Тепло в «цифре»: чем внедрение ИТ-технологий полезно для обычного потребителя?

За последние 2-3 года Т Плюс сделала большой шаг в сторону цифровизации теплоснабжения. В том числе в 2019-2020 годах в Кирове компания автоматизировала работу 189 центральных тепловых пунктов (ЦТП), смонтировала 173 узла технического учёта теплоносителя (жидкое или газообразное вещество, применяемое для передачи тепловой энергии - прим.ред.) на участках тепловых сетей. Помимо этого теплоэнергетики установили устройства сбора и передачи данных на 3302 объектах (жилых домах, в организациях и у прочих потребителей).

Портал Свойкировский поговорил с Антоном Болотовым, руководителем департамента систем управления производственными процессами ООО «Т Плюс». Эксперт рассказал нам о том, как именно цифровизация тепловых сетей сказалась на работе компании и в чём заключается её польза для потребителей.

Можете сказать, в чём именно заключается цифровизация теплосетей? На каких этапах происходит внедрение ИТ-технологий?

– Компания перевела в «цифру» всю проектную, ремонтную и эксплуатационную документацию. А для более точного учёта теплоэнергии и эффективного контроля за состоянием тепловых сетей Т Плюс внедрили комплекс новейших приборов и устройств, позволяющих регистрировать параметры теплоносителя автоматически. Также ИТ-технологиями оснастили центральные тепловые пункты, насосные станции и котельные – теперь контроль за их работой ведется диспетчерами в режиме онлайн.

Цифровые технологии используются практически на всех этапах работы теплосетевого комплекса: начиная от электронных моделей тепловых сетей (инструмент учёта, наладки и модернизации тепловых сетей, разработки схем теплоснабжения – прим. ред.), заканчивая облачными технологиями (инновационные технологии для работы в сети интернет – прим.ред.).

Так, для диагностики труб изнутри начали применять роботов, а в ремонтных подразделениях используются мобильные решения. В Кирове, например, на тепловых сетях установили 173 узла учёта на отпайках (разводящие линии теплосетей – прим.ред.) от магистралей. Теперь установленные на узлах учёта приборы и датчики передают информацию о расходе теплоносителя, его температурном режиме и давлении напрямую в диспетчерскую службу теплосетей. Это позволяет контролировать гидравлические режимы и оперативнее находить места утечек теплоносителя.


На фото узел учёта тепловых сетей

Есть ли сложности в развитии данной тематики? Есть ли в России подобный опыт и достаточные компетенции или вы брали в качестве примера опыт других стран?

– Прежде, чем начать внедрять такие технологии, компания проанализировала существующий отечественный и зарубежный опыт цифровизации теплосетей. В частности, рассмотрены лучшие практики стран северной и восточной Европы: Швеция, Дания, Сербия, Словения. На его основе были созданы собственные уникальные разработки.

Какие три самые важные задачи позволяет решать цифровизация?

– Энергоэффективность, комфорт и качество для потребителя, устойчивое развитие, в том числе снижение углеродного следа (объём парниковых газов, которые попадает в окружающую среду от деятельности компании – прим.ред.).

Автоматизация центральных тепловых пунктов позволила удалённо контролировать параметры горячей воды и отопления в домах. Поэтому при необходимости будет возможно оперативно регулировать температуру подаваемого тепла в зависимости от изменения погодных условий в течение суток.


В частности, как ИТ-технологии помогают избежать тепловых потерь и уменьшить расходы на обслуживание теплосетей? Насколько цифровизация выгодна для потребителей?

– Цифровизация позволяет в режиме реального времени моделировать режимы работы тепловых сетей, создавать их динамические модели с возможностью дистанционного управления.

Исключаются ситуации «перетопов» и «недотопов». Оперативно выявляются и локализуются источники тепловых потерь, повреждения тепловых сетей. Проводится предиктивная диагностика технического состояния оборудования. В результате потребители получают теплоснабжение высокого качества.

Насколько это серьезные затраты для компании и окупятся ли они в ближайшей перспективе? Эти работы производятся за счет господдержки или только за счет средств компании?

– Суммарные инвестиции компании в цифровизацию бизнеса до 2024 года составляют 42 млрд рублей. Из них 30 млрд - собственные средства, а 12 – кредит ВЭБ.РФ.


Будет ли системой теплоснабжения Кирова вскоре руководить искусственный интеллект? Или решения на базе получаемых цифровых данных все равно будут принимать люди? Можете ли описать идеальную модель «тепла в цифре»?

– Наиболее правдоподобным сценарием, на текущий момент, видится именно модель управления, где главная роль остаётся за человеком. Что касается идеальной модели тепла в цифре, то это модель «тепло по подписке», как, например, услуги интернета или медиа-сервисов.

Не обесценится ли труд человека ввиду цифровизации в теплоэнергетике? Какие специальности будущем могут стать перспективными на предприятии?

– На смену чисто инженерным специальностям приходят системные инженеры и системные аналитики, обладающие как техническими компетенциями, так и знаниями в области цифровых инструментов управления, оптимизации и повышения эффективности технологических, производственных и бизнес-процессов.

Фото: Т Плюс