Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Свои люди
  • Варвара Коровина: «Создание беби-спектакля – это как родительство»

Варвара Коровина: «Создание беби-спектакля – это как родительство»

Московский театральный продюсер привезла в Киров семинар-модуль «Там, где кончается театр». Она обучает методикам дизайн-мышления, используемым при создании новых работающих проектов, востребованных аудиторией.

Автор:
10 апреля 2017, в 08:42
Просмотров: 1466
Варвара Коровина известна как продюсер проекта « BABY LAB», который развивает новый в России жанр «беби-театр». Она куратор первого международного фестиваля беби-спектаклей «Кукуся» и театральных фестивалей «Беби Weekend». Кому и зачем нужно дизайн-мышление, почему оно становится востребованным именно сейчас и что такое беби-театр, читайте в нашем интервью.

Варвара, расскажите, в чём суть семинара?

- Семинар «Там, где кончается театр», который мы в Кирове провели для педагогов, хореографов и театральных деятелей, направлен на создание новых социальных проектов с детьми и для детей разного возраста.

Что такое дизайн-мышление?

- Дизайн мышление – это методика, которую изобрели где-то в 60-х годах. Она довольно универсальна, её часто используют при создании новых продуктов в масс-маркете. Она основывается на том, что ты, создавая что-то новое, отталкиваешься не от того, что ты хочешь сделать и продвинуть на рынок, а от того, что на самом деле нужно этому рынку здесь и сейчас. Для бизнеса эта идея совсем не нова, а вот для рынка культуры в России – абсолютно нова. Вот, например, все школьные учителя должны придумывать проекты с детьми – у них такое, так сказать, госзадание. Много лет уже говорят, что надо работать с подростками. Но кто спрашивает у подростков, что им нужно, кто исследует их страхи, опасения, систему ценностей, картину мира, в которой они живут? Никто. А оказывается, что когда мы начинаем про это специально думать, немного играем с детьми, чтобы выяснить, что для них по-настоящему важно, у нас получаются искренние проекты, которые могут в чём-то помочь ребенку, могут его заинтересовать, вовлечь.

А чем это отличается от маркетинговых инструментов?

- Маркетинговые исследования – это совсем другое. Это сложно, долго, затратно, требует больших ресурсов и часто нерелевантно, потому что мир вокруг нас очень быстро меняется. Буквально пять лет назад у нас не было такого влияния соцсетей, а сегодня они сильно влияют на наш ежедневный контекст, на то, как мы потребляем продукты, как мы общаемся с людьми, что ставим в приоритет. Дизайн-мышление – это метод более простой, основанный на игровых методиках, наблюдении, простых опросах небольших целевых групп. Самое главное, что тебе совсем не нужно быть маркетологом, чтобы узнавать что-то о своей аудитории. Просто выйди на улицу, выйди из стен своего музея, библиотеки или театра, поставь на городском мероприятии два стенда с описанием своих будущих проектов и попроси прохожих приклеить к ним зелёную бумажку, если идея нравится, или красную бумажку – если нет. Уже такое мини-исследование поможет тебе многое понять и про свою аудиторию, и про свой проект, и предсказать его востребованность. Дизайн-мышление – отличный инструмент, если речь идёт о театре. Театр вообще очень редко выходит, что называется, в поля. Такие вещи театру делать очень важно, это, как минимум, повышает лояльность. Например, Красноярский театр юного зрителя работает по такой схеме. Они проводят публичные читки, обсуждения со зрителями, мероприятия, и у них такая большая зрительская любовь! Когда они уезжают на гастроли, перед театром собирается полная площадь поклонников и провожает их.

Варвара Коровина: «Создание беби-спектакля – это как родительство»

Какие задания вы даёте на мастер-классах?

- Мы интересно знакомились. Поделились на группы по четыре человека и каждый должен был рассказать, как он пришёл в профессию. Задача всех остальных - активно слушать и потом рассказывать друг о друге от первого лица. Здесь важно не оценивать. Все быстро мобилизуются и погружаются в процесс. Это упражнение из театральной педагогики, оно связано с дизайн-мышлением тем, что фокус быстро переключается с себя на других, мы не оцениваем, а сливаемся с персонажем, пытаясь передать в точности образ его мышления. Первый большой этап семинара - участники составляют карту мира, в котором мы сейчас живем. В ней отмечаются 10 факторов того, что изменилось в человеческом поведении в зависимости от времени, 10 факторов, которые изменились по отношению к прошлому контексту, 10 факторов, которые не изменились и 10 факторов, характерных для нашей страны, города или района. Затем участники переходят к тезису «что я хочу изменить». Это и будет та цель, с которой они будут работать. Она должна быть максимально конкретной. Через эту работу картина проясняется и обрастает контекстом, который анализируется и из этого вырастает конкретный проект.

Кто и с каким запросом пришёл на семинар?

- В группе 21 человек, в основном это педагоги дополнительного образования, учителя английского языка, есть хореографы и представители кукольного театра. Кто-то из них работает с подростками, кто-то готовит проект по работе с родителями, есть группа, которая хочет заниматься социальным театром и инклюзивными проектами.

Расскажите о проекте « BABY LAB». Что это? Насколько ново для России?

- Мы запустили этот проект три года назад в центре им. Мейерхольда. Тогда в России системно никто не занимался театром для самых маленьких зрителей, а это зритель от 6 месяцев до 3-4 лет. Нам хотелось развивать этот жанр. Сначала мы пригласили итальянского режиссера Роберто Фробетти и обучили первые 20-25 человек, которые поставили в первый театральный сезон девять спектаклей. Это было грандиозно! И мы собрали из этих спектаклей специальную программу «Театр: беби версия» и презентовали её на «Золотой Маске» в 2015 году. Так чистая авантюра превратилась в реальный проект: создаются и играются спектакли, проводятся школы и фестивали, создаётся сообщество людей, увлечённых беби-театром по всей стране, воспитывается новый зритель. Сегодня мы провели первый международный фестиваль беби-спектаклей «Кукуся» - огромное количество счастливых детских и родительских глаз и невероятная атмосфера. Мы очень рады, что это случилось с нами со всеми, и надеемся запустить движение «Кукуси» по России.

В чём особенность беби-спектаклей?

- Во-первых, они камерные. Там максимум 50 мест для детей и родителей, которые сидят в обнимку друг с другом. Нет подъёма сцены, всё должно быть на уровне глаз ребёнка, который сидит на подушке. В самом спектакле минимум конфликтов.

Варвара Коровина: «Создание беби-спектакля – это как родительство»

Беби-спектакль рождается в процессе работы актёров, режиссёров и зрителей. К тому же беби-спектакли предполагают более широкий список тем. Пока в России в почёте три основные темы: сны и фантазии, цвета, сезоны. Но жанр развивается и появляется большее разнообразие. В беби-спектакле актёру важно держать внимание каждого зрителя, с каждым устанавливать контакт. Постановки очень деликатны, глубоки, даже взрослому интересно их смотреть, они дают богатый материал для размышления.

Могут ли дети разговаривать во время спектакля, выходить на сцену?

- Вы знаете, маленькие дети очень легко принимают условия театра. Сейчас они зрители и нужно сидеть и смотреть. Огромное количество информации дети получают, просто наблюдая. И все интерактивные части (потрогать, полизать, выйти на сцену, поговорить с актером) мы переносим на конец спектакля. Ребёнку обязательно нужно свои визуальные впечатления пережить кинетически. Поэтому этот момент, когда спектакль заканчивается и актёры предлагают детям войти в пространство сцены и поиграть с ними, очень важен.

Обязательно ли делать этот спектакль с педагогами и психологами?

- Почему-то все так боятся детей, что им хочется получить золотое правило, что делать с детьми можно, а что нельзя. Но эти правила ограничивают фантазию художника. Не стоит бояться экспериментировать. Если ты по-настоящему хочешь работать для такой аудитории, если ты к ней открыт и внимателен, ты точно не навредишь. Для того, чтобы стать родителем, не нужно быть ни психологом, ни педагогом. Всё приходит само собой. Создание спектакля – это как родительство. Тем для разговора с маленькими в театре и способов этого разговора может быть великое множество. Это как с дизайн-мышлением: маркетологи не нужны, чтобы начать проектировать.

Будет ли в Кирове интерес к беби-театру?


- Запрос в Кирове на беби-театр есть уже сейчас. Есть ребята, которые начали двигаться в этом направлении. Уверена, что скоро и у вас станут появляться беби-спектакли.


ТЕГИ: мастер-классы, бэби-спектакль, театр
 
 
 
1
 
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
   
 
Свойкировский.рф