Президент компании «Вяткаавиа» рассказал, почему он с детства увлечён самолётами, как случайно создал авиакомпанию и почему восхождение на Эльбрус важнее всех наград.
Олег Кочкин создаёт впечатление везучего человека. Успешный бизнесмен (президент компаний «Вятка-династия» и «Вяткаавиа»), увлечённый любимым делом, при этом имеющий возможность много времени отдавать занятиям для души. Что скрывается за первым впечатлением, как можно случайно создать авиакомпанию, которая станет опорой кировской авиации и почему получение эмоций от достигнутых целей важнее, чем титул «Человек года» - об этом читайте в нашем интервью.
Олег, семь лет назад вы решили взяться за малую авиацию. С чего всё началось?
- Всё произошло достаточно спонтанно. Когда я в мае 2010 начал строить аэродром, у меня не было даже мысли создавать компанию. Всё было задумано как некий проект для любителей авиации, хобби, увлечение. Но потом всё быстро трансформировалось, и появилась компания «Вяткаавиа».
Что стало причиной трансформации?
Что стало причиной трансформации?
- Начались процессы разрушения кировской авиации, в частности, речь о Победилово. Сначала распустили большую авиацию, потом дело дошло до малой. В итоге, авиации в Победилово не осталось. Тогда мы приняли к себе часть сокращённых людей – техников, инженеров, лётчиков. И создали компанию «Вяткаавиа».
То есть строительство аэродрома в Кучанах спасло кировскую авиацию?
То есть строительство аэродрома в Кучанах спасло кировскую авиацию?
- Получается, так. Я не знаю, что было бы у нас в Кировской области с авиацией, если бы не наш аэродром. 
- Да вроде как ничего особенного – простая работа была. В чистом поле построили аэродром, потом склад ГСМ (полевой склад горючего или мобильная нефтебаза - ред.), ангар, установили светосигнальное оборудование для круглосуточных полётов. С тех пор постоянно что-то модернизируем.
На вашем сайте в разделе «Перспективы» указано освоение заграничных полётов. Как с этим обстоят дела? 
- Я летал на своём самолёте в Пермь. Но получается дорого, гораздо проще сделать это на регулярном рейсе. Судите сами, стоимость полёта на своём самолёте – 200 тысяч рублей. Зачем тратить такую сумму, когда можно за 3 тысячи слетать регулярным рейсом?
Что было самым сложным за семь лет? 



Вы в детстве, как и многие мальчики, мечтали стать лётчиком?
- Лётчиком?.. Не помню, чтобы я мечтал стать лётчиком. Машинистом поезда – да, мечтал. А самолёты мне всегда нравились. Помню, когда я учился в 1 классе и мы жили с родителями на улице Вятской, летом каждый день ходили на аэродром рядом с домом. Эта тема полётов меня увлекла на всю жизнь, уже взрослым я читал и перечитывал множество книг о лётчиках.
«Вяткаавиа» в этом году исполнится семь лет. Что удалось сделать за это время?
«Вяткаавиа» в этом году исполнится семь лет. Что удалось сделать за это время?
На вашем сайте в разделе «Перспективы» указано освоение заграничных полётов. Как с этим обстоят дела?
- К сожалению, пока никак. Потому что всё изменилось за эти три года. Если самолёт Ан-2, который сейчас у нас летает, стоит 3,5 миллиона рублей, то самолёт, который может летать за границу, стоит 800 миллионов. Если переучивание лётчика на Ан-2 стоит 50 тысяч рублей, то переучить на Боинг стоит 1,5 миллиона. Кризис 2014 года изменил наши планы, доллар подскочил и вся импортная техника стала практически недоступна.
Тогда что теперь в планах?
Тогда что теперь в планах?
- Заниматься тем, чем занимаемся. Сейчас у нас есть поисково-спасательные дежурства - работали в Кирове, с февраля добавится Пенза и лесной патруль – добавляем республику Коми в ближайшее время.

У вас была такая услуга, как аренда самолётов..
- Аренда есть, арендаторов нет (улыбается). Никто не будет платить 67 тысяч за час аренды вертолета. Желающие бывают, конечно, но очень редко – один раз в год, и то не каждый год.
Как владелец самолёта, вы можете взять и слетать, например, в Пермь, чтобы выпить чашечку кофе?
Как владелец самолёта, вы можете взять и слетать, например, в Пермь, чтобы выпить чашечку кофе?
Что было самым сложным за семь лет?
- Самое сложное – найти общий язык с чиновниками. Я к этому отношусь, как в той притче Ходжи Насреддина: «Через 20 лет кто-то обязательно умрёт – либо я, либо эмир, либо ишак». Практика показывает, что чиновники долго не задерживаются, поэтому если вопрос не решается сейчас, все решится с уходом чиновника.
Что сейчас вас больше всего расстраивает в работе?
Что сейчас вас больше всего расстраивает в работе?
- Угнетение авиации в нашей стране, то, что авиастроение - в упадке. Посмотрите, какой раньше был воздушный трафик в Кировской области и что имеем сейчас. Сколько раньше пассажиров перевозилось и сколько – сейчас. Мы потеряли по всем позициям.
Олег, чем вы ещё занимаетесь, кроме бизнеса?
Олег, чем вы ещё занимаетесь, кроме бизнеса?
- Я активно занимаюсь спортом, хожу по горам. В прошлом году ходил в поход по Байкалу 50 км, в трекинг по Гималаям, на Эльбрус поднимался. В этом году планирую в Альпы на горные лыжи, потом снова в Гималаи на трекинг и снова на Эльбрус.

Довольно опасные увлечения…
- Как сказать... Можно на улицу выйти и сосулькой по голове получить - так, кстати, происходит каждый год. Я, в принципе, не рисковый человек, получать острые ощущения – это не моё. Поэтому все мои увлечения связаны с контролируемым риском.
Как ваша семья относится к вашим увлечениям?
Как ваша семья относится к вашим увлечениям?
- Учитывая, что я уже 1,5 года в разводе, с этим вообще всё просто.
Многие начинают заниматься спортом, чтобы привести себя в форму. В вашем случае было так же?
Многие начинают заниматься спортом, чтобы привести себя в форму. В вашем случае было так же?
- Я совершенно точно могу сказать, что невозможно заниматься спортом ради того, чтобы привести себя в форму. Это не работает. Потому что при таком раскладе от спорта будет тошнить уже на второй раз занятий. Заниматься спортом нужно тогда, когда хочется заниматься. Он должен быть в радость.
Какие цели перед собой ставите в спорте?
Какие цели перед собой ставите в спорте?
- У меня была одна цель – пробежать полумарафон, и я это сделал в прошлом году. Это даже не было каким-то преодолением себя, всё получилось достаточно легко. До полумарафона я уже год бегал почти каждый день по 10 км, и за месяц до события поставил себе цель – довести дистанцию до 21 км.
Каковы были ощущения?
Каковы были ощущения?
- Хорошие ощущения (смеётся). Это приятно и вдохновляет само по себе. Всё же делается ради эмоций. Когда на Эльбрус залез, полумарафон пробежал – чувство глубокого удовлетворения было.

Следующая цель – марафон?
- Это достаточно серьёзная цель. Не знаю, возьмусь ли я за неё… Для этого надо чётко понимать, что часов пять в неделю надо посвящать бегу, а у меня есть ещё горные лыжи, волейбол, занятия в зале.
Когда вы всё успеваете?
Когда вы всё успеваете?
- Мне легко успевать, я бизнесмен и сам планирую своё время. Сейчас я на спорт выделяю больше времени, чем на работу. Потому что спортом мне нравится заниматься даже больше, чем бизнесом.
Какой из последних фильмов произвёл впечатление на вас?
Какой из последних фильмов произвёл впечатление на вас?
- (Задумывается) ...«Географ глобус пропил» по книге Алексея Иванова.
А что сейчас читаете?
А что сейчас читаете?
- Из последнего – «Белое проклятье» Санина. Про работу лавинщиков в горах. А вообще люблю читать книги по психологии, блоги читаю.
Что вас вдохновляет на ваши «подвиги»?
Что вас вдохновляет на ваши «подвиги»?
- Наверное, сама жизнь. Мне просто нравится жить. Глупо проводить время в безделье и апатии. Конечно, бывают ситуации, когда сил нет. Но в целом, мне жалко тратить время на такие состояния.

Вы стали обладателем награды «Человек года» по версии портала Свойкировский. Это что-то значит для вас?
- У меня вообще награды не вызывают особых эмоций. Одно дело – на Эльбрус залезть, а другое дело – награду получить. Честно говоря, мне было неловко её получать, так как я не считаю, что достоин этой награды. Наверное, просто более достойного не нашли…
Значит, у вас просто нет опыта в получении наград!
Значит, у вас просто нет опыта в получении наград!
- Наверное (смеётся). Да мне это и не интересно.