Автолюбителям ПоговорИИм Родительский чат МАСЛЕНИЦА 2024 Лунный календарь 2024
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Павел Шапкин: «Образование через игры - это новый тренд»

Автор:
17 января 2017, в 14:10
Просмотров: 6278

О нарастающем интересе государства к киберспорту, о больших доходах и больших убытках в этом бизнесе, а также о том, почему у Кирова есть шансы стать центром подготовки киберигроков в России - интервью с совладельцем eSport-компании UCC.

Киберспорт в России - явление новое. В нашем городе первый турнир был организован всего четыре года назад. Тогда кировские ребята, профессиональные покеристы, показали, что организовать межрегиональную игру «в чистом поле» - так можно, выйти на федеральный уровень - можно, и на международный тоже можно. Можно зарабатывать на этом деньги и продвигать смелые проекты. Даже если никто толком не понимает, что такое киберспорт.
Наш разговор с совладельцем компании UCC Павлом Шапкиным начался с того, что о киберспорте с людьми ему приходится объясняться почти на пальцах. И постоянно владеть собой.

Павел, что испытываешь, когда пытаешься объяснить что-то людям, которые не владеют предметом разговора?
- Искушение. Знаешь, бывает, в автобусе едешь, кондуктору надо заплатить за проезд, а у тебя только тысяча рублей. Ты даёшь ей эту тысячу, и она закатывает глаза и прицокивает так. Вот когда меня в сотый раз спрашивают, что такое киберспорт, у меня появляется искушение сделать такое же лицо. Но потом я думаю: «Спокойно, я не кондуктор в автобусе, я должен объяснить».

И как, есть успехи?
- Да, люди в целом стали больше знать о киберспорте. А я благодаря всем этим разговорам и интервью понял свою миссию - я занимаюсь своего рода просветительской деятельностью.

Тебе 28 лет. К этому времени ты заработал репутацию профессионального игрока в покер, был организатором концертов, модных показов и спектаклей, сейчас ты бизнесмен. Это поиск себя или просто жизнь в удовольствие?
- Это путь наименьшего сопротивления. Вот ты в детстве выбираешь, в какую игру тебе играть - кубики, куклы или машинки. И в этом ты идёшь по пути наименьшего сопротивления - просто играешь с тем, что нравится. Так и я. Я шёл по улице, видел вокруг себя какие-то «дыры» и думал: «На месте этой дырки было бы прикольно сделать вот это». И эта мысль днём и ночью меня мучила, и я начинал делать.

Что тебя всё это время больше подталкивало - успехи или неудачи?
- Успехи и неудачи не являются мотивом, как таковым. Это вещи, которые нужно просто перебороть. У меня до сих пор раз в неделю возникает ощущение «Всё, трындец». Раз в месяц ощущение «Всё, закрываемся, куда сливать оставшееся бабло…». Успехи, наоборот, заставляют тебя думать, что ты самый клёвый, корона тут же растёт. И с этим тоже надо бороться, потому что это большое искушение - подумать, что ты самый умный.

Ты занял второе место в номинации “Открытие года-2016” на Всероссийском конкурсе молодых предпринимателей. Это для тебя что значит?
- Признание. Очередной шаг к крупным инвестициям. У нас в 2017 году большие планы по инвестициям, и нам очень нужно признание экспертов федерального уровня, что у нас действительно эффективный бизнес.

Это как-то влияет на твои дальнейшие перспективы?
- В зависимости от того, как мы этим воспользуемся. Это может остаться дипломом на стене, а может стать визитной карточкой моего коммерческого предложения. Мы планируем максимум из этого выжать. Никаких денег, бонусов, привилегий - нам ничего не дали. Есть только диплом и фото в инстаграме. Но это фото увидело довольно много людей, надеюсь, запустится «колесо». Но по большому счёту, это лишь общий фон, такая копилочка, в которую упала еще одна монетка.
Павел Шапкин: «Образование через игры - это новый тренд»

Ваша компания занимается организацией киберспортивных мероприятий и трансляцией крупных турниров. В 2013 году прошёл первый в Кирове киберспортивный турнир. А потом вы получили грант на развитие своей деятельности. В России интернет-игры всегда считались праздным времяпрепровождением. И тут государство начало давать на них гранты. О чём это говорит?
- Это означает следующее. Наша главная задача сейчас - показать, что мир киберспортсменов существует, и он реально огромный. Наше телевидение (UCC) смотрит больше полумиллиона человек в месяц. Это огромная аудитория, вся она любит киберспорт, и мы сегодня к ней имеем доступ. И кроме нас, пожалуй, больше никто. Получается, это некий неуправляемый снаряд из миллионов людей, который может сегодня в одну сторону полететь, завтра в другую, и чёрт его знает, под действием каких информационных полей он находится. Государство не может позволить себе наличие неуправляемого снаряда внутри себя. А если ты не можешь что-то предотвратить, то должен это возглавить. Поэтому естественное желание государства - коммуникации с молодежью через какую-то оформленную среду. В данном случае, эта среда называется киберспорт.

То есть, эти люди могут быть потенциальным злом?
- Могут. Но мы - лидеры мнений. У нас в прямом эфире сидят комментаторы и объясняют, что происходит в игре, как правильно, как неправильно. Так или иначе, у зрителя возникает ощущение, что комментатор - это тот, кто разбирается в жизни и знает, как надо делать. Если комментатор вдруг окажется с какими-то экстремистскими мыслями - пальцем щёлкнет, и они выйдут на площадь. Или скажет: «Пацаны, нафиг вам универ, пойдите лучше пивка попейте», и они это воспримут как индульгенцию. Им же нужно лишь оправдать свое безделье. А у нас все комментаторы сидят в костюмах, красивые, причёсанные, без вредных привычек. И человек уже хочет быть похожим на него, потому что комментатор - лидер мнений. Если Месси сегодня поменяет причёску - миллионы людей вслед за ним себе причёску поменяют. У нас пока меньшие масштабы, но схема та же.

Громкая история с хакерскими атаками между Россией и США - это же про киберсферу. И когда мы говорим, что эти люди интересны государству, это и есть пример?
- В какой-то степени, но я не готов об этом говорить.

Хорошо. Государство стало поддерживать киберспорт. Но менталитет так быстро не меняется. Многие по-прежнему считают, что вкладывать деньги в киберспорт – это кощунство, поскольку есть куда более важные направления. Ты часто сталкиваешься с негативными выпадами по этому поводу?
- Постоянно. Это позиция «всё хорошее против всего плохого». Чаще всего это звучит так: «У нас вообще-то в Кировской области дорог нет, а вы тут про какой-то киберспорт». Или: «У нас в Кировской области пенсии маленькие, а вы со своим киберспортом». Боль этих людей я прекрасно понимаю, но блин, друзья, это разные вещи. Мы должны идти вперед.

Но у тебя же есть какая-то политика в отношениях с противоборствующей стороной?
- Да я со всеми готов разговаривать. И на фейсбуке часто бывают жёсткие посты, но мы отвечаем всем. Мы обязаны это делать, моя главная задача - это публичность, чтобы людям было понятно, чем мы занимаемся.

С одной стороны, отстаивать право на развитие киберспорта – дело неблагодарное, много противников. С другой, если быть честным, - ты молодой, хорошо обеспеченный человек, который довольно много путешествует и хорошо известен за пределами региона. Это прибыльный бизнес, не правда ли?
- Конечно, прибыльный. Но мы много времени работали, чтобы он стал прибыльным. Мы первые полтора года в минус работали. Тогда мы не преследовали цели заработать деньги, наша цель была - максимально раздвинуть границы наших «заборов», обзавестись максимально широкой аудиторией, а потом уже думать, что с ней делать. Вот сейчас мы достигли отметки 500 тысяч уникальных зрителей, у нас работает по 8 параллельных прямых эфиров, по 50 матчей в день - это огромные объёмы. Только сейчас мы вышли в плюс, буквально в последние полгода.

Какой из ваших турниров был для вас самым важным?
- Наш первый турнир в Москве, который прошёл в прошлом году. Мы привезли наш продукт в столицу, чтобы показать его на всю страну, и сделали всероссийский чемпионат. Тогда мы из маленькой региональной компании превратились в компанию федеральную, и для нас не стало границ регионов. Потому что на нас обратили внимание букмекерские компании, и сотни тысяч людей ринулись на наши трансляции, сделав ставку на какой-то киберспортивный матч. Это был важнейший прорыв. Мы поняли, что турниры можно не делать, а просто транслировать. Это сейчас и приносит нам основные деньги.

Ты помнишь, что с вами после этого было? Вечер после триумфа.
- Мы тогда не поняли ничего. Когда информация поступает в неподготовленную среду, она не усваивается. Я смотрел и офигевал: «Чёрт возьми, миллион просмотров за день». На следующий день ещё миллион просмотров. Я тогда не понимал, что это именно то, на чём мы в будущем будем строить бизнес. В тот вечер я пришёл в хостел, и просто лёг спать, потому что мы много работали и почти не спали.
Потом мы делали ещё турниры и ещё, через три месяца был турнир, который вошёл в ТОП-8 мира, и мы на нем ушли в дикий минус. Он был очень статусный, но с точки зрения бизнеса это было безумием - не буду называть сумму, но мы потеряли много десятков тысяч долларов. Тогда пришло понимание успеха, который был три месяца назад.

Сейчас вы успешно занимаетесь организацией и трансляцией. Построили несколько студий для этого. Что дальше?
- Мы будем строить экосистему вокруг темы киберспорта. Игры будут локомотивом, а вокруг них будут развиваться другие проекты. Например, магазины одежды и киберспортивных аксессуаров, общественная деятельность как факультет киберспорта, сайты. Это будет целая инфраструктура.

Работаете вы в Москве. Много турниров проводите в Европе. Но существует проект «Вятка – центр Киберспорта». В чём он заключается и чем полезен для Кировской области?
- Мы посмотрели опыт китайских коллег. В Китае экономика кластерная. Например, есть город Макао - кластер казино, есть мебельный кластер - город, где 20 тысяч мебельных заводов. И они сейчас выделили целую провинцию, где строят киберспортивный кластер. Потом кластер начинает двигать за собой кучу других направлений промышленности. Мы это увидели и у нас появилась идея сделать нечто подобное в Кирове. Или хотя бы заявить, что мы можем это сделать. Вдруг кто-то увидит, заинтересуется.
Павел Шапкин: «Образование через игры - это новый тренд»
Мы пришли в правительство области к министру информационных технологий и связи, рассказали идею. Пришли к ректору университета и договорились, что попробуем. Потом сформировали делегацию, поехали в Китай посмотреть их опыт. Приехали обратно и ещё раз встретились с научным сообществом университета. Так вот, научное сообщество бьёт тревогу - молодёжь уже не воспринимает информацию так, как раньше, когда профессор выходит к доске, и все за ним записывают. Современное научное сообщество говорит, что будущее за геймификацией образования, образование через игры - это новый тренд. Нами было принято решение о создании лаборатории геймификации и диджитализации на базе Вятского опорного университета. Сейчас эта лаборатория трудится над разработкой образовательных программ на основе игры. Вот простой пример, приложение Lingualeo - это одно из самых популярных в России приложений по изучению английского языка. Тебе дают задания, выполняя их, ты получаешь очки, которыми кормишь вечно голодного маленького львёнка. С одной стороны - детский сад, с другой - это увлекательно. Или, например, кировский стартап по обучению на водительские права через игру. В прошлом году Алишер Усманов его купил за полмиллиарда.

А эффективность такого обучения как-то измерена? Это же две разные вещи, когда доказано, что с помощью этого приложения человек будет знать английский не хуже, чем изучая его традиционным способом, и когда мы честно говорим - ребята, это просто игрушка, приятное с полезным.


- Хороший вопрос, но я не могу на него корректно ответить. Я таких исследований не видел. Но я знаю, что есть определённые формы коммуникаций, которые молодёжь больше не воспринимает. Например, аудио. Ты своему ребенку через пару лет позвонишь по телефону и поймёшь, что он тебя не слушает, ему нужен ролик на ютубе. И ты будешь свой подход к нему трансформировать, чтобы разговаривать на понятном ему языке. Иначе ты просто потеряешь связь с ребенком. Сейчас эта связь между поколениями теряется гораздо быстрее, чем двадцать лет назад. Каждые десять лет объём знаний, накопленных человечеством, удваивается, человечество стремительно развивается.

Здесь речь о развитии технологий или о развитии человека? Игрушки, приложения в образовательной сфере - это круто, это демонстрирует новые возможности, но вместе с тем развивает некую инфантильность у молодёжи.
- Это всё очень по-женски звучит. Сколько человечество жило, столько люди так думали. Сначала люди писали перьями, потом придумали ручки, а потом появились печатные машинки. И было огромное количество авторов, которые принципиально не печатали на машинке. Понимаешь, время меняется. Либо ты остаёшься консерватором, верным своим принципам, либо идёшь дальше. Это личный выбор. Просто раньше такие скачки случались редко, а сейчас они регулярны.

На каком этапе развития сейчас проект «Вятка – центр Киберспорта»?
- Ну вот, создана лаборатория. В этом году, надеюсь, будет создан пилотный образовательный проект, который мы будем тестировать на базе одного из факультетов - насколько он усваиваем и полезен. Сначала это будет в форме дополнительного образования. Если программа «зайдёт», будет создана киберспортивная специализация в рамках, например, спортфака. И если это получит необходимый спрос, тогда будет создан факультет. К нам поедут абитуриенты из других регионов. Потому что Вятский опорный университет будет первым в России, кто это сделает.

Кто будет там преподавать?
- Нужно обучать кадры. Есть опыт китайцев, который мы уже посмотрели и ещё поедем смотреть. Есть опыт Южной Кореи, там есть университет, образовательные программы, методики, кафедры. Берёшь, экстраполируешь сюда.

Кто такие выпускники факультеты киберспорта? Где они будут работать?
- Киберспорт признан официальным видом спорта. Это значит, в первую очередь будут востребованы профессиональные кадры: спортсмены и тренеры.

Какой ресурс во всю эту историю вкладывает ваша компания?
- Мы не дураки, мы чётко понимаем, что Киров невозможно сделать мировым центром соревновательного киберспорта. Но Киров может стать центром подготовки киберспортсменов, для этого есть вся инфраструктура. Мы можем сделать Киров местом, куда съезжаются крупнейшие мировые клубы, проходят полный цикл подготовки к сезону, и в сезон уже выходят отсюда. Как какой-нибудь горнолыжный курорт является тренировочной базой для лыжников - здесь то же самое. А это уже инвестиции, развитие экономики региона. Поэтому мы вкладываем деньги, привлекаем инвестиции. Думаю, лет через пять деньги начнут к нам возвращаться.

Каков потенциал кировских киберигроков? Есть у нас звёзды?
- Нет, к сожалению.

А есть в России регионы, которые могут этим похвастаться?
- Концентрация сил, как и концентрация денег - в Москве. Если футбол привязан к стадионам и спортивным школам, киберспорт привязан к развитию интернета. Чем ближе к европейской части, тем выше потенциал. Есть некий сигнал между Россией и Европой, и если ты во Владивостоке находишься, сигнал будет хуже. Задержка сигнала продолжительностью в миллисекунды в киберспорте чувствуется сильно.

Насколько велика армия киберспортсменов в стране?
- По исследованиям аналитиков, в игры играет порядка 40 миллионов человек в России - это треть страны. Но это просто геймеры или зрители. А если говорить о профессиональной тусовке, она очень узкая. В мире всего около 50 команд, которые зарабатывают какие-то деньги, сравнимые с человеческой зарплатой. Количество российских команд можно пересчитать по пальцам.

Успешные киберспортсмены зарабатывают на уровне успешных футболистов. Но если вернуться в нашу реальность, я правильно понимаю, что заниматься киберспортом - удовольствие недешёвое?
- Один системный блок - это где-то 70 тысяч рублей. Нужен еще монитор нормальный, девайсы, коврик, мышка, клавиатура, наушники - это стартовый набор, чтобы играть в те игры, которые мы считаем киберспортивными. Это уже сумма - за 100 тысяч. Да, удовольствие не из дешёвых.

В прошлом году ты был на турнире «Битва трех наций» в Китае. Вы собирали российскую команду. Будете продолжать работу по формированию российских сборных для участия в мировых соревнованиях?
- Безусловно, потому что это было круто. Нам доверили создать сборную России по Counter-Strike. И это был наш первый проект в рамках проекта “Вятка - центр киберспорта”. Команда представляла Кировскую область. На форме сборной на левом плече - логотип Кировской области, а на правом - логотип ВятГУ. На всех сценах эта команда заняла второе место.

Команда представляла Кировскую область, но игроки не отсюда?
- Ну посмотри на футбольный клуб ЦСКА, много ли там москвичей? Там и русских-то не очень много. Это нормально. В 2017 году у нас однозначно будет свой клуб, который включит в себя несколько составов, участвующих во всевозможных eSport турнирах.
Павел Шапкин: «Образование через игры - это новый тренд»

Ты говорил, что ваша цель - войти в ТОП-5 мира. Если представить лестницу к этой цели, вы на какой ступеньке?
- Точно не на первой. Но здесь трудно судить, рынок развивается настолько динамично, что это как бежать за горизонтом. Год назад у нас был турнир с призовым фондом 40 тысяч долларов. Он входил в ТОП-8 турниров мира. Прошёл год, сейчас мы будем делать турнир с призовым фондом полмиллиона долларов - это в 12,5 раз больше, и он едва войдет в ТОП-10 мира.

Тобой что движет: азарт игрока, желание стать богатым или просто удовольствие от процесса?
- Я недавно свою девушку разочаровал, сказав, что у меня нет ни единой материальной цели. У меня машины нет до сих пор, потому что она мне не нужна, мне удобнее ездить на такси, айфона у меня тоже нет. Сам по себе бизнес для меня - это просто игра.

В одном из интервью ты сказал «Чтобы в жизни чего-то добиваться, нужно в первую очередь разобраться в себе». Когда и что ты про себя понял, прежде чем добиться тех результатов, которые имеешь?
- Самое сложное для меня было - снять корону с головы, понять, что я не самый умный и научиться доверять людям. Я играл в покер, был успешным игроком, заработал деньги и подумал «Раз уж я в покере смог такое количество профессиональных соперников обыграть, то уж какой-нибудь салон красоты я легко вытяну». Через полгода я этот салон красоты разорил. Были концерты неуспешные, другие провалы. А потом я понял, что я не самый умный человек на свете, снял корону и начал «пахать». И слава богу. Благодаря этому теперь в моей компании работает куча людей, которые умнее меня.

Все соцсети
Комментарии
6
 
Комментарии (6)
Предложить новость
 
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!