В ближайшие шесть лет в России должна появиться новая отрасль в экономике, связанная с БПЛА. Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года утвердили ещё летом 2023 года в правительстве РФ. А уже в 2024 году в Кирове открылась первая лицензированная школа операторов дронов «Аэрогении». Для чего нужны беспилотники «на гражданке» порталу Свойкировский рассказал руководитель кировского филиала школы операторов дронов Виталий Оруджов.
Справка
Оруджов Виталий Ибрагимович родился в Нововятске, поступил в училище в Кирове и занимался спортом. Потом – армия, работа в полиции и служба в зоне СВО командиром отделения роты разведки. Удостоен государственной награды «За заслуги перед Отечеством» II степени. В феврале 2023-го Виталий получил первое ранение. Второе – 30 января 2024 года, тогда при выдвижении на позиции группа Виталия попала под обстрел кассетными боеприпасами. У военного был задет позвоночник с частичным повреждением спинного мозга. Его комиссовали. Сейчас Виталий Ибрагимович руководит филиалом школы операторов дронов «Аэрогении» в Кирове.
– Как вам пришла идея открыть школу в Кирове?
– После первого ранения. Нашему разведвзводу был поставлен боевой приказ выдвинуться на первую линию соприкосновения с противником и оказать содействие группе штурмовиков во взятии лесопилки, где располагался враг. Нашей задачей было вызвать на себя огонь и создать огневую завесу, чтобы отвлечь внимание противника. В это время должны были заходить штурмовики. Также в нашу задачу входило прикрытие группы в случае отката. Это был план «А». Зачастую он не работает. Так было и у нас. Когда в рацию закричали «300», мы с моими товарищами побежали в зону штурма вытаскивать своих. Всё это было под перекрёстным огнём, потому что был стрелковый бой, а наш отход сопровождался ударами миномёта 120 и 80 мм. Во всей этой истории меня тогда удивило и поразило, что над нами всегда был дрон, «птичка». И враг знал о каждом нашем передвижении и манёвре, а «птичка» давала точные координаты для ударов миномёта. Били точно. И попали.
Но на тот момент у меня не было ни технических средств, ни полномочий, чтобы создать подразделение БПЛА, поэтому идея ушла в долгий ящик. После второго ранения, которое я получил уже в этом году, стало понятно, что выполнять боевые задачи я не смогу и меня комиссуют. Тогда же мой боевой товарищ Евгений Волосов открыл школу операторов дронов в Челябинске. И я решил присоединиться к его команде. 27 июля 2024 года филиал школы «Аэрогении» был торжественно открыт в Кирове.
– Ваша первая встреча с дроном – как это было?
– Первая встреча произошла во время выполнения боевого задания. Был штурм. Я помню, как лежал в воронке от прилёта и над нами висел вражеский дрон. Он корректировал артиллерию, и по нам бомбили, не давали отойти, вытащить раненых, убитых. У врага армия дронов. Они кишат повсюду. Они не только наблюдают и корректируют, они атакуют и сбрасывают снаряды. Это жутко. Именно так погибли два моих друга.
– Нашим читателям было бы очень интересно узнать, могут ли помочь знания о БПЛА при гипотетической атаке дронов? Что следует знать каждому?
– На самом деле это самый часто задаваемый вопрос. Конечно поможет. Почему? Когда ты, хотя бы даже базово, знаешь тактико-технические характеристики дронов, то сможешь определить, какой именно аппарат в небе. Они отличаются звуком полёта. Звук может быть ревущий, жужжащий, есть отличия и в траектории полёта, в запасе батареи. Если ты разбираешься в этом и тебе пришлось встретиться с одним из этих дронов, ты будешь знать, как себя вести. Например, во время выполнения боевого задания на СВО мы с товарищами выдвигались на позиции, и нас начал преследовать беспилотник. Благодаря тому, что я смог определить его тип, я начал активно маневрировать и чудом смог уйти. Дрон упал рядом, нас не задело, я остался жив.
FPV-дрон – очень маневренный, он жужжит, и от него спастись практически невозможно, если только в какое-то укрытие прыгать. От «Мавика» можно спастись, даже если летит со сбросником (с системой сброса груза для дрона. – Прим. ред.). Важно уходить перпендикулярно дрону, потому что он не может так быстро маневрировать.
Фото: запуск FPV-дрона на практическом занятии школы «Аэрогении»
– Как могли бы развиваться события, если бы среди военнослужащих, да и среди мирных жителей, с начала СВО было больше специалистов БПЛА?
– Да, хороший вопрос. Но на самом деле я не знаю, как было бы. Ситуация уже произошла. Действительно, операторы очень нужны. Поэтому такие школы, как наша, нужны стране. И не только чтобы эффективно поражать позиции и технику противника, но и для гражданских целей.
– А если говорить о гражданском применении, как вы считаете, где самые большие перспективы?
– Вообще, как говорит наш президент, в любую отрасль экономики можно внедрить БПЛА. Это и мониторинг окружающей среды, и охранные действия, и георазведка. Специалисты в этой области сейчас на вес золота, и спрос на них только растёт. По прогнозам, в 2025 году 90 тысяч специалистов будут трудиться в этой сфере. Так что если задумываетесь о новой профессии в перспективном направлении, то вам – к нам! Сейчас даже среди детей проходят соревнования по управлению дронами. Подрастающее поколение совершенно спокойно управляют коптерами. Поэтому мы в октябре запускаем детский «Аэрогений» для детей от 10 до 16 лет, где будем обучать детей пилотированию, собирать и программировать дроны. Создадим свою мощную команду, чтобы участвовать в соревнованиях, в том числе и международных.
– Какие навыки вы считаете необходимыми для успешного обучения в вашей школе. Как вы помогаете развивать эти компетенции?
– Важна мелкая моторика, глазомер, умение выбрать место, откуда взлететь, как посадить, ориентирование на местности, картография, топография. И всем этим навыкам мы в нашей школе обучаем. Но это только звучит сложно. На самом деле всё гораздо проще. Уникальность нашей методики в том, что она простая. Уже за несколько практических и теоретических занятий человек начинает уверенно «летать» на FPV-дронах или Mavic.
Всё благодаря нашим инструкторам, людям, за плечами которых не только теория, но и реальный боевой опыт. Например, Владимир после университета сразу отправился на контрактную службу, где прослужил три года. Получил тяжёлое ранение и увлёкся беспилотниками. Освоил дрон Mavic за короткий срок, потом обучал товарищей. Получил диплом о повышении квалификации в авиационном по программе «Оператор БПЛА наземных систем управления». Сейчас активно передаёт свой опыт другим, помогая каждому раскрыть свои способности в управлении БПЛА.
Фото: инструктор Владимир на практическом занятии
Инструктор Ринат ещё в колледже выбрал на тот момент малоизвестную специальность – «оператор беспилотных авиационных систем». В 2022 году Ринат оказался на государственном совете, где лично показал Владимиру Владимировичу Путину, на что способны российские технологии в области беспилотников.
Тогда же добровольцем отправился в армию, где оказался в ремонтной роте. Передавал свои знания о дронах нашим бойцам, которые нуждались в инструкторах, до 2024 года. С 2017 года он налетал более 3 000 часов! Ринат освоил все виды дронов: от Mavic и FPV до беспилотников самолётного типа. Этот опыт и навыки делают его настоящим профессионалом. В школе он не просто учит управлению дронами, а делится своей историей, опытом и страстью к этой технологии.
Фото: инструктор Ринат на практическом занятии
– В ваших группах больше мужчин, а девушки приходят?
– Да, сегодня на занятии, например, присутствует Татьяна. Управлять дроном учатся блогеры, такой видеоконтент выводит их на новый уровень. Можно рекламу снимать, дизайн-проекты составлять. В современном мире идея того, что какая-то профессия может быть доступна только одному полу, утрачивает всякий смысл. Да, в прошлом существовало явное разделение на мужские и женские роли. Сегодня мы живём в эру разнообразия и равноправия, где каждый имеет право выбирать свой путь независимо от пола. Посмотрите на современных пилотов БПЛА: среди них есть как мужчины, так и женщины, и их профессионализм и компетентность не зависят от пола. Важно понимать, что оператор БПЛА – настоящее искусство, требующее умения, таланта и обучения. Девушки у нас часто бывают на бесплатных пробных занятиях, а потом выбирают курс «Для себя».
Фото: ученица школы «Аэрогении» на практическом занятии с инструктором Владимиром
– Можете уже похвастаться успехами своих учеников?
– Один из наших учеников сейчас принимает участие в специальной военной операции. Он находился в отпуске, когда пришёл к нам с запросом быстро обучиться, чтобы выполнять задачи по направлению БПЛА. Боец быстро усвоил материал и дал нам обратную связь. Сказал, что даже его товарищи были удивлены, что за такой короткий срок можно столькому научиться. Наши инструкторы, тоже с боевым опытом, знают секреты, которые могут пригодиться во время боевых действий. После обучения мы не обрываем связь с выпускниками, даже иногда встречаемся в неформальной обстановке, чтобы обменяться опытом. С июля мы запустили уже шесть потоков. Самый длительный курс – «Инструкторский» – длится два месяца. Уже на следующей неделе старт нового потока! 30 сентября мы запускаем новую группу обучения.
Фото: теоретические занятия в школе операторов дронов «Аэрогении» на Широтной, 2
Чтобы записаться на новый поток школы операторов дронов «Аэрогении» или узнать больше подробностей, можно связаться по телефону: +7 (8332) 22-10-23 или написать в личные сообщения.
Адрес: Киров, ул. Широтная, д. 2.
Erid: LjN8K4zhV , реклама, ООО Компания «Шторм», ИНН 7430036114