовые пароли.

3. Чтобы убедиться, точно ли вам звонит сотрудник банка, завершите разговор, а затем перезвоните по номеру, указанному на вашей банковской карте.

4. Обычно мошенники звонят в поздно вечером, ночью или ранним утром, так как в это время суток человек не способен критически анализировать информацию.

5. Если вы уверены, что вам звонил аферист, обратитесь в полицию.

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.

Фото: pixabay.com, Свойкировский.рф