Оптимизация - это не обязательно ухудшение. Министр культуры - об объединении колледжей, Приказной избе и концертном зале на 2000 мест

Несколько месяцев в Кирове обсуждают объединение трёх образовательных учреждений в сфере культуры. Министр культуры Татьяна Мазур рассказала, как обстоит ситуация на самом деле. А также поделилась, какими принципами руководствуется в кадровой политике, каким хочет видеть Кировский драмтеатр и как собирается развивать культуру на селе.

Наверное, самая обсуждаемая тема - это слухи об объединении колледжа музыкального искусства, художественного училища и колледжа культуры. Сначала говорили, что колледжи объединяют, потом - что это неправда. Неделю назад зампред Андрей Плитко окончательно заявил, что всё-таки никакой оптимизации нет.
- Позвольте уточнить: кто говорил, что их будут объединять?

К нам обращались сами педагоги и студенты и говорили, что внутри начался процесс объединения, но об этом умалчивают.
- У меня складывается такое впечатление, что там «внутри» придумали эту историю и сейчас выйти из неё не могут. Заместитель председателя правительства области Андрей Плитко, курирующий вопросы культуры, официально в заявлении для СМИ подтвердил, что на повестке дня вопрос объединения не стоит, здание на Спасской, 15 остаётся у колледжа искусств и музыкальной школы. И я на встрече с коллективом подробно это же объясняла.

Педагоги ссылаются на постановление правительства Кировской области «Об оздоровлении финансов», в плане мероприятий которого прописана реорганизация колледжей.
- Разговоры об объединении велись давно. На общественном совете при Министерстве культуры Кировской области коллеги с большим стажем вспоминали, что ещё в 1990-е годы это обсуждалось.

Всё-таки постановление такое есть?
- Да, постановление «Об утверждении программы по оздоровлению государственных финансов Кировской области» есть. Главная его задача - формирование благоприятного экономического климата в регионе. Постановление, подписанное несколько лет назад, систематически пролонгируется из года в год. Поэтому откуда взялась эта паника именно сейчас, непонятно.
Оптимизационные мероприятия программы далеко не всегда подразумевают ухудшение: сокращение штатов или уменьшение расходов на содержание учреждений. В рамках оптимизации можно значительно усилить финансовые позиции учреждений культуры, оздоровить кадровый и творческий климат.
Приведу один пример. Концертный зал органной и камерной музыки несколько лет назад стал структурным подразделением Вятской филармонии. В результате расширились формы проводимых музыкальных мероприятий, усилилась материальная база, появились ресурсы для покупки новых музыкальных инструментов для органного зала. Для зрителя все реорганизационные процессы остались, как говорится, за кулисами, его интересы нисколько не пострадали.


У художественного училища и колледжа культуры сейчас один и тот же руководитель. Как так вышло? Это часть кадровой политики?
- Прежний директор художественного училища по семейным обстоятельствам приняла решение переехать в другой город. В этой ситуации мы нашли самый быстрый способ решить эту кадровую проблему и пригласили на работу по совместительству руководителя колледжа культуры Ольгу Бакину, за что ей большое спасибо. Мы попросили Ольгу Владимировну довести учебный год до конца, чтобы успешно прошла аккредитация учреждения, а преподаватели и студенты спокойно могли продолжать свои занятия.

Значит, потом в училище может смениться директор? Всё-таки возглавлять два учреждения тяжело.
- Да, это возможно. Но найти руководителя в учреждение культуры непросто.

Не каждый согласится?
- На директоре лежит очень серьёзная ответственность, он не только должен организовать образовательный процесс, но эффективно вести финансово-хозяйственную деятельность учреждения. К большому сожалению, далеко не каждый может справиться с этой нагрузкой.

В последнее время во многих учреждениях культуры Кировской области сменились руководители. Продолжится ли ротация кадров?
- Министр культуры России Владимир Мединский подчёркивает, что нацпроект в сфере культуры уникален среди других нацпроектов тем, что 75% средств будут идти непосредственно в учреждения через систему грантов, а не через централизованное выделение средств. За этим грантом должно прийти само учреждение, сделав грамотное обоснование проекта и эффектов, которые будут получены в результате его реализации.
Поэтому во главе учреждений должны быть инициативные руководители, готовые многое на себя взять. От его умения подготовить заявку, выстроить коммуникацию, правильно всё прописать зависит, получит учреждение деньги или нет. Новые руководители как высокого уровня управленцы со взглядом со стороны могут увидеть жизнь учреждения по-новому, что позволит двигаться вперёд. Иногда глаз «замыливается», человек устаёт. Люди привыкают: всё так комфортно и удобно, давайте ничего трогать не будем. А сегодня так сидеть уже нельзя, надо двигаться вперёд.

Что касается годовых трудовых контрактов для руководителей…
- Ещё с 2014 года Министерство культуры Российской Федерации настоятельно рекомендует переводить творческие коллективы на срочные контракты.


Чтобы люди не расслаблялись?
- В какой-то степени да. Может быть, удивитесь, но первыми, кто стал ставить вопросы о срочных контрактах, были художественные руководители и главные режиссёры театров, а не Министерство культуры России.
Сегодня в Кировской области больше половины работающих в сфере культуры – люди старше 50 лет. И я за то, чтобы число молодых специалистов увеличивалось, и они могли вносить вклад в развитие культурной отрасли, опираясь на опыт и преемственность поколений.
Взять тот же колледж музыкального искусства. В своё время там существовала система кураторства. Педагог колледжа искал талантливых детей в музыкальных школах, брал под личный патронаж, обучал, а после окончания учебного заведения поддерживал со своими учениками тесные творческо-педагогические связи.
А сейчас мы видим, что у нас не хватает педагогов в музыкальных школах и музыкантов в оркестрах, режиссёров-постановщиков, звукооператоров, есть проблемы с звукооператорами. Поэтому государственное задание образовательным учреждениям должно максимально соответствовать реальным кадровым потребностям сферы культуры.
Кроме того, необходимо восстановить систему закрепления специалистов на селе, их стимулирования. А то мы приводим в порядок дома культуры, в каждом из них стараются сделать танцевальные залы, а хореографов нет.

Расскажите поподробнее о ремонте домов культур. За чей счёт это будет?
- В новом федеральном проекте «Культурная среда» акцент делается на развитие сельских территорий. Речь идёт о строительстве новых многофункциональных культурных центров в малых городах, о реконструкции сельских домов культуры. Федерация даёт 99% средств, необходимых по проекту, и максимально снижает финансовую нагрузку региона. В этом году мы начнём работу по четырём объектам в рамках нацпроекта.


Какие это объекты?
- Будет проведена реконструкция дома культуры в деревне Гурёнки Белохолуницкого района, капитальный ремонт домов культуры в деревне Зимник Кильмезского района, в деревне Цепели Орловского района и в посёлке Вичевщина Кумёнского района. Общая сумма на модернизацию составляет 17,6 млн рублей, из них 16,7 млн - федеральные средства.
Также в этом году мы продолжаем проект «Местный дом культуры»: выделяются средства на ремонт 15 объектов и на обновление материально-технической базы 24 муниципальных учреждений культуры.
Недавно в Совете Федерации прошла встреча Валентины Матвиенко с тружениками социальной сферы российского села. Там выступил художественный руководитель дома культуры в селе Ныр Тужинского района Иван Аркадьевич Иванов. Он рассказал, что привлёк 900 тысяч рублей государственных и частных средств и установил в доме культуры оборудование на 3,5 млн рублей. Если вы поедете в Ныр, то в маленьком сельском доме культуры увидите такую технику, которой не каждый районный центр может похвастаться.
По словам Ивана Иванова, дома культуры нуждаются в интернете. Также он поднял вопрос о строительстве многофункционального культурного центра в Туже. Валентина Матвиенко отметила, что такими энтузиастами, как Иванов, держится село. Она попросила руководителей министерств культуры, сельского хозяйства, цифрового развития, связи и массовых коммуникаций через полгода рассказать, как решаются поставленные вопросы.

Кировский драмтеатр планируют отремонтировать к 650-летию Кирова. Расскажите, сколько средств выделено и что именно будет сделано в театре?
- Заявки сейчас рассматриваются в Москве. Что конкретно будет сделано, мы сможем прокомментировать, только когда эту заявку нам одобрят. Рассчитываем, что до конца февраля Москва примет наши предложения.
Губернатор Игорь Васильев верно заметил, что в Кирове один из старейших российских театров, но никто не ставил вопроса о его реконструкции и реставрации, модернизации сценического комплекса. Работа серьёзная, требуется примерно миллиард рублей. Конечно, это работа не одного года.


В продолжение темы театров. 2019 год объявлен Годом театра в России. Как областные власти будут помогать театрам?
- В рамках государственной программы выделяется субсидия детским и кукольным театрам. В этом году им дали 14,4 млн рублей на спектакли и оборудование.
Театр кукол делает совершенно новаторские постановки. И Чуковского ставят в необычной форме, и сказки Гофмана в абсолютно новом прочтении. Сейчас эта федеральная поддержка позволяет нашим детским театрам осуществить на сцене любой творческий эксперимент. Посмотрите чеховскую «Дуэль» в «Театре на Спасской» и обратите внимание на уровень сценографии, света, музыки, написанной специально к этому спектаклю. Это уровень хорошего федерального театра. И в Европе не стыдно было бы показывать. Мы смело говорим, что Россия - самая театральная страна.

Вы рассказали о том, как поддерживать детские театры будет федеральный бюджет. А что будут делать областные власти?
- Учитывая, что Федерация во многом помогает детским театрам, мы стараемся выделять областные деньги на постановки Драмтеатру. Сегодня на два года продлён контракт с худруком театра Евгением Ланцовым. В последнем спектакле «Лисистрата» он показал умение задействовать труппу в больших постановках, с таким же интересом он работает в малой форме. Я вижу, как бережно он относится к интересам публики.
Мы стремимся, чтобы театр активно гастролировал. Мы подали заявку на участие в федеральной программе «Большие гастроли», когда приезжает известный российский театр. В рамках региональных гастролей мы ждём Театр музыкальной пластической драмы «Преображение» из Нижнего Новгорода, Чувашский театр оперы и балета, Ингушский ТЮЗ, Пермский ТЮЗ, театры кукол из Кстова Нижегородской области и из Марий Эл, драмтеатры из Тольятти, Башкортостана, Ульяновска. На грамотно организованных гастролях нашим театрам можно увеличить доходы и направить их на своё дальнейшее развитие.

В прошлом году закрылась Приказная изба. Какова её дальнейшая судьба? Ходят слухи, что здание собираются продать.
- По Приказной избе мы оперативно отремонтировали прохудившуюся часть крыши. Но это не решит до конца проблемы здания, поэтому мы по-прежнему пытаемся найти инвестора, который поможет провести реставрацию объекта. Второй вариант - идти за федеральными деньгами в рамках подготовки к 650-летию города Кирова.

Неужели сумма так велика, что её не найти в рамках текущего бюджета?
- Капитальный ремонт очень сильно отличается от реставрационных работ. Реставрационным работам всегда предшествует полное профессиональное обследование здания. Только по его итогам специалисты скажут, сколько будут стоить работы. К сожалению, на таких объектах мы сталкиваемся с тем, что с виду всё цело, а потом при работе специалистов вскрываются проблемы исторических зданий. Поэтому назвать конкретную сумму сложно.

В малых городах Кировской области открывают кинозалы. Как вы оцениваете их работу и пользуются ли они спросом у местного населения?
- Люди с удовольствием ходят и смотрят фильмы в залах с самым современным звуковым и видеопроекционным оборудованием.
Российский Фонд кино выделяет до 5 млн рублей на оборудование кинозалов в районах. За четыре года реализации проекта в Кировской области оборудовано 11 кинозалов в Орловском, Яранском, Омутнинском, Малмыжском, Белохолуницком, Лузском, Верхнекамском районах и городах Слободском, Вятских Полянах и в Кирово-Чепецке.
Заявки могут направлять не только муниципальные учреждения, но и частники, главное – выполнить все требования. Затем три года необходимо отчитываться о проделанной работе. В этом году заявились уже четыре организации культуры из Афанасьевского, Санчурского, Оричевского районов и Котельнича. Мы призываем участвовать в проекте, ещё есть время: заявки принимаются до 13 марта.

Ещё один важнейший сегмент нашей работы: в рамках нацпроекта реализуется федеральный проект «Цифровая культура», который предусматривает создание виртуальных концертных зданий в городах. Например, идёт концерт в филармонии или в московской консерватории, а в доме культуры можно посмотреть онлайн-трансляцию или запись. Не обязательно это должен быть кинотеатр, может быть и музей, если там есть зал на 60 мест. Проект «Цифровая культура» для нас будет прорывным, к такому зрители ещё не привыкли.

Игорь Васильев уже не раз говорил о намерении построить в Кирове новый концертный зал. Нужен ли такой зал в городе?
- На сегодня ни одна концертная площадка в Кирове, к огромному сожалению, не соответствует современным требованиям, чтобы привезти исполнителя высокого уровня.
Когда приезжал [художественный руководитель и гендиректор Мариинского театра] Валерий Гергиев, он говорил, что областному центру нужен зал на 1200 - 2000 мест. Мы поднимали эту тему в рамках обсуждения на оргкомитете по подготовке к 650-летию Кирова. Игорь Владимирович докладывал о том, что нам нужен зал такого уровня, как в Пензе (киноконцертный зал в Пензе - четырёхэтажный комплекс, построенный в 2014 году, зрительный зал рассчитан на 1600 мест - прим. ред.). Нам нужно точно знать, включат ли нашу заявку или нет, чтобы начинать разрабатывать проектно-сметную документацию. Очень хотели бы, чтобы такой зал в Кирове появился.

Если новый концертный зал будет построен, что тогда будет ждать Вятскую филармонию?
- Надо понимать, что новый концертный зал будет многофункциональным, там будут музейно-выставочные площади, помещения для занятий детей и взрослых, бизнес-пространство. Если грамотно выстроить концертную гастрольную политику, не вижу больших проблем, чтобы заполнить все залы.

Значит, никто не пострадает.
- Нет, не пострадает.
Фото: Александр Папырин, Свойкировский.рф