Конкурс 650 любимых мест Кирова Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024 Песочница Дом мечты
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Интервью
  • «Сделать Киров городом-галереей под открытым небом»: интервью со стрит-арт-художником Арсением Кифоренко в спецпроекте «ПоговорИИм»

«Сделать Киров городом-галереей под открытым небом»: интервью со стрит-арт-художником Арсением Кифоренко в спецпроекте «ПоговорИИм»

Автор:
5 сентября 2023, в 07:12
Просмотров: 3672

На портале Свойкировский продолжается спецпроект «ПоговорИИм». Это формат интервью, где все вопросы для спикера составляет искусственный интеллект – ChatGPT, а один вопрос – журналист. В финале интервью собеседнику предстоит отгадать, какой из вопросов сформулировал сотрудник редакции.

На днях гостем проекта стал стрит-арт-художник, призёр фестиваля уличных культур «ФормART» Арсений Кифоренко. В интервью с нейросетью он рассказал, какую роль играют граффити в его жизни, о реакциях кировчан на новые муралы, а также о сотрудничестве с другими художниками Кирова.

Какова роль граффити в вашей жизни и что оно означает для вас?

В разные периоды жизни граффити мной воспринималось по-разному. Сначала это была целая неизученная вселенная. Я знакомился с легендами, историями в этом мире, с канонами, которые для разных направлений граффити были разными. Кто-то рисовал везде и на всём, не считаясь с чужими работами и мнением. Кто-то делал рисунки на стенах так, чтобы они не вредили общественным пространствам. Основная идея была схожей: как можно больше сделать рисунков на непривычных поверхностях.

Изучая всю кухню уличного искусства, я понял, что это философия, и для себя определил два основных аспекта. Первое – это уважение. Любая культура становится культурой, когда она показывает уважение к соратникам, «коллегам по цеху», окружению.

Второй аспект – это постоянный рост. Нет предела совершенству. Каждый раз, находя для себя новые приёмы и оттачивая их, передо мной в геометрической прогрессии открывался огромный мир. Не пробуя новые интересные для себя техники, слушая чужие размышления, например, «это уже делал давно другой художник», «начинай с простых форм», я бы оставался на месте, поэтому для меня стало важным постоянно расти.

Каков процесс создания граффити от начала до конца? Расскажите о своём творческом процессе.

Творческий процесс выстраивается всегда в зависимости от вида работы. Если я делаю мурал, то это долгий путь. Сначала создаётся идея той ценности, которую хочу донести. Попутно ищу средства на реализацию и место. Это самый длительный процесс. После этого начинается второй этап – реализация. Закупаю материалы, договариваюсь с владельцем автовышки о времени и месте работы. Беру в аренду проектор, перевожу всё необходимое на место и приступаю. Муралы начинаю рисовать в тёмное время суток, чтобы было видно картинку от проектора на стене. Создаю основные формы, делаю раскраску, и несколько дней её тщательно раскрашиваю, попутно внося коррективы из-за рельефа стены или идейного замысла. Пока нет ни одного фасада, который полностью соответствовал бы эскизу. Везде есть авторские доработки.

«Сделать Киров городом-галереей под открытым небом»: интервью со стрит-арт-художником Арсением Кифоренко в спецпроекте «ПоговорИИм»

«Сделать Киров городом-галереей под открытым небом»: интервью со стрит-арт-художником Арсением Кифоренко в спецпроекте «ПоговорИИм»

Если разбирать граффити и творческий процесс, связанный с ним, то тут нет какого-то однозначно похожего сценария. Он рождается чаще всего внезапно, просто импульс души и желание что-то сделать. Процесс подготовки зачастую похож на отрисовку больших фасадов, только проще. Все граффити появляются без эскизов и тем более проектора – сразу на стене. Поэтому они в единственном экземпляре. В этом свобода и творческая составляющая, личный рост. Когда рисую без эскиза на стенах, то это всегда проверка своих навыков и способностей. Таким образом оттачиваю старые навыки и пробую новые. А фотографии рисунков потом становятся личной энциклопедией. По ним смотрю, что получилось, а над чем важно работать.

Какие темы и идеи вы часто воплощаете в своих работах и почему они важны для вас?

Нет каких-то явных тем, которые я могу проследить в своём творчестве. Пока я чаще рисую животных, природу и архитектуру. Я думаю, что эти темы хорошо подходят под городское пространство Кирова. Тут богатая природа, и люди к ней привыкли. В городских кварталах пятиэтажек этой природы людям сильно не хватает, поэтому животный мир и природа так нравятся жителям.

Также и архитектура. Наследием советского прошлого стало однообразие районов городов всей страны. Кварталы пятиэтажек есть везде. Архитектурные формы в рисунках вносят разнообразие в пейзажи спальных – и не только – районов. В дальнейшем, думаю, что буду рисовать людей и их быт, а может быть, продолжу рисовать животных.

Как вы выбираете место, где будете делать граффити?

Граффити – это всегда поиск места и пространства. Глаз уже сам находит свободный холст. Вообще граффити как социальное проявление – это результат навыка замечать. Обывателям кажется, что надписи на стенах – это каракули, которые оставил неумеха. На самом деле, это желание что-то добавить в пространство и заявить о себе. Да, навыки и подход у всех разные, но цель и желание одни.

Какую роль играет окружение в вашем творчестве?

Окружение всегда влияет на людей больше, чем нам кажется. Более того, зачастую сам человек выстраивает своё окружение неосознанно. Все люди вокруг нас – отражение наших проявлений. На всём моём творческом пути мне встречались разные люди: кто-то пришёл в жизнь и остался, а кто-то отсеялся. Также и моё творчество менялось с течением жизни. Оставались неизменные части, базис. Как и те люди, которых всегда люблю и любил, есть приёмы и формы, которые мне безумно нравятся, и я от них не отойду.

«Сделать Киров городом-галереей под открытым небом»: интервью со стрит-арт-художником Арсением Кифоренко в спецпроекте «ПоговорИИм»

С какими сложностями вы сталкиваетесь при создании граффити, к которому общество не всегда относится положительно?

Сложности для меня нет. Общественное мнение в корне нестабильно, всегда есть те, кто за, и те, кто против. Если мы говорим о граффити, то тут важно смотреть по сторонам, понимать, какой примерный психологический портрет может повредить процессу. Иногда бывает, люди действуют исподтишка и, например, вызывают полицию, даже не выяснив, кто и что рисует. Однако в правоохранительных органах тоже работают люди, и они относятся адекватно к нашему труду.

С легальным граффити есть только один нюанс – наличие денег. Для многих это серьёзная сумма. А те, у кого есть такие средства, не всегда готовы вкладываться во внешний вид города, считая, что это не первоочередная статья расходов. И я полностью понимаю это: прямую выгоду от подобных вложений сложно увидеть. Есть накопительный эффект.

Как жизнь в квартире с бабушкиным ремонтом, где облазят стены, огрызки обоев, одна старенькая люстра освещает старый помятый диван. Человек в таких условиях чувствует безысходность, грусть, тоску, но живёт в этом, демотивируя себя каждый день. Найти силы быть счастливым в таких обстоятельствах очень непросто. И когда этот человек из своей берлоги приезжает в ухоженное жильё с дизайнерским подходом, выдержанными цветами, картинами на стенах и правильно расставленным светом, эмоции, я думаю, будут крайне приятные. А потом ему говорят, что это всё его и бесплатно! Смыслов жить становится больше и мотивация сильнее.

Каковы ваши основные источники вдохновения и как они отражаются в вашем искусстве?

Как таковых источников вдохновения у меня нет. Я беру и черпаю идеи из ситуации. Когда появляется задача, решаю её. Чаще всего моя мотивация – это семья.

«Сделать Киров городом-галереей под открытым небом»: интервью со стрит-арт-художником Арсением Кифоренко в спецпроекте «ПоговорИИм»

Как вы совмещаете своё искусство с сообществом? Участвуете ли вы в коллективных проектах или сотрудничаете с другими художниками?

До этого года почти не участвовал. В начале своего пути принимал участие в фестивале «Сникерс урбании». Ходил на совместные покрасы с ребятами, с которыми знакомился. В Кирове первым знакомым стал граффити-художник Евгений Сесюков. Опытный и крутой дядька, респект ему! Много интересных штук в городе сделал, и в некоторых из них мне повезло принимать участие.

В этом году ярким событием моей жизни стал фестиваль «ФормАрт». Познакомился с классными людьми, провёл мастер-класс для губернатора Кировской области, создали уникальный экспериментальный экскурсионный маршрут по стрит-арт-объектам и историческим памятникам совместно с экскурсоводом Светланой Дождевых. Всё это сейчас меня очень приблизило к цели сделать Киров городом-галереей под открытым небом, куда смогут приезжать крутые художники и создавать свои огромные картины.

Какие реакции вы чаще всего получаете от людей, которые видят ваши работы на улицах? Как вы относитесь к различным интерпретациям вашего искусства?

Разную обратную связь получаю. Вообще творчество это как катализатор для людей. Благодаря отзывам можно получить портрет настроения населения. Если человек живёт в системе угнетающих факторов, то и реакция на самый яркий вдохновляющий рисунок будет через призму угнетения.

На одном из фасадов была интересная ситуация. Стена, которую выбрали для нанесения, была вертикально разделена на две части. Половина стены из-за утепления выпирала вперёд на 10 см. От неё падала тень, и рельеф было видно. И этот выпирающий прямоугольник я решил обыграть, отойдя от эскиза, и нарисовать кубы разного размера. Превратить изъян стенки в эффект. Рисунок был посвящён семейным ценностям – родители и дети, смотрящие на рассвет у семейного дерева с подписью «Возьми будущее за руку». Так вот люди разделились на два типа: те, кто видели семью, дерево и рассвет, и те, кто видел кубы, интерпретируя их во всё что угодно. И в ипотеку, и в камеры на дорогах, и даже в пропаганду QR-кодов и масонский заговор. Люди думали, что меня подговорили всё это продвигать.

И если посмотреть на это со стороны, то становится понятно, что у людей в головах и чем они обеспокоены. Я для себя нахожу смыслы зачастую в процессе рисования, раскрывая основную идею рисунка.

«Сделать Киров городом-галереей под открытым небом»: интервью со стрит-арт-художником Арсением Кифоренко в спецпроекте «ПоговорИИм»

Какие советы вы можете дать молодым художникам, желающим начать свой путь в граффити?

Всем начинающим две рекомендации. Первое – не бойтесь начинать и пробовать. Любой неудачный опыт – это личный навык, понимание, что хорошо, а что плохо. И самое главное – это осознание неуместного. Поняв, что что-то получилось не так, как хотелось, подумать, как это переделать или не допустить этого впредь. Без личного опыта это осознание не зафиксируется.

Второе – не слушайте тех, кто постоянно всё критикует. Таких людей много, но у каждого есть выбор: критиковать или делать. Я сам долгое время был критиком, считая, что знаю лучше. А на самом деле познание приходит только когда делаю своими руками, а не оцениваю результат со стороны.

Что вы видите в будущем для граффити как искусства? Как вы думаете, оно будет развиваться и какие изменения ожидаете?

Я думаю, что, как и во всём, развитие происходит волнами. Иногда подъём, иногда спад. Долгое время была тенденция на развитие простых форм, быстрого граффити. Как следствие – борьба местных властей с их плодами. Вероятно, этого не избежать и никуда не деться. Единственное, что можно с этим сделать, – повышать качество рисунков и менять отношение к граффити. Когда появятся легальные стены для граффити в видных и значимых местах города, у большинства пропадёт желание делать много грязных быстрых рисунков. Они будут хотеть сделать хороший рисунок в знаковом месте, чтобы его увидели другие. Также будут примеры художников, для кого это стало социальным лифтом. Возможно, открываться школы таких направлений.

«Сделать Киров городом-галереей под открытым небом»: интервью со стрит-арт-художником Арсением Кифоренко в спецпроекте «ПоговорИИм»

Главное, чтобы коммерция и бюрократия и позволяли развиваться направлению. Эти системные инструменты самые тонкие из ниточек, на которых всё держится. Также думаю, что искусство будет наполнять этот мир. Скорее всего, скоро появятся места, где можно рисовать граффити в VR-пространстве, и будут диджитал-галереи.

Да и вандализм никуда не денется. Люди будут рисовать на улицах, но что это будет – зависит от общественного отношения и уровня культуры населения и осознанности, а это уже системная задача.

По вашему мнению, жители Кирова поддерживают больше художественный стиль граффити или больше графичный, геометричный?

Кировчане пока не на все 100 % готовы к графике, современному искусству и сложным формам. И не все российские художники могут подать это в приятном исполнении. В этом я вижу и свою цель – открыть Киров для художников и дать возможность жителям смотреть разные варианты творчества.

После интервью Арсений Кифоренко попытался отгадать, какой вопрос придумал журналист.

– Я думаю, что это вопрос «Каковы ваши основные источники вдохновения и как они отражаются в вашем искусстве?»

На самом деле сотрудник редакции составил вопрос: «По вашему мнению, жители Кирова поддерживают больше художественный стиль граффити или больше графичный, геометричный?»

Фото: Арсений Кифоренко

Все соцсети
Комментарии
1
 
Комментарии (1)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 5 сентября 2023, в 15:25
Раскрашивайте, ребятушки, гаражи. Город нечего трогать, не всем ваша мазня нравится, а стереть не получится.
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!