Кировский художник - о магии портрета, собственном призвании и о желании «покуситься на святое».
- О натурщиках и результате вдохновения
- О маркетинге, призвании и мастерстве
- О красоте, эгоизме и Энди Уорхоле
- О «звёздном» выборе
- Об энергетике портрета и культе света
В первой персональной выставке Татьяны Фроловой «Вкусы и взгляды» куча открытий. Знакомые, казалось бы, очертания лиц, городов и предметов словно часть другого мира, сплошное волшебство. Из тысяч других предложений эти работы востребованы, заказы поступают из разных уголков нашей страны. И в этом нет ничего удивительного - наследница тандема модельера-конструктора и архитектора пошла в творческий рост. Быстрый, продуктивный и решительный.
Как ощущение?
Сколько времени уходит на подготовку подобной выставки?
Сейчас вы решили, что пришло ваше время показать себя?
О натурщиках и результате вдохновения
Здесь есть ваша любимая работа?
В отношении техники кофейные работы более трудоёмки, нежели акварельные аналоги?
А можно рассказать про кофейную «живопись» в двух-трёх словах?
Готов?
А вот тут я вижу ваши иллюстрации к книге Оксаны Курушиной…
О маркетинге, призвании и мастерстве
Когда вы стали рисовать?
- В осознанном возрасте я вернулась к рисованию как к некому способу медитации. А рисовала вообще всегда, сколько себя помню, едва научилась держать карандаш. Рисовали вместе с сестрой, и это было любимым развлечением. Скажем, как для кого-то играть в настольные игры или смотреть телевизор, потому что так принято в семье. Потом, правда, что-то пошло не так: я бросила на время это занятие и с головой погрузилась в маркетинг. Получив среднее специальное образование в этом направлении, с ещё большим энтузиазмом взялась за высшее. Вам наверняка это знакомо, когда ты что-то делаешь-делаешь, словно по инерции, и думаешь: «Так и надо!» Кажется, вот диплом, всё получается, и ты — молодец! Правда, когда я начала работать, поняла: «Это - не моё». Не хочу работать на «дядю», утомляет и коллектив, и подрядчики, и заказчики - постоянный стресс. Тогда я стала искать какие-то способы отвлечься, медитировать, - и начала рисовать просто так, для удовольствия. Ничего никому не показывала. А кто видел, говорили: «Не трать время, это несерьёзно, твой поезд ушёл». Тогда мне было 24 года, к слову, Ван Гог начал писать в 27 лет!
И сразу сели писать портреты?
- Я взялась за то, что мне хотелось больше всего, а именно за портрет. Портрет - сложный жанр, говорят, что нельзя сразу браться за него. А я решила, что можно. Я себе всё разрешила! Ведь право рисовать - это же не право на управление автомобилем, мы получаем творческие права при рождении, просто некоторые забыли об этом. Наступил тот день, когда я настолько осмелела, что выложила свои работы в интернет. Однажды мою работу растащили по пабликам в VK, и я получила много положительных отзывов, так я поняла, что не зря этим занимаюсь и поверила в себя. Ведь на одной критике, допустим, от близких людей, далеко не уедешь, можно сдаться, согласитесь.
Вы родились в талантливой, творческой семье. Царит ли там дух соперничества, некоторая зависть к творчеству и успеху другого или, напротив, вы ощущаете поддержку, признание и видите неподдельный интерес к вашим работам?
- Я бы не назвала это соперничеством. Конечно, у каждого из нас есть более сильные стороны и более слабые. Например, у мамы хорошо поставлен рисунок за время обучения в технологическом техникуме, она замечательный художник-график. И я получаю от неё адекватную критику. Что касается сестры (авт. - Надежда Фролова — известный художник, представитель поэтического авангардизма), то тут вообще никакого соперничества нет, потому что у неё совершенно свой мир, своё видение, своё направление в искусстве. Она никогда не говорит мне никаких критических замечаний, а я не могу критиковать её. Возможно, вы видели её картины, мы в этом плане — совершенно разные люди. Если вы имеете в виду, что она – известный, признанный художник, член Союза художников, то тут дело в том, что я поздно начала, изначально пошла в другую сторону, выбрав образование в другой сфере и не уделяла этому должного внимания.
Какой процент работ рисуется для выставок, что остаётся в столе, а сколько уходит на заказ?
Натюрморты и пейзажи — это проба пера?
У вас есть потолок в творчестве?
А если в недалёком будущем, вы начнёте рисовать портреты уже с закрытыми глазами? Что тогда?
О красоте, эгоизме и Энди Уорхоле
Что хотите сказать своими картинами?
- Я стараюсь показать, что мы все разные, но в каждом есть своя красота. Пусть это и звучит несколько эгоистично, но это мои вкусы и мои взгляды. Здесь то, что мне кажется красивым, моменты, настроения, эмоции, которыми хочется поделиться. Не нужно стремиться к какой-то шаблонности в красоте, как это сплошь и рядом мы видим в Instagram - одинаковые брови, густо наращённые ресницы и одинаковые губки уточкой. Каждый из нас может быть в чём-то обаятельным, каждый стремится к счастью, и у каждого оно своё.
Есть у вас любимые техники, любимые течения в искусстве, скажем, сюрреализм, импрессионизм?
- В отношении техники меня больше всего вдохновляют акварелисты. Могу прямо часами смотреть на работы мастеров (авт. - смеется), к примеру, взять работы китайцев, того же Liu Yi, - просто потрясающе! Смотришь и замираешь от восторга. Российский акварелист Илья Ибряев — тоже потрясающий, с удовольствием посетила бы его мастер-класс.
Ну, а вот академическая живопись и академический рисунок мне кажутся скучными. Не в том смысле, что я это отрицаю, напротив, мне даже хотелось бы поучиться…
Не хватает знаний?
Учитесь сами — это как? Методом проб и ошибок?
Назовите свой минимум материалов, который вам необходим, чтобы создать работу?
Как думаете, художнику важно быть эгоистом в хорошем смысле слова?
Что вы любите больше всего?
Что вы любите больше живописи?
О «звёздном» выборе
- Пока нет. Я постоянно добавляю в своё творчество новые материалы, экспериментирую с техниками, но так, чтобы что-то сейчас в корне изменить, пока не было желания. Знаю одного художника, который был реалистом, писал портреты на заказ, а потом раз - и сказал: «Всё, я в этом разочаровался и больше не буду». И он стал писать абстракции, используя эпоксидную смолу, огромные поражающие сознание полотна — настоящие шедевры.
Если бы вам предложили сейчас нарисовать портреты публичных персон на выбор. Первое, что в голову пришло: Путин, Ахматова, Плисецкая, - кого выберете?
- Если бы мне сказали, что проходит некая выставка, на которую необходимо нарисовать Путина, Ахматову или Плисецкую - выберите одного, я выберу последнюю. В ней грация, обаяние, нежность и внутренняя сила, это было бы интересно изобразить в портрете.
Чего?
Об энергетике портрета и культе света
Кто может стать объектом вашего вдохновения - случайный прохожий, любая фотография?
- Не любая. Она должна чем-то цеплять. Как правило, это освещение. Самое притягательное – это игра света и тени. Если я вижу фото, меня в первую очередь цепляет свет, композиция, а уж потом цветовая гамма. Если же мы говорим о человеке, то важен взгляд (авт. - восторженно). Глаза, мне кажется, самое красивое.
Кто стремится попасть на ваши рисунки? Дети, семьи, девушки или молодые люди, которые присылают фотографии своих любимых?
(авт. - улыбается) - Последние. Да, чаще всего это мужчины, которые хотят порадовать свою девушку, жену. Реже пишут сами девушки, заказывают портрет в подарок для своего любимого человека, в таком случае они обычно просят парный портрет — себя и своей половинки. А молодые люди заказывают только портрет девушки (авт. - смеётся).
Часто отмечают точное сходство с оригиналом?
- Да, очень часто. Интересно наблюдать за человеком, который получает свой портрет - он чувствует себя звездой. Кстати, портрет же всегда энергетически мощнее, чем фотография, художник общается не только с заказчиком, но и с моделью через фотографию. Так в течение нескольких часов глаза в глаза невольно вложишь и свою эмоцию, душу. Правда, некоторые говорят: «Вы меня нарисовали моложе, красивее». Это потому, что у всех у нас есть своё представление, часто критическое, о том, как мы выглядим, в зеркале мы видим своё отражение, но оно отличается от оригинала.
Это правда?
- Конечно. А вы вот возьмите половинку своей фотографии, сделайте отражение, а потом соедините эти половинки, и получите совершенно другого человека. Лицо у нас асимметричное. Кроме того, при взгляде в зеркало мы видим лицо, которое просто изображаем. Это то, какими мы себя видим или хотим видеть.
Какого качества должна быть фотография, чтобы вы уловили присутствие души? Вы понимаете, о чём я говорю?
- Да. Если говорить о моменте души, то вероятность уловить её есть при работе с любой фотографией. Если же важно портретное сходстве, то в этом случае качество фотографий очень важно, обычно я прошу несколько качественных фото в максимальном разрешении, крупные планы, ведь я должна рассмотреть черты лица этого человека, как правило того, кого я ни разу не видела в жизни.