650 лет Кирову! Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Дом мечты Песочница СВОИ. Кировские
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Интервью
  • «Родители были в шоке». Интервью с победителем всероссийского конкурса «Педагогический дебют» Денисом Домниным

«Родители были в шоке». Интервью с победителем всероссийского конкурса «Педагогический дебют» Денисом Домниным

Автор:
15 марта 2024, в 14:21
Просмотров: 1772

Молодой учитель из Кирова Денис Домнин победил во всероссийском конкурсе «Педагогический дебют». Четвёртый год молодой педагог преподаёт детям математику и информатику в школе № 66 и старается делать уроки по-настоящему увлекательными. В интервью порталу «Свойкировский» Денис рассказал, как добиться уважения у современных подростков, кто лучшие преподаватели – мужчины или женщины, и как он смог стать лучшим молодым классным руководителем страны.

– Вы оказались в образовании по своему желанию преподавать или отучиться на математика и уйти в смежную сферу? Какие были планы?

– Я сразу чётко понимал, что меня интересует педагогическая сфера. В своё время мне повезло: у меня был пример своего учителя Ирины Андреевны Сурниной, которая вела информатику. Она влюбила меня в свои уроки, я так же хотел дарить детям такую же энергию и свет. Также у меня был опыт работы в лагере, и работа с детьми мне доставляла большое удовольствие. Мне хотелось эту работу с ними продолжать, поэтому я пошёл в педагогическую сферу.

– Говорят, за молодых учителей у школ идёт настоящая борьба. Вы на себе это ощутили? Влияние, давление, переманивание?

– Понимаю, что это борьба за молодых педагогов идёт буквально каждый день, это ощущается. До того, как оказаться в школе № 66, я работал в школе № 30. Оттуда меня переманил директор 66-й школы Сергей Михайлович Шустов. Они трижды пытался это сделать. В итоге я перешёл, хотя в 30-й школе меня также желали видеть в коллективе. Но я сделал свой выбор и не жалею. А сейчас, когда я имею определённый статус – победителя конкурсов, – меня заметили. Сейчас есть приглашение, конечно же, и в Петербург, и в Москву. И здесь больше не давление, не какое-то влияние, а интересные предложения, которые могут заинтересовать педагога для личного саморазвития. В любом случае каждый преподаватель выбирает то место, где ему комфортнее находиться.

– Как давно работаете в школе № 66 как педагог и как классный руководитель?

– В прошлом году мне повезло, я стал классным руководителем сразу двух классов. Мне дали пятый класс, который сейчас шестой, и дали девятый, я его выпустил. Поэтому опыт работы учителем у меня четвёртый год идёт, а вот работы классным руководителем – второй год.

«Родители были в шоке». Интервью с победителем всероссийского конкурса «Педагогический дебют» Денисом Домниным

– Как родители отреагировали, когда узнали, что классным руководителем у ребят будет мужчина?

– Когда объявили, что я стану классным руководителем, я думаю, что они в первую очередь были немножечко в шоке. Во-первых, мужчина, во-вторых, на момент того, когда я становился классным руководителем своего класса, мне было двадцать три года. Вы представьте, заходит молодой учитель на собрание, а некоторым родителям я в сыновья гожусь, и начинает рассказывать. Думаю, родители были удивлены. Но так приятно, что они меня быстро приняли. У нас хорошие отношения, и родители всегда идут на контакт, помогают, слышат и стараются понять. Я честно признаюсь, что, возможно, не так хорошо знаю о воспитании детей, поэтому обращаюсь к ним за помощью, так как я ещё молодой. Родители реагируют хорошо.

– Мужчины в школах до сих пор редкость? Да/нет, с чем это может быть связано?

– Мужчины в школах до сих пор действительно редкость, и я думаю, что в первую очередь это связано с тем, что мужчин отталкивает денежный вопрос. Ходит такой стереотип, что учителя мало зарабатывают, поэтому изредка мужчины приходят в эту профессию. Также есть стереотип, что воспитывать и обучать должна женщина. Согласитесь, когда говорят слово учитель, первое, что приходит в голову, это женщина в платье с указкой, но никогда не приходит в голову мужчина. Ну и, конечно, я думаю, это связано ещё и с тем, что у женщин более развит материнский инстинкт, забота о детях. Я бы даже сказал, что мужчины боятся этого. И со мной такое было. Боялся того, как я приду в профессию, буду взаимодействовать с детьми.

– Говорят, что лучшие шеф-повара – мужчины. А педагоги?

– Считаю, что любой учитель – прекрасен, будь то женщина или мужчина. Главное не пол, возраст, а то, как ты относишься к детям. Считаю, что у мужчин с детьми более хорошие отношения. Во-первых, мужчина – редкость в школе, с ним они более послушны. Мужчина-педагог выглядит строже, чем женщина, и они меньше руководствуется эмоциями. Во-вторых, большой плюс в том, что мужчины проще относятся к жизни и к ситуациям, поэтому, наверное, детям с ними немножко комфортнее. Считаю, что мужчины тоже прекрасные педагоги. В подтверждение тому можно вспомнить таких известных деятелей, как Сухомлинский, Макаренко.

«Родители были в шоке». Интервью с победителем всероссийского конкурса «Педагогический дебют» Денисом Домниным

– Практически каждый день работаете с детьми. Что за это время вы узнали о школьниках и их обучении? Можете поделиться своими наблюдениями, инсайтами?

– Работа с детьми – это постоянное саморазвитие. Я понял для себя следующее.

Во-первых, учитель должен всегда следить за современными течениями. Чтобы быть в коннекте, в хороших отношениях, нужно понимать современные тренды, фишки молодёжи и детей. К примеру, учитель должен знать такие слова, как кринж, треш, хайп и так далее, чтобы понимать то, о чём говорят дети, и разговаривать с ними на одном языке.

Мой второй инсайт, который я вынес, школьникам должно быть интересно. Конечно, урок не должен превращаться в анимационную программу, где тамада на свадьбе развлекает гостей, но добавлять элементы анимации и какие-то фишки на уроке важно. Нужно, чтобы детям было увлекательно участвовать.

Третий инсайт – важно выстроить взаимодействие с родителями. Родители – это основа обучения и воспитания каждого ребёнка, и если будет правильно выстроено взаимоотношение руководителя с родителями, детей с родителями, то проблемы взаимодействия в других сферах классного коллектива не будет.

Ещё один инсайт – учителю нужно правильно отбирать материал и под каждый класс индивидуально, потому что все дети разные. После университета ты обладаешь огромным запасом методических приёмов, но не можешь отобрать правильно количество материала. Сейчас, отработав определённое время, я понимаю, что я, которым был четыре года назад, это человек, который пытался дать детям знаний больше, чем они могли усвоить.

– Можете ли нарисовать обобщённый портрет современного школьника? Какой он?

– Современные дети хорошие, но другие, у них свои особенности. Мы сами создали для них такие условия, что они постоянно живут в виртуальном мире, и это неплохо. Мы должны это тоже признавать, уметь внедрять и учить их, кстати, правильно работать и взаимодействовать с интернетом.

Современные дети более ориентированы на взрослых и хотят видеть себя такими же успешными, они выбирают для себя авторитет. Это, конечно, было и раньше, но здесь это сейчас более прослеживается.

Если говорить об общем портрете школьника, то он активный, творческий, энергичный человек, который знает очень много об интернете и как им пользоваться, не может различить реальный и виртуальный мир.

– Действительно ли у современных детей клиповое мышление?

– Да, действительно, у современных детей зачастую наблюдается клиповое мышление, но я не считаю, что это плохо. Это еще один мотив для того, чтобы перестроить свою работу. Поэтому в своей работе стараюсь учитывать и отдавать этому типу мышления больше восприятия. Для уроков стараюсь подбирать яркие образы и примеры, которые откладываются у детей в памяти.

«Родители были в шоке». Интервью с победителем всероссийского конкурса «Педагогический дебют» Денисом Домниным

– Как относитесь к современной системе образования? В чём её недочёты и преимущества?

– Как отношусь к современной системе образования? Положительно. Я сам достаточно молодой и сравнивать советскую систему образования и современную не могу, потому что я на себе ощущал только современную систему образования. Ну давайте задумаемся, какие есть положительные стороны.

У нас возвращается в воспитательную среду всё то, чего нам так не хватало из советского образования. В начальную школу вернулись «Орлята России», в среднем звене появилось «Движение Первых», российские студенческие отряды, то есть те общественные объединения, где дети себя могут самореализовать. И это действительно здорово!

Что ещё хорошего на сегодняшний день хочется отметить – это единство воспитательного и образовательного пространства по всей стране. Когда сейчас появились единые стандарты, дети не ощущают так болезненно переход из одной школы в другую.

Также хочется отметить, что появились «Разговоры о важном», где мы говорим о важных государственных праздниках и событиях. Причём классный руководитель, который это проводит, не так сильно должен готовиться. Все материалы для подготовки и видеоролики выдаются. И это можно только адаптировать под себя и свой класс и получить достойный результат. Я считаю, что современная система образования достаточно на высоком уровне и стремится к лучшему.

– Нередко молодые педагоги быстро выгорают. Сталкивались ли с этой проблемой? Если нет, то что вам помогает быть в тонусе?

– Действительно, часто педагоги выгорают. Так как я молодой педагог, ещё не достиг, наверное, этой стадии. Да, бывают сложности, непростые моменты, когда не хочешь идти на работу. Но здесь ключевую роль играет мотивация, что тебя ждут дети, которые верят тебе, надеются, что ты поможешь или окажешь поддержку. Наверное, большой плюс в том, что, помимо работы, есть разные способы отдыха. Например, я очень люблю путешествовать. Могу в выходные сесть на поезд и уехать в другой город, и мне будет просто хорошо.

«Родители были в шоке». Интервью с победителем всероссийского конкурса «Педагогический дебют» Денисом Домниным

– По моим скромным наблюдениям с точки зрения родителя, классным руководителем может быть не каждый. Не все могут заслужить авторитет у ребят. Что вы думаете об этом?

– Соглашусь. Классное руководство это нечто большее, чем просто провести урок. Понятно, что провести урок, это тоже очень важно и значимо, быть классным руководителем – это значит жить детьми, жить их детством, понимать их, принимать такими, как есть, помогать, поощрять. Возможно, в какой-то мере классный руководитель – это как вторая мама или второй папа. Не у всех это получается, они это осознают и не становятся классными руководителями насильно, а отдают предпочтение ведению уроков.

– Молодому педагогу проще найти общий язык с детьми или это лучше получается у опытных стажистов?

– Наверное, молодому педагогу всё-таки проще найти общий язык с детьми. Он ближе к ним по возрасту, по интересам. Когда дети понимают, что педагог с ними на одной волне, им интереснее с ним взаимодействовать. Очень важно, конечно, не допустить дружеских отношений. Я надеюсь, что у меня это получается. По крайней мере у меня такого не бывает ни на уроках, ни во время внеурочных занятий. В чём мой секрет? В том, что я могу удачно совмещать требовательность и в то же время позитив, юмор, который так нравится детям. Думаю, что большой плюс, что я мужчина. У мужчин дети на уроках сидят более спокойно. Не у всех, конечно, но у большинства.

– Расскажите, как попали на конкурс «Педагогический дебют»? Какие этапы проходили?

– В прошлом году мы с моим наставником из школы Юлией Скурихиной пошли на городской конкурс «Молодой педагог + наставник = команда». Там впервые презентовали опыт своей работы и получили первое место. После этого мы сходили на конкурс «Воспитание: от теории к практике воспитательных команд» и тоже одержали победу. Да, я пошёл на российский дистанционный конкурс разработок. Там тоже стал первым. Пошёл на областной конкурс «Учитель года» в номинации «Молодой классный руководитель», где прошёл конкурсное испытание и тоже получил первое место.

После этого меня отправили на всероссийский конкурс «Педагогический дебют» в номинации «Молодой классный руководитель», где более двух тысяч педагогов в заочном этапе послали первое задание. Это было эссе на тему «Наставник = классный руководитель. Можно ли поставить знак равенства?». Там была ещё разработка внеурочного занятия с детьми. Эксперты оценили эти материалы и пригласили на очный этап. В первом туре число участников сократилось до 211. Мы проходили свои конкурсные испытания. У меня было публичное выступление на волнующую тему, проведение урока с незнакомыми детьми в незнакомом классе в незнакомом городе. Действительно, это было очень сложно. Третье – презентация опыта работы. У меня это хорошо получается. В завершении участникам нужно было решить педагогические ситуации. По итогам этих конкурсных испытаний были выбраны по два-три лучших победителя в своих номинациях, которые пошли на панельную дискуссию. Здесь конкурсантам задавались различные вопросы, мы на ходу должны были ориентироваться, отвечать в духе современных тенденций образования. В итоге меня признали победителем в своей номинации.

– В чём были главные сложности?

– Наверное, в том, что нужно было совмещать подготовку к конкурсу и работу в школе. Нужно всё было сделать качественно, то есть нужно провести качественно уроки и конкурсы, и действительно тяжело совмещать эти два процесса, а ещё было сложно морально, потому что всё равно это конкурс. Это эмоциональный напряг, и эмоциональное напряжение проходит полностью от начала подготовки до последнего дня объявления результатов, когда ты волнуешься за результат, потому что ты на тебе лежит ответственность не только за свою школу, за свой класс, а за всю область, за свой город, поэтому очень страшно всех подвести. Сложность была и в том, что конкурс проходил в незнакомом городе, и было страшно, наверное, как на меня отреагируют дети, у которых я проводил уроки. И здорово, что после они мне написали: «Спасибо вам большое, что провели такое мероприятие. Нам очень понравилось. Мы хотим с вами ещё поработать». Было очень приятно.

«Родители были в шоке». Интервью с победителем всероссийского конкурса «Педагогический дебют» Денисом Домниным

«Родители были в шоке». Интервью с победителем всероссийского конкурса «Педагогический дебют» Денисом Домниным

– Что-то для себя почерпнули от участия в конкурсе? Приёмы в обучении, общении с детьми?

– В любом конкурсе берём те моменты, которые нужно использовать в своей работе. И конкурс «Педагогический дебют» не стал исключением. Увидел воспитательные практики других регионов с таким потенциалом, что хочется применять. Например, для меня как для классного руководителя шестого класса очень важно работать с эмоциональным интеллектом. У одной из участниц я это подсмотрел и хочу внедрить в свою работу. Классный час по работе с эмоциями и умением их контролировать. Это очень важно. Также взял на заметку практику по постановке целей, работу с детьми по достижению целей при помощи футбольного поля. Это было очень интересно!

– Государство старается вводить разные стимулы для педагогов. На ваш взгляд, какой поддержки сегодня не хватает?

– Действительно, государство старается дать много социальной поддержки. Чего не хватает? Сложный вопрос. Здорово было бы сделать для молодых педагогов бесплатные мероприятия с федеральными спикерами, которые будут рассказывать о крутых тенденциях образования. Региональных спикеров можем увидеть. Зачастую это одни и те же люди, которые делятся своим опытом работы, а когда бесплатно можно видеть на мастер-классах великих людей, это действительно плюс. Ещё хотел бы проведения каких-то педагогических лагерей, где молодые учителя встречаются, обмениваются опытом, и появляется большое сообщество, не только города, области и всей страны в целом.

Фото: Денис Домнин

Все соцсети
Комментарии
1
 
Комментарии (1)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 15 марта 2024, в 15:18
Также есть стереотип, что воспитывать и обучать должна женщина.
--------------------------
вот это хорошо подмечено.
считаю, что воспитывать детей должны мужчины, только они способны донести до детей целостное устройство мира. а женщины должны идти в политику.
видел в Осло как двухметровые бородатые брутальные мужики воспитывали детей в детсаду. это было потрясающе. наших яжматерей удар бы хватил))
кстати, в ФМЛ у меня было большинство учителей мужчины. по сравнению со средней школой разительный контраст.
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!