Кировский волонтёр о психологии нуждающихся, о мамах с дорогими смартфонами, просящих помощи, а также о том, зачем она всегда берёт с собой на прогулку перчатки и мешки для мусора.
Кировчанка Олеся Широкова вот уже пять лет помогает малоимущим. За это время, несмотря на обманы, мошенничество и горе-мамаш, желание делать добрые дела не пропало. Она собирает для нуждающихся вещи, продукты и игрушки, а ещё убирает мусор в городе. Просто так.
Мы пообщались с Олесей о том, что движет людьми, которые помогают другим. Зачем они это делают, и что получают взамен.
Олеся, волонтёрство и помощь малоимущим – что это для тебя на сегодняшний день?
– Моя волонтёрская деятельность – это моя жизненная позиция. Я хочу помочь людям, которым не очень сладко в жизни, во многом потому, что помню, как нелегко приходится многодетным семьям – сама росла в такой. Это моё служение. Я верю в Бога и верю в эффект бумеранга – добро, которое мы делаем людям, возвращается к нам в многократном размере. Это я ощутила на себе в полной мере.
Сколько сегодня семей на твоём попечении?
– В данный момент есть пять семей, которым я помогаю постоянно. Плюс мы регулярно передаём вещи в районы области – в отделения социальной помощи или таким же волонтёрам. Я помогаю, в основном, вещами: одеждой и обувью, которую передают неравнодушные кировчане. Когда есть возможность, посылаю продукты и бытовую химию, канцтовары, игрушки для детей.
Что, на твой взгляд, объединяет людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации?
– Невозможность самостоятельно выкарабкаться из сложившейся ситуации, тяжёлое материальное положение.
Какая помощь требуется твоим подопечным чаще всего?
– Помощь нужна всесторонняя. У одних ремонт в квартире долгие годы не делался – просто не на что, другим порой нечем накормить детей. Третья семья вынуждена снимать квартиру, поскольку своего жилья нет, а это мать семерых детей.
А какая помощь требуется тебе как волонтёру?
– Для меня всегда актуальна помощь людей с транспортом – забирать вещи у тех, кто их отдаёт, и отвозить собранные посылки в семьи, потому что не у всех есть возможность самостоятельно их забирать.
Как твоя семья относится к твоей волонтёрской деятельности?
– Муж относится с пониманием. Когда есть возможность, помогает – сам ездит за вещами и развозит посылки по семьям. Старшая дочка, которой сейчас пять лет, помогает разбирать и сортировать вещи. Она у нас уже опытный в этом плане волонтёр.
В наше время добротой и отзывчивостью зачастую пользуются мошенники и просто нечистые на руку люди. С тобой случались такие ситуации?
– Да, были такие случаи в моей практике, когда я перестала помогать некоторым семьям. Когда собираешь продукты из своего холодильника, выпрашиваешь вещи для детей по знакомым, а мать семейства встречает тебя с дорогим смартфоном в руках и жалуется, что не на что купить смесь ребёнку – это, конечно, не дело. Или когда девушка, слёзно просившая о помощи, вдруг оказывается мошенницей – собирает вещи по добрым людям, а потом продаёт их на этом же форуме. Ещё была горе-мамаша, которая элементарно не стирала и не ремонтировала одежду – просто сваливала в кучу и просила новое, а детей кормила привезёнными консервами прямо из банки, вместо того, чтобы сварить суп, например. Это всё в голове не укладывается, и в таких ситуациях жалко, прежде всего, детей.
А как насчёт того, что людям надо дать «удочку», а не «рыбу»? Иначе психология потребителя, ждущего и берущего – это бесконечная история.
– Удочка – это хорошо! Но вот какую, например, «удочку» можно дать семье, где семь детей, младшему из которых чуть больше года, а отец-кормилец ушёл из жизни? А маме-одиночке с младенцем на руках, от помощи которой отказались собственные родители? Поймите меня правильно, я изначально и очень принципиально не помогаю обычным «любителям халявы» и взрослым-алкоголикам. Прекращаю любую помощь, если вижу, что взрослые (чаще всего, это мама) совсем для своих детей ничего не делают.
Любая деятельность – это энергообмен. Когда ты что-то вкладываешь, в ответ должен получить равноценную энергию, иначе – сбой. Что получаешь ты, занимаясь волонтёрством?
– Я верю в Бога. Соответственно, моя деятельность даёт мне чувство выполненного долга перед Богом, сопричастность к Его делу.
А насколько кировчане готовы отдавать и жертвовать? Ведь без посторонней помощи тебе не справиться с таким объёмом работ.
– Если бы не было людей, готовых жертвовать и отдавать, не было бы и волонтёров, подобных мне. Людьми движут разные цели. Кто-то отдаёт вещи, чтобы избавиться от ненужного хлама и заодно сделать доброе дело. Поэтому по качеству отданных вещей сразу понятно, что движет человеком. К сожалению, часто отдают совсем ветхие вещи и поломанные игрушки. Понимаю, что времена непростые, хорошие вещи все стараются продать.
Очень хочется, чтоб внедрилось одно правило: если ты не можешь передать вещь в состоянии, пригодном для использования, лучше выбросить. Чтобы не добавлять лишнюю работу волонётрам и не расстраивать чужого ребёнка, которому предлагают играть куклой без глаз или машинкой без колёс. Точно так же со сломанными зонтами и обувью без молний – у людей, которым мы помогаем, обычно нет на это лишних денег, а делать это всё на свои деньги нам, волонтёрам, не под силу.
Принимать помощь тоже не все умеют. Ведь так?
– Да. Есть такие, кто просто молча забирает привезённое. Некоторым из них неудобно принимать помощь, но нужда заставляет. Кого-то не научили в детстве благодарности. У кого-то это чувство притупилось из-за жизненных невзгод, которые свалились на их плечи. Люди, выросшие в детском доме, это отдельная тема. Но есть и те, кто сто раз спасибо скажет, и имена жертвователей спросит, чтобы за их здравие свечку поставить.
Олеся, я знаю, что во время прогулок с детьми ты всегда собираешь мусор на улице. Более того, у тебя с собой всегда перчатки и пакеты для мусора.
– Мусор – это отдельная история. Это боль, грусть, позор, страх и праведный гнев в одном флаконе. Когда я стала гулять с годовалой дочкой в парке у Дворца пионеров, меня поразило обилие мусора вдоль дорожек. И это не только окурки и бутылки, брошенные маргиналами. Это стаканчики от йогуртов, коробочки от детского сока… Поэтому я стала собирать мусор. В моём прогулочном рюкзачке всегда есть место паре пакетов для мусора и антисептик для рук. Катала коляску с дочкой и параллельно складывала в пакет бутылки и крупные осколки. Круг по парку – и к мусорному контейнеру с полным пакетом!
Были интересные истории. Однажды меня остановили бабушки полюбопытствовать, кто я и почему здесь прибираюсь. Думали, я дворник с тяжёлой судьбой – работаю с ребёнком на руках (смеётся). А ещё как-то раз женщина мне указала, что я «вон там забыла поднять бумажки».
Когда мы начали гулять по детским площадкам, ситуация повторилась – те же окурки и стёкла. И бегающие по этому кошмару дети. Как-то раз предложила пакет одной из мам, которая громко возмущалась, что столько стёкол на площадке, за ребёнка страшно. Знаете, что я услышала в ответ? «Мне за это не платят!».
В чём, на твой взгляд, здесь основная проблема – в людях, которые мусорят, в сотрудниках ЖКХ, которые не убирают или в чём-то ещё?
– Говорят, чисто не там, где убираются, а там, где не мусорят. Увы, для нас это пока утопия. Ну, невозможно по щелчку пальцев заставить целый народ со сбитыми ценностями соблюдать чистоту. Всегда найдётся двоечник, прогулявший тему уважительного отношения к природе, к окружающим и к самому себе. Человек, который себя по-настоящему уважает, не будет швырять на землю ни бутылку, ни этикетку от мороженого.
Делать добрые дела, на самом деле, несложно – просто берёшь и делаешь. Как в твоем случае. Почему сегодня люди не спешат идти на помощь друг другу и своему городу?
– За других сложно отвечать, поэтому я начала с себя. Мой девиз сегодня: «Не жди чудес – чуди сам!» Донести любой ценой мусор до урны или контейнера. Убрать обёртку от конфеты в карман, шкурку от банана – в пакет. Это не сложно. Можете за это мысленно причислить себя к лику святых, повесить на шею медаль за геройство, водрузить на голову корону…
Что ты можешь пожелать жителям нашего города?
– Желаю больших и маленьких чудес в жизни. И помнить, что добро всегда к нам возвращается.
Историю о том, как взять себя в руки, отказаться от разгульной жизни и заняться тем, что любишь – читайте на нашем портале. Кировский культурист рассказал нам, как променял улицу и вечеринки на тренировки и книги.
Фото: Олеся Широкова