В откровенном интервью Народная артистка РФ поделилась своими переживаниями за судьбу Драмтеатра и рассказала, почему она хранила ему верность на протяжении 34 лет.
Проработать на одном месте более тридцати лет – это для современного человека из области фантастики. А если тебе при этом регулярно поступают заманчивые предложения из крупных городов, а если твой родной театр регулярно сотрясают скандалы и интриги? Почему Народная артистка РФ, прима Драмтеатра Наталья Исаева на протяжении тридцати четырёх лет выходит на сцену с горящими глазами, откуда берётся вера в чудеса, и как живётся человеку, который всю жизнь хранит традиции русского репертуарного театра – в интервью порталу Свойкировский.
Наталья, пошёл 34-й год, как Вы выходите на сцену Кировского Драмтеатра. Было когда-нибудь желание сменить театр, город, страну? – Страну – однозначно нет. А вот сменить город желание было, но я не поехала. Дура. В своё время в Москву звал Калягин, звали в Ригу, в Пермь, в Екатеринбург, куда только не звали. Понимаешь, от добра добра не ищут. К тому же я всегда была в работе, и моё воспитание совдеповское сделало своё дело. Я всегда думала, что уйти из театра, значит, изменить себе и предать его! Вот такая наивная дурёха была.
Такое ощущение до сих пор есть? – Нет, уже «вылечилась». С возрастом это проходит.
На Ваших глазах менялся театр, менялась труппа. Вы сами изменились за это время? – Кардинально. Кто-то из классиков сказал, что не менять свои убеждения – это безнравственно. Время меняет приоритеты и пристрастия безоговорочно.
Тем не менее, вы остаётесь на одном месте много лет. – Да, поскольку коней на переправе не меняют. Я ведь уже на пенсии. А начинать что-то с нуля, когда тебе шестой десяток… Я однолюбка, это мой первый и «крайний» театр.
Страшно? – По крайней мере, я не знаю случаев, чтобы кто-то в моём возрасте кардинально менял жизнь. Но то, что сейчас делается в театре, меня абсолютно не устраивает.
А что сейчас делается в театре? – В том-то и дело, что ничего не делается. Губится театр. И самое печальное, всё это идёт сверху. Такое предчувствие, что нас просто «сливают». Нет театра – нет проблем.
Драмтеатр часто переживал не лучшие времена. – Так страшно ещё не было. Не везёт этому театру на режиссёров. Что ни режиссёр – то излом, то вывих. Проклятое место. Все современные режиссёры, что приглашаются сейчас, вообще ни о чём. Вся эта современная драматургия с матом, с «фекальными» шутками – народ уже устал от этого, а они ставят и ставят.
Каким должен быть настоящий режиссёр на Ваш взгляд? – Он должен быть всем: руководителем, экономистом, психологом, должен любить, должен быть неумолимо жёстким только из любви, должен быть эрудированным, харизматичным. Очень много критериев.
Такие существуют? – Конечно! Но это единицы, которых Бог поцеловал в темечко.
Давайте сравним время, когда Вы начинали, и сейчас. Лично Вам когда было интереснее работать, а когда – проще?
– Интересно всегда, когда только начинаешь, когда ты ещё не знаешь всех тайн. А когда складываются пазлы, когда ты овладеваешь профессией, когда уже многое умеешь и понимаешь, что человек, который называет себя режиссёром, просто тешит свои амбиции, становится скучно.
Вам сейчас скучно в театре?
– Очень. Очень скучно.
Может попробовать что-то изменить?
– Я же не волшебница, чтобы менять сознание. А бороться с системой бессмысленно!
Вам никогда не хотелось самой стать режиссёром?
– Нет. Это другая профессия, хотя как они ставят, так я «баще» смогу. Я не верю, что можно совмещать два в одном, так что мой путь – актёрский.
Вам сложно на этом пути? – Мне – нет.
С Вами сложно?
– Наверное.
Как сегодня живётся актёрам? Какая зарплата полагается за талант и мастерство?
– Маленькая зарплата. Я тебя даже шокировать не хочу. Примерно 20 тысяч рублей у народной артистки.
Вы ведёте курсы и мастер-классы по постановке грамотной речи. Для заработка или для души?
– Конечно, деньги лишними не бывают, но мне важнее моральное удовлетворение, когда я вижу, как у человека горят глаза, как он меняется и становится другим после занятий. Вот это кайф. На этих курсах идёт такой мощный энергообмен.
Наталья Николаевна, долгий театральный век для актрисы – это умение выглядеть внешне на все сто. Что делаете для сохранения красоты?
– У меня хороший косметолог. И потом, говорят, что в человеке главное душа. Злому человеку никакая инъекция не поможет. Не скажу, что я идеал, я тоже постоянно учусь понимать, прощать и отпускать.
Внутри актёрской среды есть место интригам и зависти?
Я люблю своих коллег, несмотря ни на что. У нас очень мобильная, очень хорошая труппа, которой никто пока не занимается. Но стоит появиться в этих стенах человеку, который любит, – всё оживёт. Я в это верю.
Более тридцати лет – один театр, одни и те же спектакли, одна профессия. Как бороться с эмоциональным выгоранием? – Я ищу отдушину. В доме, в семье, с котом, с мамой, с учениками, с друзьями, с книгами, с фильмами, с поэзией. Всё это очень много мне даёт.
Наталья Николаевна, есть роли, которые Вам хотелось бы сыграть? – Да, много ещё комических старух написано интересных. Так что я жду режиссёра и буду играть комических старух.
Что для Вас остаётся самым сложным в этой профессии? – Несоответствие с профессией, со временем, с приставкой «Народная». Вот это «А вдруг не смогу...» всегда со мной. Я считаю, что это нормально. Лучше сомневаться, чем быть самоуверенным.
Ваша популярность даёт Вам приятные бонусы? – Да, любовь, признание. Люди улыбаются, здороваются, но я при этом судорожно пытаюсь вспомнить, как зовут этого человека, и почему я, такая-растакая, опять его забыла. И у меня всё это на лице отражается. И человек говорит: «Не напрягайтесь, вы меня не знаете».
Что бы Вы сегодня сказали тем, кто приходит в театр, на ваши спектакли, на спектакли ваших коллег? – Хочу сказать спасибо, что ходят, что понимают, как сейчас тяжело, но верят в возрождение театра. Спасибо огромное. А главное, я хочу сказать, чтобы мой любимый зритель оставался думающим, несмотря ни на что. Любите и будьте любимы.
Фото: Свойкировский.рф, личный архив Натальи Исаевой