2 июня состоялась премьера спектакля «Хлынов. Сага о городе и его жителях» (16+), приуроченная к 650-летию Кирова. О создании исторической драмы, кропотливой работе над костюмами и представлении постановки на фестивалях, рассказал в программе «Своё время» на Радио Шансон художественный руководитель Кировского областного драматического театра Игорь Лысов.
- Что стало основой спектакля «Хлынов: сага о городе и его жителях» (16+)
- «Работа костюмеров и декораторов – труд неимоверный»
- Кировчане переняли у жителей Хлынова неприязнь к пришлому
- Как Драмтеатр изменился за два года
Что стало основой спектакля «Хлынов: сага о городе и его жителях» (16+)
– Вы выступили автором пьесы и режиссёром спектакля «Хлынов: сага о городе и его жителях» (16+). Почему именно этот исторический период взяли за основу?
– В истории Вятского края это первый летописный герой, который может своей деятельностью сравниться с общероссийскими масштабами. Это не местечковый герой, которых много в каждом крае, это герой, который повлиял на историю России.
Скажу так: вот Иисус Христос пришёл для своего края. Если бы не женщина из Самарии, которая заставила его признаться, что он должен прийти для всех людей, может быть, мы и христианство бы не знали. Её не почитают, как всех остальных, а это человек, который своим импульсом заставил спасителя отдать свою веру, своё чувство, своё сердце всем жителям планеты.
Так же, мне кажется, и с Костяем Юрьевым. Он – личность действующая, со всеми вытекающими последствиями того времени, разбойничьего толка, в котором пребывал Киров. Он тоже воин и не чурался махать оружием. Но тем не менее мысли его были другие. Как я говорил, что спасение в одиночку не проходит. И вот Костяй Юрьев, в моём понимании, первый человек, на Вятке-то точно первый, который об этом задумался.
– Что вы брали за основу при написании пьесы?
– Некоторые летописные тексты, сказания, соединял их. Кто-то из краеведов ищет точки соприкосновения, факты. Но для меня история не есть краеведение, для меня как режиссёра – это наличие энергии для потомков. Факты: где стоял город, как стоял, почему – отходят на второй план. Для меня история – это про любовь, гордость и воспитание.
В конце концов никто не знает, о чём разговаривал Полк Богодайщиков с Костяем Юрьевым. В летописях есть некто Юрий Мышкин, который был против объединения с Москвой, также есть текст, где он упоминался среди трёх повешенных. Но не хотел из них Костяй делать Павлика Морозова. Конечно, какие-то пробелы пришлось закрывать, сочинять. Я много спектаклей поставил, много разбирал пьес, и прекрасно понимаю, что движет героями.
– Повезёте ли спектакль в другие города и фестивали?
– Конечно, у нас есть такие планы, сейчас ведём переговоры. У меня много помощников: это мой товарищ и коллега – директор Драмтеатра Константин Зайнулин, а также руководство Кировской области.
«Работа костюмеров и декораторов – труд неимоверный»
– Отмечу, что в спектакле потрясающие костюмы, декорации, музыкальное сопровождение. Это же настолько кропотливая работа. В их основе лежат исторические источники или художественная фантазия?
– В основном это, конечно, наше видение. Работа костюмеров и декораторов – труд неимоверный. Изабелла Козинская, художник по костюмам и сценограф, москвичка, потрудилась на славу. Всё репетиционное время она была в Кирове. Ходила по магазинам, искала кусочки тканей и прочее. Она ежедневно работала с пошивочным и бутафорским цехами.
Первое, что мы сделали, отказались от традиционного понимания хлыновского воина того времени. То есть холщовая рубаха, сапоги, шаровары, какой-то ситцевый плащ, шлем и кольчуга. Ничего подобного. Это были достаточно агрессивные мощные воины, которые ходили и в Швецию, и к «балтам» ходили, и на Юг ходили. И поэтому одежда у них была, которую они как контрибуции захватывали.
Мне казалось, что Хлынов был один из самых разноцветных городов того времени, ведь они брали красивые одежды у своих пленников и носили их. Поэтому бояре у меня с очень дорогим покроем и не всегда русским. У одного одежда голубого оттенка, другой в тяжёлом зеленоватом. Они были очень разношерстные.
– А сколько было костюмов изготовлено?
– Около 50 костюмов. Все переживают, что красивейшие ордынские женщины из гарема, в искусно вышитых нарядах, мелькнули и всё. Переживали и говорят, что хотелось бы их больше показать.
Также огромную работу проделали Павел Бабин, он ставил свет для спектакля, Дмитрий Мартынов, который делал видео «Пожар» и «Кремль». Конечно, у нас в театре не такой силы проекторы: один мощный, а второй слабенький, дореволюционный. Если бы у нас были два хороших проектора – это было бы грандиозно. Мы бы тогда с двух сторон сделали эту красивую 3D-голограмму. Что касается музыки, то у меня есть мой коллега, напарник, моя правая рука в этой области – Татьяна Хондолиди. Хорошо помню, как труппа пела раньше, и как при ней.
– Признаться, вообще не помню, чтобы раньше актёры труппы пели. И включение музыки и пения в полотно спектакля помогают глубже погрузиться в его сюжет.
– Так и есть. Музыкальное сопровождение – тоже наше сочинение. Я хотел на мелодии народных песен нашего края наложить текст из откровения Иоанна Богослова. В народных песнях – много чувств и психологии, а в Откровении – философии. И вот я хотел на такую расхристанную и душевную мелодию положить этот глубокий, даже тайный смысл.
Кировчане переняли у жителей Хлынова неприязнь к пришлому
– Говоря об энергетике, смелости и своенравии хлынчан тех лет. Каков он – житель Хлынова XV века, а каков он – Костяй Юрьев?
– Думаю, что они там все самураи. Это люди, которые всю свою жизнь защищались и занимались разбоем. Кто-то завоёвывал земли и потихонечку брал дань. Хлынов по этому пути не пошёл. Он приходил в какой-то город, грабил, забирал оттуда вещи и опять к себе домой заносил. Но воинская доблесть, если опустить мораль или нравственную подоплёку, была на высоте. Они первые среди русских земель убрали из арсенала мечи и стали заниматься саблями, потому что она оказалась наиболее вариативным видом оружия. Один хлынчанин может перепугать 100 человек.
– Что же осталось сейчас в нашем настоящем Кирове с его огромной историей от тех хлынчан? Вы же приехали в Киров два года назад. И свежим взглядом наверняка цепляете какие-то черты характера.
– Из генезиса Хлынова осталась неприязнь к пришлому, к человеку, который приехал сюда.
– Вы это на себе ощутили?
– Да. Ну очень в милой форме и косвенно. Может быть, неловко и так далее. Это осталось, это останется на всю жизнь, это не выковыривается никогда. Ну, это невозможно убрать, потому что это то, из чего произрос вятский характер. За жизнь в разных городах бывал, но только в Кирове меня спрашивали, есть ли у меня здесь родственники. Здесь людям важно знать вообще как ты к этой культуре относишься. Здесь очень это чтут.
При этом Киров чудесный город, с остроумием и юмором. Есть ирония по отношению к пришедшим и себе. В этом, конечно, это достоинство. Но я думаю, что это достоинство всё-таки той уверенности в себе и своих предках.
Как Драмтеатр изменился за два года
– Вы работаете художественным руководителем Драмтеатра уже два года. Что, на ваш взгляд, изменилось за это время в подаче, в работе театра?
– Трудно пока сказать. В принципе, с приходом меня и Константина Зайнулина появились другие требования, работа с декорациями, светом и музыкой. Другие пьесы стали играть. Я не могу быть похож на предыдущего художественного руководителя. Просто здание театра то же самое, а люди изменились.
Но преобразился и сам Драмтеатр. Много сил вложено, чтобы он привлекал зрителя. Это и качественная реклама, внешний вид фойе и зала. Конечно, я понимаю, как кировчане мечтали о театре, в котором ставят не попсу.
– Получается, театр самостоятельно создаёт своего зрителя?
Да, есть расхожая фраза, которая говорит: «На каждый спектакль, даже плохой, будет свой зритель». Всегда есть группа людей, у которой есть потребность прийти, услышать, увидеть и почувствовать.
– А спектакль – это как тренировка человеческой души.
– Конечно, это очень правильное рассуждение.
– Жители и гости Кирова ещё могут увидеть прекрасный спектакль «Хлынов: сага о городе и его жителях» (16+). Показы состоятся 22 и 23 июня. И в завершении давайте поздравим кировчан с юбилеем города.
– Всех с наступающим 650-летием Кирова. Всем Драмтеатром мы сделали большой подарок городу и самим себе. С помощью спектакля мы подарили взгляд на прошлое время. А кировчанам желаю жить долго и счастливо.
Фото: Вера Власова, в тексте: Кировский драматический театр