Московский театральный продюсер привезла в Киров семинар-модуль «Там, где кончается театр». Она обучает методикам дизайн-мышления, используемым при создании новых работающих проектов, востребованных аудиторией.
Варвара Коровина известна как продюсер проекта « BABY LAB», который развивает новый в России жанр «беби-театр». Она куратор первого международного фестиваля беби-спектаклей «Кукуся» и театральных фестивалей «Беби Weekend». Кому и зачем нужно дизайн-мышление, почему оно становится востребованным именно сейчас и что такое беби-театр, читайте в нашем интервью.
Варвара, расскажите, в чём суть семинара?
- Семинар «Там, где кончается театр», который мы в Кирове провели для педагогов, хореографов и театральных деятелей, направлен на создание новых социальных проектов с детьми и для детей разного возраста.
Что такое дизайн-мышление?
Что такое дизайн-мышление?
- Дизайн мышление – это методика, которую изобрели где-то в 60-х годах. Она довольно универсальна, её часто используют при создании новых продуктов в масс-маркете. Она основывается на том, что ты, создавая что-то новое, отталкиваешься не от того, что ты хочешь сделать и продвинуть на рынок, а от того, что на самом деле нужно этому рынку здесь и сейчас. Для бизнеса эта идея совсем не нова, а вот для рынка культуры в России – абсолютно нова. Вот, например, все школьные учителя должны придумывать проекты с детьми – у них такое, так сказать, госзадание. Много лет уже говорят, что надо работать с подростками. Но кто спрашивает у подростков, что им нужно, кто исследует их страхи, опасения, систему ценностей, картину мира, в которой они живут? Никто. А оказывается, что когда мы начинаем про это специально думать, немного играем с детьми, чтобы выяснить, что для них по-настоящему важно, у нас получаются искренние проекты, которые могут в чём-то помочь ребенку, могут его заинтересовать, вовлечь.
А чем это отличается от маркетинговых инструментов?
А чем это отличается от маркетинговых инструментов?
- Маркетинговые исследования – это совсем другое. Это сложно, долго, затратно, требует больших ресурсов и часто нерелевантно, потому что мир вокруг нас очень быстро меняется. Буквально пять лет назад у нас не было такого влияния соцсетей, а сегодня они сильно влияют на наш ежедневный контекст, на то, как мы потребляем продукты, как мы общаемся с людьми, что ставим в приоритет. Дизайн-мышление – это метод более простой, основанный на игровых методиках, наблюдении, простых опросах небольших целевых групп. Самое главное, что тебе совсем не нужно быть маркетологом, чтобы узнавать что-то о своей аудитории. Просто выйди на улицу, выйди из стен своего музея, библиотеки или театра, поставь на городском мероприятии два стенда с описанием своих будущих проектов и попроси прохожих приклеить к ним зелёную бумажку, если идея нравится, или красную бумажку – если нет. Уже такое мини-исследование поможет тебе многое понять и про свою аудиторию, и про свой проект, и предсказать его востребованность. Дизайн-мышление – отличный инструмент, если речь идёт о театре. Театр вообще очень редко выходит, что называется, в поля. Такие вещи театру делать очень важно, это, как минимум, повышает лояльность. Например, Красноярский театр юного зрителя работает по такой схеме. Они проводят публичные читки, обсуждения со зрителями, мероприятия, и у них такая большая зрительская любовь! Когда они уезжают на гастроли, перед театром собирается полная площадь поклонников и провожает их.
Какие задания вы даёте на мастер-классах?
- Мы интересно знакомились. Поделились на группы по четыре человека и каждый должен был рассказать, как он пришёл в профессию. Задача всех остальных - активно слушать и потом рассказывать друг о друге от первого лица. Здесь важно не оценивать. Все быстро мобилизуются и погружаются в процесс. Это упражнение из театральной педагогики, оно связано с дизайн-мышлением тем, что фокус быстро переключается с себя на других, мы не оцениваем, а сливаемся с персонажем, пытаясь передать в точности образ его мышления. Первый большой этап семинара - участники составляют карту мира, в котором мы сейчас живем. В ней отмечаются 10 факторов того, что изменилось в человеческом поведении в зависимости от времени, 10 факторов, которые изменились по отношению к прошлому контексту, 10 факторов, которые не изменились и 10 факторов, характерных для нашей страны, города или района. Затем участники переходят к тезису «что я хочу изменить». Это и будет та цель, с которой они будут работать. Она должна быть максимально конкретной. Через эту работу картина проясняется и обрастает контекстом, который анализируется и из этого вырастает конкретный проект.
Кто и с каким запросом пришёл на семинар?
Кто и с каким запросом пришёл на семинар?
- В группе 21 человек, в основном это педагоги дополнительного образования, учителя английского языка, есть хореографы и представители кукольного театра. Кто-то из них работает с подростками, кто-то готовит проект по работе с родителями, есть группа, которая хочет заниматься социальным театром и инклюзивными проектами.
Расскажите о проекте « BABY LAB». Что это? Насколько ново для России?
Расскажите о проекте « BABY LAB». Что это? Насколько ново для России?
- Мы запустили этот проект три года назад в центре им. Мейерхольда. Тогда в России системно никто не занимался театром для самых маленьких зрителей, а это зритель от 6 месяцев до 3-4 лет. Нам хотелось развивать этот жанр. Сначала мы пригласили итальянского режиссера Роберто Фробетти и обучили первые 20-25 человек, которые поставили в первый театральный сезон девять спектаклей. Это было грандиозно! И мы собрали из этих спектаклей специальную программу «Театр: беби версия» и презентовали её на «Золотой Маске» в 2015 году. Так чистая авантюра превратилась в реальный проект: создаются и играются спектакли, проводятся школы и фестивали, создаётся сообщество людей, увлечённых беби-театром по всей стране, воспитывается новый зритель. Сегодня мы провели первый международный фестиваль беби-спектаклей «Кукуся» - огромное количество счастливых детских и родительских глаз и невероятная атмосфера. Мы очень рады, что это случилось с нами со всеми, и надеемся запустить движение «Кукуси» по России.
В чём особенность беби-спектаклей?
В чём особенность беби-спектаклей?
- Во-первых, они камерные. Там максимум 50 мест для детей и родителей, которые сидят в обнимку друг с другом. Нет подъёма сцены, всё должно быть на уровне глаз ребёнка, который сидит на подушке. В самом спектакле минимум конфликтов.
Беби-спектакль рождается в процессе работы актёров, режиссёров и зрителей. К тому же беби-спектакли предполагают более широкий список тем. Пока в России в почёте три основные темы: сны и фантазии, цвета, сезоны. Но жанр развивается и появляется большее разнообразие. В беби-спектакле актёру важно держать внимание каждого зрителя, с каждым устанавливать контакт. Постановки очень деликатны, глубоки, даже взрослому интересно их смотреть, они дают богатый материал для размышления.
Могут ли дети разговаривать во время спектакля, выходить на сцену?
Могут ли дети разговаривать во время спектакля, выходить на сцену?
- Вы знаете, маленькие дети очень легко принимают условия театра. Сейчас они зрители и нужно сидеть и смотреть. Огромное количество информации дети получают, просто наблюдая. И все интерактивные части (потрогать, полизать, выйти на сцену, поговорить с актером) мы переносим на конец спектакля. Ребёнку обязательно нужно свои визуальные впечатления пережить кинетически. Поэтому этот момент, когда спектакль заканчивается и актёры предлагают детям войти в пространство сцены и поиграть с ними, очень важен.
Обязательно ли делать этот спектакль с педагогами и психологами?
Обязательно ли делать этот спектакль с педагогами и психологами?
- Почему-то все так боятся детей, что им хочется получить золотое правило, что делать с детьми можно, а что нельзя. Но эти правила ограничивают фантазию художника. Не стоит бояться экспериментировать. Если ты по-настоящему хочешь работать для такой аудитории, если ты к ней открыт и внимателен, ты точно не навредишь. Для того, чтобы стать родителем, не нужно быть ни психологом, ни педагогом. Всё приходит само собой. Создание спектакля – это как родительство. Тем для разговора с маленькими в театре и способов этого разговора может быть великое множество. Это как с дизайн-мышлением: маркетологи не нужны, чтобы начать проектировать.
Будет ли в Кирове интерес к беби-театру?
Будет ли в Кирове интерес к беби-театру?
- Запрос в Кирове на беби-театр есть уже сейчас. Есть ребята, которые начали двигаться в этом направлении. Уверена, что скоро и у вас станут появляться беби-спектакли.