Должны ли жильцы оплачивать плановые проверки газового оборудования?

Разбираемся, в каких случаях газовщики обоснованно требуют денег, а в каких - нет.

– В нашем районе по домам ходят липовые «газовщики» и предлагают диагностику и счётчики. Несколько раз их уже гоняли. На этой почве поспорили с соседом: он утверждает, что если проверки проводит «нормальная», наша организация, то платить надо. Как на самом деле?

Бесплатное техобслуживание газового оборудования проводилось только в советские времена: до 90-х годов внутридомовые газопроводы и оборудование находились на балансе газораспределительных организаций, и плата за их техобслуживание входила в тариф за газ. В конце 90-х - начале 2000-х годов на государственном уровне был принят ряд документов, которые, как отмечают некоторые специалисты, практически разрушили систему контроля внутридомового газового оборудования (ВДГО).

В 2008 году были приняты «Правила поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан» и Постановление правительства №549, в 2009-м - приказ Минрегионразвития РФ №239 о «Порядке содержания и ремонта внутридомового газового оборудования». Согласно этим документам, ответственность за состояние газового оборудования теперь лежит на потребителях: с этого момента они должны самостоятельно или через управляющую компанию заключать договоры на техническое обслуживание со специализированной организацией.

Как отмечает эксперт Общественной палаты Кировской области и руководитель АНО «ЖКХ Эксперт» Андрей Воробьев, после всех проведённых реформ «единая» газовая служба как таковая перестала существовать: газовщики поделились на сбыт, передачу, диагностику и обслуживание. Поэтому однозначно ответить на вопрос, нужно ли дополнительно оплачивать плановые проверки газового оборудования, нельзя - в каждом доме ситуация может быть индивидуальной.

Если брать ситуацию в целом, то плановые проверки внутридомового газового оборудования бывают двух видов: ежегодное обслуживание по договору с управляющей компанией (плата входит в тариф «Текущее содержание жилья») и техническая диагностика. Во втором случае вариант - платить или не платить - будет зависеть от того, прописана ли эта услуга в договоре с управляющей компанией. Если прописана, дополнительно ничего платить не надо - значит, эти работы включены в тариф. Если нет, то собственникам придётся на общем собрании утвердить стоимость этих дополнительных работ, определить способ и сроки оплаты (разово или в рассрочку, отдельной квитанцией или в квитанции от управляющей компании). Поскольку диагностика ВДГО не входит в перечень обязательных работ на доме, чаще всего эту услугу не включают в тариф на текущее содержание жилья.

При этом помимо внутридомового оборудования, к которому относятся газопроводы, подключённые к газораспределительной сети, включая вентили, есть еще и внутриквартирное - это шланг и газовая плита. За их диагностику собственник квартиры как заказчик тоже должен платить сам, это следует из п.7 Приказа Ростехнадзора от 17 декабря 2013 г. N 613 «Об утверждении «Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

– Плата за обслуживание внутриквартирного газового оборудования (ВКГО) - это порядка 600 рублей в год. Такой договор отдельно заключает каждый собственник с организацией, у которой есть соответствующая лицензия - «Газпром межрегионгаз» и тому подобные, которые проверяют плиту, шланг, кран и т.д., - отмечает Андрей Воробьев.

Список организаций, имеющих лицензию на выполнение таких работ, можно посмотреть здесь.


Как часто должны проходить плановые проверки?

В разных нормативных документах указываются разные сроки проведения проверок. Так, в п. 55 Постановления правительства №549 говорится, что поставщик должен проводить проверки не реже одного раза в полугодие. В Приказе Минрегионразвития №239 (п. 10) периодичность технического обслуживания ВДГО «устанавливается с учётом срока службы, технического состояния и условий его эксплуатации».

Как отмечают специалисты, сейчас управляющие компании придерживаются сроков, установленных Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 2017 г. N 1091 и всё тем же Приказом Ростехнадзора N 613. В этих документах сказано, что техобслуживание ВДГО должно проводиться не реже 1 раз в год, а диагностика внутридомового и внутриквартирного газового оборудования - каждые 5 лет.

При этом первичная диагностика газового оборудования, как следует опять же из Приказа Ростехнадзора N 613 (п.9) проводится по истечении его срока эксплуатации, установленного изготовителем либо проектной документацией. Однако поскольку методики оценки технического состояния ВДГО до сих пор не утверждены, поэтому суды при определении срока эксплуатации внутренних газопроводов ориентируются на 30 лет. Этот срок прописан в «Положении о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов общественных и жилых зданий МДС 42-1.2000».

Как отмечает Андрей Воробьев, если вы не согласны с предъявляемой платой и не можете самостоятельно разобраться в условиях договора (или вовсе не можете его найти), можно обратиться в Госжилинспекцию:
– Если вы не согласны платить и не считаете, что это обоснованно, то не надо платить и добровольно отдавать деньги, и уж тем более пускать посторонних людей в свою квартиру.

Однако стоит отметить, что если газовое оборудование в доме будет проверено не полностью, то ресурсники имеют право приостановить подачу газа до окончания ревизии: это условие прописано в пп. «б» п. 45 Постановления Правительства №549. Это связано с опасностью взрыва бытового газа.

Так, например, в апреле 2017 года в жилой пятиэтажке в Таганроге из-за взрыва газа погибли два человека; в марте 2017-го в Москве из-за взрыва газа пострадали 13 человек; в мае 2011-го в Новосибирске из-за неправильной эксплуатации газопровода также произошёл взрыв в 5-этажном доме, унёсший жизни двух человек, а в июле того же года в Челябинске из-за взрыва газа была повреждена конструкция дома, а хозяин квартиры, в которой произошло ЧП, был госпитализирован в тяжёлом состоянии. Ну это так, не для того чтобы вас напугать, а чтобы дать понять, для чего всё это техобслуживание и диагностика нужны.

Но проверить 100% оборудования на практике оказывается практически невозможно, так как сложно застать дома всех собственников квартир одномоментно. Поэтому допускается определённый «процент непопадания». Другими словами, отключат дом от подачи газа только в случае массового отказа жильцов пускать в дом проверяющих - в этом случае не будут оформлен эксплуатационный паспорт дома.


Коротко о главном:

1. Ответственность за состояние газового оборудования лежит на потребителях: они должны самостоятельно или через УК заключать договоры на техобслуживание.

2. Плановые проверки ВДГО бывают двух видов: ежегодное обслуживание по договору с УК и техническая диагностика (для домов старше 30 лет).

3. Техническое обслуживание ВДГО должно проводиться один раз в год, диагностика - раз в 5 лет.

4. Если вы не согласны с предъявляемой платой, обращайтесь в ГЖИ.

5. Если большой процент оборудования в доме не будет проверен, дом могут отключить от подачи газа.


Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.

Фото: gro32.ru