Киров спортивный Киров в лицах Эксперименты Подкасты Красота и здоровье Кружки и секции Песочница
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Интервью
  • Юрий Сауров: «Откуда возьмутся технопарки, если у нас не будет физики?»

Юрий Сауров: «Откуда возьмутся технопарки, если у нас не будет физики?»

Автор:
9 февраля 2015, в 11:08
Просмотров: 3296

8 февраля наша страна отметила День российской науки. Мы побеседовали с известным кировским ученым о нужности физики, подвижниках науки и чем отличается экстрасенсорика от научного знания.

Юрий Аркадьевич Сауров - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования. Известный ученый, педагог. Автор 400 научных и учебно-методических работ, среди них федеральный учебник в четырех книгах (в соавторстве), 9 пособий для учителей в издательстве «Просвещение», несколько десятков монографий и методических пособий. Общее количество его научных и публицистических работ около пятиста.


Под научным руководством Юрия Аркадьевича защищено 10 кандидатских диссертаций, он организовал 6 Всероссийских конференций. В 1995 году он возглавил первый в нынешнем ВятГГУ диссертационный совет.

О науке и служении ей

Юрий Сауров: «Откуда возьмутся технопарки, если у нас не будет физики?»

Науке надо служить, и я делаю это. Но служение это может быть разным. Можно быть вахтером на входе в университет, а я служу науке как живому организму, как другу, как существу. Я ее люблю и уважаю. Если говорить точно, то наука – это образование деятельности человека, она сама по себе не существует. Наука живет с помощью нас, но она живет без нас, в какой-то степени представляя человечество выше самого себя. Простой пример: на борту одного из спутников серии «Пионер» отправили в межгалактическое пространство металлическую пластину, на которой выбита информация о Земле, ее координатах, музыкальных произведениях, научных знаниях. Кто увидит эту пластинку, возможно, через миллиард лет, увидит, кем мы были. И в этом отношении наука улетела вместе с этим спутником. Через миллиард лет Земли почти наверняка не будет, а это сообщение останется.

О физике без границ

Человек – это самый сладкий, самый интересный объект для изучения. Сфера моих научных интересов – методика обучения физике. Сама физика как интеллектуальная область деятельности не имеет границ. Достижений у нее столько, что другие науки с ней соперничать не могут.
Физика в школе, как я писал, это предмет гуманитарный. Основная цель – изменить человека, его мышление и мировоззрение, расширить его кругозор, дать ему инструменты для изменения жизни. Например, на даче, чтобы сдвинуть камень, проще всего использовать рычаг. Это физика в чистом виде.

Есть два бесконечных ресурса для человека на Земле. Первый – энергия Солнца. В рамках скоротечной человеческой жизни его можно считать не имеющим предела, к тому же, он бесконечно тиражируем. Второй ресурс – это знание, прежде всего – научное.

О научной работе

Меня всегда тянуло в науку. После окончания института я три года отработал в сельской школе учителем, и после этого в силу предрасположенности я уже ничем иным заниматься не мог. Когда долго занимаешься чем-то одним, то профессию сменить очень сложно. Жизнь показывает, что должна быть специализация, нужно набивать руку в определенной области. Я поступил в аспирантуру и продолжил работать в научной стезе.

У меня около 480 опубликованных работ, с публицистикой – примерно 500. 20 книг опубликовано в крупных московских издательствах, в «Просвещении» около десяти. Мой бывший научный руководитель, коренной вятчанин, Василий Григорьевич Разумовский (который до сих пор в добром здравии и может генерировать идеи и реализовывать проекты) пригласил меня быть соавтором учебника для старшей средней школы. Это пособие вышло в издательстве «Владос».

Юрий Сауров: «Откуда возьмутся технопарки, если у нас не будет физики?»

В Кирове он используется в 16 школе точно, в других, насколько я знаю, фрагментарно. Я - автор методики по самому распространенному в России учебнику физики для 10-11 класса под редакцией Мякишева. По нему учится 90% школьников. Министерство образования решило поменять правила и уйти от тестов с выбором ответа, но учебник был рассчитан именно на это. Что же делать в таком случае учителям? Сегодня одно, а завтра – другое. Такие решения – просто катастрофа для методики и практики обучения физики.

Практика экспериментирования на уроках физики ушла из школ в 90-е годы. Выросло поколение учителей, которым уже это не интересно. Но без этого нет будущего. Откуда возьмутся те же самые технопарки, если у нас не будет физики, естествознания, инженеров? Если не будет мотивации – все пойдут работать менеджерами по продажам.

О коммуникации

В обучении есть проблемы: мышление, понимание, предметная деятельность и рефлексия. Развиваться должно все, в совокупности. Коммуникация – великая вещь. Не случайно менеджеры – это величайший инструмент. Но он неэффективен. Коммуникация в том виде, в котором существует, не тянет за собой ни мышления, ни рефлексию, ни предметную деятельность. На одной коммуникации ничего не построить. На этом паразитируют лженауки. Завтра я открою лабораторию экстрасенсорики, а послезавтра я буду получать министерскую зарплату, очередь будет стоять на два квартала. Вот как можно раскрутиться. А если применить гипноз, психотехники, то вообще удовольствию предела нет. В науке все не так.

О будущем преподавания физики

Будущих учителей-физиков на пяти курсах не более двадцати. Публично и непублично я часто повторяю для различных людей: «да вы, братцы, проснитесь!». Хотя бы формальная подготовка учителя должна длиться не менее 5 лет. Кроме этого, нужны абитуриенты не абы кто, а замотивированные для педагогической работы. Но и это не все. Должны быть современные условия для современной работы студентов. За счет каких ресурсов это можно сделать, если у нас 20 студентов? Кировская область через 2-3 года столкнется со страшной проблемой отсутствия учителей физики, вообще каких нибудь. А ведь надо современных. У нас пока сохраняется научная база в лице меня и моих коллег, но видимо, большого интереса к этому нет.

О нужности физики

Может быть, физики в школе не должно быть? Я считаю, что физика в школе - это системообразующий предмет. Не будет физики в школе - будет падать уровень освоения и изучения гуманитарных наук. Уж я не говорю про химию, географию, другие близкие естественно-научные дисциплины. Начнет деградировать и математика. Конечно, это великая вещь, выше физики в какой-то степени, это язык. Но мы, физики, даем ей площадку для развития.

Однажды я принимал участие в международной научной конференции в Санкт-Петербурге. Одним из выступающих был известный адвокат Генри Резник. Меня поразило то, что в адвокатской практике есть такой познавательный инструмент, как построение гипотезы. Затем развитие гипотезы до модели и поиск под нее аргументов. То же самое в физике. Только на ее уроках ученик в явном виде учится строить гипотезы.

Об аспирантах

Методика обучения физике - узкая отрасль образования и мне в этом отношении повезло. Я очень осторожно подбирал аспирантов. Их было 11, из них доучились 10. Практически все остались в образовании. Кто работает в Кирове - все лидеры в области физико-математического образования нашего города и отчасти области. Один из первых моих аспирантов - Константин Анатольевич Коханов, он сейчас работает заместителем директора в центре дополнительного образования одаренных школьников. Он опубликовал много работ, у нас есть две совместные монографии. Сейчас он активно работает над завершением докторской диссертации. Для периферии защитить такую работу - подвиг. Я хочу, чтобы он пришел в институт на мою должность, мне на смену.

Сформировать элиту - важная задача, но не менее важно поднять уровень общего образования.
Еще один мой аспирант, один из лидеров физико-математического образования Кировской области - это Михаил Васильевич Исупов, директор физико-математического лицея. Он активно работает, востребован, голова у него ясная. Тема диссертации у него была интересная и многообещающая, и он совершил в ней определенный рывок вперед. Михаил Васильевич мог бы и дальше заниматься наукой, двигаясь семимильными шагами, но у него хватает своей работы. Однако для методики обучения в образовании Исупов сделал своеобразное открытие, организовав на базе ФМЛ всероссийскую конференцию "Настоящее и будущее физико-математического образования". Проводить в школе такую статусную и под таким обязывающим названием конференцию, на которую приезжают ученые от Калининграда до Екатеринбурга - это дорогого стоит. Причем это удовольствие никто не финансирует, тут работают подвижники. Без создания научной ауры и интеллектуальной атмосферы инновационному заведению не выжить. Я это прекрасно понимаю и сам с удовольствием принимаю участие в этой конференции.

Юрий Сауров: «Откуда возьмутся технопарки, если у нас не будет физики?»

Еще одна моя аспирантка - Ольга Леонидовна Лежепекова. До прошлого года она работала в Институте развития образования Кировской области методистом-физиком. Она в свое время защищала тему по современному школьному учебнику физики. Сейчас она работает в 16 школе учителем физике, и насколько я знаю, завучем по научно-методической работе. Он участвует в конференциях, пишет статьи.

В прошлом году после 6 лет сомнений я взял аспирантку, мою дипломницу.

В общем, подавляющее большинство бывших моих аспирантов трудятся на благо образования. Что насчет роста дальше - это больше не дело человека, а роль обстоятельств.

Об отношении к науке

Ученый должен любить и уважать свое дело. Преподавать без любви тоже нельзя. Личностное отношение к знанию - великая вещь. Тогда и ученики будут любить, уважать и преклоняться перед наукой. В этом отношении мне с аспирантами повезло.

Фото: предоставлены Ю.А. Сауровым

Все соцсети
Комментарии
19
 
Комментарии (19)
Предложить новость
 
ЛУЧШЕЕ НА ПОРТАЛЕ
Комментарии
 
KonVpalto
 
KonVpalto
Ссылка на комментарий 9 февраля 2015, в 13:24
Вдруг, откуда ни возьмись, ниоткуда не взялось.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 9 февраля 2015, в 20:43
Я в школе физику не любил, но ее полезность понимаю. Нельзя ее гнобить.
Принцесса Пупырка
 
Принцесса Пупырка
Ссылка на комментарий 10 февраля 2015, в 12:39
Какой приятный мужчина. Вот о нем можно сказать "интеллект на лицо".
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 10 февраля 2015, в 13:07
хватит уже плодить технических специалистов, они лишние в России, а тем более в Кирове. хватит агитировать людей учиться. быть специалистом в россии - это быть человеком третьего сорта и жить в постоянном унижении. в Росии уже нет и , наверное , уже не будет ни освоения космоса , ни прорывов в физике, энергетике, электронике, генетике ... Нет ничего о чем можно было бы мечтать, поэтому специалисты в России никому не нужны
Принцесса Пупырка
 
Принцесса Пупырка
Ссылка на комментарий 10 февраля 2015, в 14:43
Гость, не стоит быть таким пессимистом. Всегда есть возможность стать хорошим специалистом за границей, если Родина в них не нуждается. Меня вот лично уже тошнит от слова "менеджер".
Сергей Корякин
 
Сергей Корякин
Ссылка на комментарий 15 февраля 2015, в 21:54
Принцесса Пупырка, у нас по стране одни менеджеры, бухгалтеры, экономисты, маркетологи и т.п. Еще буквально 30 лет было очень много технарей, сейчас людей, работающих на технической основе, очень мало.
Сергей Корякин
 
Сергей Корякин
Ссылка на комментарий 12 февраля 2015, в 11:05
Да что же говорить об физике в школах? Если в самом ФМЛе уже физики почти нет. Там только 2 учителя хороших остались, один из которых работает директором лицея и депутатом, как вы понимаете часов в школе у него не много, а для лицея, где физика лежит в основе это очень мало. Знаю 6 школ в Кирове, где работают физики в возрасте от 60 и больше. А значит еще через лет 8 физики не то что критически будет не хватать, как сейчас, ее просто не будет. Физика - самый сложный для учеников в школе предмет, поэтому ученики его не любят. Но если привить любовь ученика, то может будущее физики еще не потеряно. А привить интерес может только учитель. Раньше в Пединституте (нынешний ВЯТГГУ) были отдельно физфак, матфак, а сейчас их объединили в один факультет ИМФ. На котором нет чистого профиля: учитель физики. ВятГГУ хоть и пытается как-то повысить количество абитурентов на ИМФ к себе, но все без результатов.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 14 февраля 2015, в 17:36
Сергей Корякин, мда. куда катится физическое образование.
Сергей Корякин
 
Сергей Корякин
Ссылка на комментарий 14 февраля 2015, в 19:19
Гость, да не только физическое образование, а все техническое: физика, математика, инженерия и т.п. Учителей математики пока достаточно, но в скором времени их тоже не будет хватать, т.к. работают все почти пенсионного возраста.
Нина М-Р
 
Нина М-Р
Ссылка на комментарий 14 февраля 2015, в 17:54
Большое спасибо за эту статью! Очень важно доносить информацию и от таких выдающихсся людей, и о таких выдющихся людях. Хочется вспомнить самым добрым словом моего любимого учителя физики в старших классах хим-биол. школы №55 Ю.В. Плюснина. Он преподавал уже будучи пенсионером, даже шутил, что его первые ученицы уже сами бабушки и на пенсии. Благодаря ему мне понравилась физика, лучше и иначе стала работать моя соображалка ))
Сергей Корякин
 
Сергей Корякин
Ссылка на комментарий 14 февраля 2015, в 19:26
Nina Minina, вот на самом деле интерес к предмету прививает только учитель, даже родители не могут так сильно повлиять на предрасположенность к какому-либо школьному предмету. И многие говорят, что математика больше всех других предметов влияет на логику человека, но я не спорю с этим, а наоборот подтверждаю, но, как мне кажется, на логику больше влияет решение физических задач, т.к. как показывает практика математические навыки меньше требуются в жизни чем физические.
Нина М-Р
 
Нина М-Р
Ссылка на комментарий 14 февраля 2015, в 19:54
Сергей Корякин, да, от учителя много зависит. это я смогла понять, потому что училась в нескольких школах (№1 в Омутнинске, №22 и №55 в Кирове). ощутила на собственном опыте разницу ) вот с математикой-то у меня по жизни очень худо... )))
Анна Короулина
 
Анна Короулина
Ссылка на комментарий 15 февраля 2015, в 12:22
Nina Minina, вы не одна такая. )) Я училась в 4-х школах.
Сергей Корякин
 
Сергей Корякин
Ссылка на комментарий 15 февраля 2015, в 21:53
Анна Короулина, ого 4 школы. Это же очень большая психологическая нагрузка на человека. Лично я почти полтора года думал уходить из школы после 9-ого класса или остаться.
Сергей Корякин
 
Сергей Корякин
Ссылка на комментарий 15 февраля 2015, в 21:51
Nina Minina, я тоже это понял, так как до 10 класса учился в 46 гимназии, затем перешел в физико-математический лицей. И я ощутил существенно разницу. И одному из них я благодарен за то, что привил к мне любовь к физике. Мне стала интересна эта наука.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 17 февраля 2015, в 15:46
И что же дает вам знание физики ?? вы без него телевизор не можете включить ? или без нее не знаете что предметы падают вниз, а кирпич тонет в воде? Да большинство из вас после нескольких лет "изучения" физики не сможет внятно объяснить, как работает электропроводка в собственной квартире или холодильник. Для большинства современных людей общества потребления знание физики - абсолютно бесполезно и нужно только для раздувания собственной важности, причем перед собой, остальным ваши знания безразличны
Сергей Корякин
 
Сергей Корякин
Ссылка на комментарий 17 февраля 2015, в 15:57
Гость, вы говорите о прямых навыках псле изучения физики. А еще с помощью этой науки развивается точность принятия решений, логика, мышление и т.д.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 17 февраля 2015, в 16:46
Сергей Корякин, тогда лучше философия, математика, логика... история, в конце концов
Сергей Корякин
 
Сергей Корякин
Ссылка на комментарий 17 февраля 2015, в 16:48
Гость, каждый сам выбирает для себя что ему нужно.
 
   
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
Свойкировский.рф