В 2025 году на рынке труда в России и в Кировской области наконец-то оформился новый тренд. Что ждёт местных работодателей, как сегодня конкурировать за сотрудников, и что чаще всего заставляет соискателей отказаться от вакансии, – рассказала директор нижегородского филиала hh.ru Ольга Брылёва. В этом материале много актуальной, а главное полезной аналитики, которую работодатели могут учитывать при наборе персонала и формировании своей эйчар-стратегии в 2025 году.
– Ольга, как в Кировской области обстоят дела с работой?
– Рынок в регионе явно начал разгоняться, как минимум со стороны соискателей: жители Кировской области за последние 30 дней обновили на hh.ru более 43 тысяч резюме. Это на 48% больше, чем в аналогичное время прошлого года. Месяц к месяцу активность тоже есть: +13%.
В данном случае полезный совет всем эйчарам региона: надо ковать железо пока горячо, а значит пока люди выходят на рынок, надо открывать резюме и пополнять базу, чтобы сделать запас на будущее. Тактика, проверенная годами.
Если говорить про активность работодателей, тут тоже все неплохо, местные компании за 30 дней успели обновить почти 8 тыс. вакансий (+7% за месяц, но -7% год к году). Сильнее всего в начале этой весны у работодателей вырос спрос на специалистов в области стратегии, инвестиций и консалтинга – здесь число новых рабочих мест выросло сразу на 57%. На втором месте по спросу оказалась сфера юридических услуг: +35% новых вакансий, на третьем – область управления персоналом, где потребность в HR-работниках выросла почти на четверть (+23%). Также на 20% выросла потребность в специалистах по закупкам и айтишниках, на 19% увеличился спрос на производственные кадры.
Глобально рынок труда, причем не только Кировской области, но и всей страны в целом, находится на пороге новых открытий и перемен. Последние годы работодатели и соискатели жили в состоянии постоянных изменений, когда одни профессии вдруг получали невероятный буст в спросе или зарплате. Например, те же ИТ-специалисты или курьеры на волне ковида, всеобщего ухода в диджитал и изоляции), а другие профессии переживали серьёзную трансформацию и переход в новые условия (учителя, репетиторы, масс-медиа и т.п.).
Ярким трендом 2025 года становится постепенная нормализация рынка труда, когда горячий спрос на кадры спадает и на сцену выходят локальные изменения, связанные с потребностями бизнеса на местах.

– Какое сейчас процентное соотношение активных и пассивных соискателей?
– Из всего объема обновленных резюме, а это более 43 тысяч соискателей, порядка 13 тысяч не находятся в активном поиске, остальные – в разной степени активности на рынке труда. Более 12,3 тысяч человек рассматривают предложения, еще 9 тысяч активно рассылают резюме, более 1 тысячи человек получили предложения о работе за последние дни и более 700 на днях указали, что выходят на новое место работы. Остальные соискатели находятся на местном рынке труда, но не указали свой статус.

– Что сейчас должен предлагать работодатель, чтобы быть конкурентным на рынке труда?
– Предложения работодателей должны быть безопасными, интересными, понятными и выгодными для соискателей. Это значит, что вакансия, которую видит человек, должна отвечать на спектр простых вопросов: как называется должность, сколько он заработает, от чего зависит его премия, какие будут задачи и перспективы, какие социальные бонусы он может получить.
Ещё для соискателей важно понять не только выгоду от работы, но и что за компания перед ним. Поэтому работодатель должен не только рассказать про себя, свою историю и ценности, но и демонстрировать открытость. Например, быть вежливым и оперативно отвечать на отклики от кандидатов, назначать собеседования и приходить на них вовремя, отвечать за отзывы и давать обратную связь после собеседований.
В целом же мы видим, что нынешним соискателям очень важен индивидуальный подход. Это значит, что людям важно не просто получить ДМС, а выбрать те опции в рамках ДМС, которые им подходят и важны здесь и сейчас. Наши исследования показывают, что также людям важна возможность выбрать, например, компенсацию питания на работе или изучения иностранного языка, или, может, получение мерча компании и так далее.
Резюме простое: чем более гибко сейчас работодатели подходят к каждому кандидату, тем более выгодными и интересными они становятся для потенциальных работников.
– Из-за чего кировские соискатели чаще всего отказываются от предложений о работе?
– Аналитика показывает, что несостоявшиеся трудоустройства в Кировской области преимущественно происходят на стороне работодателей. Компании чаще всего отказывают кандидатам из-за недостатка навыков и низкой квалификации. При этом и сами местные жители тоже вносят свою лепту в эту тему.
В ТОП-3 причин несостоявшихся трудоустройств в регионе вошли неподходящие условия работы, а также незаинтересованность кандидата в вакансии. 10% или каждый десятый соискатель в Кировской области не был трудоустроен по этим причинам, то есть люди отказывали, потому что им не нравились условия, которые предлагали компании. Причем за год доля тех, кто отказался от работы из-за условий, в регионе выросла на 115%, а доля тех, кто не трудоустроился из-за незаинтересованности, увеличилась в 1,3 раза.
В тройке лидеров также гостинг – явление, когда соискатель внезапно прекращает общение с работодателем, пропадая «с радаров». По этой причине случилось 9% или порядка 4 тысяч несостоявшихся трудоустройств. Причем гостингом чаще всего занимаются продавцы-консультанты, кассиры (12%), sales-менеджеры (10%), а также кладовщики, операторы call-центров и упаковщики/комплектовщики (по 3%).

– Как в Кировской области обстоят дела с удалённой работой и гибридным форматом занятости? Работодатели готовы предлагать такой формат?
В данном случае, конечно, работодателям комфортнее, когда работники трудятся в офисе или на территории работодателя. На это влияет ряд факторов: долгосрочные аренды офисов, за которые уже внесены средства, а значит они не должны простаивать;
- возможность контролировать и отслеживать персонал;
- традиции и установки бизнеса;
- боязнь выгорания удаленщиков;
- безопасность и сохранение данных, а также, как ни странно, – потребности новых поколений, выходящих на рынок труда.
Исследования показывают, что зумеры и старшее поколение, которое активно возвращается на рынок труда после выхода на пенсию, охотнее выходят работать в офис, чем на удалёнку.
Однако важно учитывать, что многие сотрудники ценят гибкость удалённой работы, жесткое требование вернуться в офис может привести к недовольству и даже увольнениям. Поэтому некоторые компании выбирают гибридный формат, сочетающий преимущества офиса и удалёнки. В связи с этим мы видим, что удалёнка в вакансиях и, как следствие, в целом по рынку труда Кировской области остаётся актуальной: более 3 тысяч вакансий для удаленщиков с начала этого года. По сравнению с началом 2024 удалёнка приросла на 9%, активнее всего её предлагают компании из ИТ, продаж, образования.

– В каких отраслях самая острая конкуренция за кадры?
Сейчас мы видим, что средний уровень конкуренции в Кировской области – это 4 резюме на вакансию, что является нижней планкой нормы для рынка труда. Год назад активных резюме на вакансию было меньше – 2,6. Таким образом активизация местных жителей потянула за собой оздоровление рынка. Но всё же ряд сфер продолжает оставаться «голодными» до людей. И сильнее всего конкуренция за кадры разворачивается в сфере «Медицина и фармацевтика» (1,2 активных резюме на место), в ритейле (1,3), на производстве (2,6) и ещё в шести сферах. В целом в регионе сейчас 9 сфер, где наблюдается острейший дефицит кадров, который не изменился по сравнению с прошлым годом, несмотря на активизацию местного населения.

– Как работается зумерам в Кирове?
– Подростки в регионе достаточно активны. Почти 3 тысячи подростков от 14 до 18 лет обновили свои резюме на hh.ru в последнее время. Это на 16% больше, чем в начале 2024. А количество приглашений на работу, полученных подростками от работодателей, составило более 48 тысяч – рост год к году на 71%.
То есть местные работодатели тоже благосклонны к начинающим специалистам: компании не только высылают приглашения на собеседования, но и размещают новые вакансии, доступные для школьников. Число подобных предложений в регионе выросло на 30% по сравнению с прошлым годом, и больше всего в сфере обслуживания, в логистике и доставке товаров, а еще в административном деле.
– Как насчет соискателей 40+?
В контексте трудоустройства людей пенсионного возраста всегда возникает тема эйджизма, то есть дискриминации по возрасту. Чтобы проверить, насколько развит эйджизм на рынке труда в регионе, мы взяли количество откликов по возрастам и долю приглашений также по возрастам. В итоге ситуация получилась интересная: с одной стороны готовность работодателей брать предпенсионеров и пенсионеров растёт, в первую очередь, из-за кадрового дефицита). С другой – доля приглашений на работу для этих соискателей остаётся еще очень маленькой.
В Кировской области число приглашений на работу для кандидатов от 40 до 50 лет достигло 113 тысяч, что на 99% больше, чем за весь 2023 год. Местные кандидаты в возрасте от 50 до 60 лет получили более 30 тысяч приглашений на работу, что на 103% больше, чем два года назад. А старшая возрастная группа – от 60 лет и старше – получила около 5 тысяч приглашений на работу, что на 139% превышает показатели 2023 года.
При этом «костяк» рынка труда Кировской области по-прежнему составляют соискатели 19-30 лет и 31-40 лет, причем в близких друг к другу пропорциях – на них приходится по 46% и 28% от общего количества резюме за 2024 год. Таким образом, эйджизм, увы, всё ещё есть, и с ним нужно бороться. При этом уже есть примеры и истории, когда компании изменяли парадигму поиска и найма сотрудников в сторону возрастных – постепенно и российский бизнес избавляется от стереотипов.

– Какие тренды в корпоративной культуре наблюдаются среди работодателей Кировской области?
– В этом году в Кировской области, как и в других регионах России, наблюдаются несколько ключевых трендов. Они обусловленны изменениями на рынке труда, экономическими условиями и запросами людей.
Один из первых - инклюзия: число резюме для соискателей с инвалидностью в регионе медленно, но верно продолжает расти. Более 400 вариантов за месяц, что на 23% больше, чем в самом начале 2025 года, а еще в 2 раза больше, чем в начале весны 2024.
Еще один непотопляемый тренд – гибрид и удалёнка. Многие компании внедряют гибридный режим работы, сочетающий офисные и удалённые дни. Это позволяет сотрудникам сохранять баланс между работой и личной жизнью, а работодателям — привлекать специалистов из других регионов.
Плюс растёт рост вложений в развитие HR-бренда, это уже было у 68% компаний и за год выросло ещё на 36%, что с большой долей вероятности перейдет в 2025 год и будет ярко развиваться
Повышение производительности труда и операционной эффективности было у 63% работодателей, за год выросло еще на 6%. Этот тренд будет развиваться в контексте всё большего внедрения автоматизации разных процессов для освобождения работников от рутинных заданий под более творческие и новые задачи.
Еще один важный тренд – человекоцентричность, которая будет выражаться и в изменении правил поиска и подбора, и в работе, а также в общении с текущим персоналом и взаимоотношениях с клиентами
Прокачка внутренних коммуникаций, несомненно, будет и очень активная. В первую очередь, потому что плохая коммуникация внутри команды — это почва для недопонимания, ошибок, повторной работы и, как следствие, стресса. Развитие внутрикома планируют, согласно нашим данным, более 26% опрошенных нами работодателей.
