Теракт в Крокусе Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Интервью
  • Михаил Целоусов: «Радужный - это вам не Киров. Тут люди пишут Путину, когда кончается туалетная бумага»

Михаил Целоусов: «Радужный - это вам не Киров. Тут люди пишут Путину, когда кончается туалетная бумага»

Автор:
24 февраля 2017, в 12:29
Просмотров: 13495

Кировский активист поделился опытом самого успешного в городе лоббирования интересов отдельно взятого микрорайона.

Микрорайон Радужный в Нововятском районе города Кирова знающие люди называют маленькой Швейцарией. И дело не в живописных горах, а в уровне инфраструктуры и благоустройства, который поражает многих кировчан, привыкших к тесным дворам и обшарпанным подъездам. Всего за три года в Радужном были построены новый детский сад и газовая котельная, разбиты два сквера, приведена в порядок центральная улица - проспект Строителей. В планах - строительство новой школы, бассейна и второй дороги на Киров. Но всё это появилось не на пустом месте, а во многом благодаря активности местных жителей. Именно в Радужном был создан первый в областном центре общественный совет микрорайона, который сегодня решает самые амбициозные задачи. Председатель совета Михаил Целоусов в интервью порталу Свойкировский рассказал о том, как становятся активистами, вокруг чего можно сплотить людей и на какие компромиссы с чиновниками можно пойти, чтобы добиться наилучшего результата.

Михаил, с чего всё началось? Как вообще люди выходят за круг своих личных интересов и начинают интересоваться более глобальными вещами?
- Моя общественная деятельность началась в ноябре 2012 года с группы «В Контакте». В то время она уже существовала, но админы толком ею не занимались. Тогда я и один мой приятель из Радужного решили забрать эту группу у её создателей и сделать из неё полноценную площадку для общения местных жителей. А когда ведёшь паблик микрорайона, то так или иначе все новости, проблемы, вся информация стекается к тебе. И ты начинаешь во всё вникать, и даже вольно или невольно в чём-то участвовать.
К тому времени в Радужном накопилось много проблем. Наиболее остро стоял вопрос с детскими садами. На десять с лишним тысяч населения у нас было всего два детских сада. Радужный - молодой микрорайон, и на тот момент у нас была чуть ли не самая высокая в Кировской области рождаемость. Во всяком случае, так заявляла кировская мэрия. Но несмотря на это, строить ещё один детский сад никто не собирался. В итоге недовольство назрело и вылилось в митинг, который 1 июня в День защиты детей провёл один из радужнинцев, предприниматель Александр Кардашин. Тогда собралось несколько сотен людей, звучали лозунги и упрёки в том, что муниципалитет ничего не делает для решения нашей проблемы. Потом была написана резолюция, после митинга её направили в мэрию, депутатам, на областной уровень. Я тогда был на этой акции сторонним наблюдателем. Мне было интересно, что у нас есть такие активные люди, я ими восхищался, разумеется. Сам бы я вряд ли решился на что-то подобное.
Михаил Целоусов: «Радужный - это вам не Киров. Тут люди пишут Путину, когда кончается туалетная бумага»
Вслед за этим пошла ещё одна волна народного гнева - летом 2013 года Радужный на три с половиной месяца остался без горячей воды. История была очень мутная. Существовала котельная, которая по бумагам принадлежала какой-то компании на Сейшельских островах, а по факту - «Кировскому ССК». И она прекратила подачу горячей воды в жилые дома. Между котельной и «Газпромом» возникли какие-то «тёрки» по расчётам за поставленные ресурсы, и подача газа на котельную в итоге была ограничена. Тогда они стали забирать тепло, предназначенное для населения, на производственные нужды и копить долги перед «Газпромом». То есть люди стали заложниками конфликта двух хозяйствующих субъектов.

Могу представить, до какого отчаяния можно довести людей, если на несколько месяцев отключить им горячую воду.
- Вот именно. В конце лета начались всякие народные сходы, некоторые депутаты от оппозиции пытались расшатать ситуацию и заработать себе на этом политические очки. Я тоже был на этих сходах, и для меня как для более-менее грамотного человека было очевидно, что людей просто стремятся собрать, как какое-то стадо. Звучали очень топорные и примитивные лозунги, в общем, нами явно пытались манипулировать. А народ на это вёлся. Поэтому я на этот счёт тоже высказывался. Не то чтобы со сцены с микрофоном, но был там в первых рядах. Там я и познакомился лично с упомянутым выше Александром Кардашиным. Мы на этой волне как-то быстро сдружились, стало понятно, что он, как и я, заинтересован в развитии микрорайона. У нас с ним появилась идея, что в Радужном нужен некий коллегиальный орган, который бы представлял интересы жителей.
Первоначальная задумка была очень масштабная. Мы хотели проводить выборы, чтобы каждый дом выдвинул на собрании своего делегата, а потом на общем собрании делегатов избрать общественный совет.

То есть получилась бы своя маленькая радужнинская дума.
- Ну что-то вроде того. Это был самый идеальный вариант. Но всё упиралось в реализацию. В какой-то момент пришло понимание, что у нас не хватит ни человеческих, ни временных ресурсов, чтобы это всё организовать. Представьте, в Радужном 90 домов, и за короткий срок в каждом из них провести собрание - это нереально. Был вариант создать некоммерческую организацию, но мы понимали, что она будет обладать минимальной легитимностью. На каком основании мы, два человека, будем представлять интересы всех радужнинцев?
Михаил Целоусов: «Радужный - это вам не Киров. Тут люди пишут Путину, когда кончается туалетная бумага»
И, наконец, был третий вариант - создать общественный совет при нашем территориальном управлении по Нововятскому району. Эта инициатива шла от них, так как они увидели, что в Радужном что-то происходит и что это надо как-то брать под свой контроль. Мы рассмотрели все «за» и «против» и решили, что общественный совет под крылом начальника теруправления - это оптимальный вариант и для нас, и для них. С одной стороны, это будет более легитимно и законно, так как нас оформляет муниципальная власть, издаётся распоряжение, утверждается список членов совета, принимается устав. А с другой стороны, как нам тогда казалось, при таком взаимодействии мы можем реально влиять на власть. Ну то есть, если с нами идут на контакт в позитивном русле, то это может к чему-то хорошему привести.
В итоге Александр Кардашин стал председателем общественного совета, я - секретарём. В совет вошли и другие радужнинские активисты. Кто-то пришёл сам, кого-то пригласило теруправление, так как они уже знали активных людей в нашем микрорайоне. В основном, это, конечно, были какие-нибудь старшие по домам или председатели ТОС. Было только одно важное условие - в общественный совет не могли входить представители законодательной и исполнительной власти.
У нас с Кардашиным сложился очень хороший тандем. У него были более радикальные взгляды, чем у меня. Он видел общественную деятельность как нечто более оппозиционное - писать жалобы, контролировать, требовать отчёты. В какой-то степени это и правильно, потому что на самом деле это и есть та роль, которую населению отводит наше законодательство в плане общественного контроля. Но я в этом отношении был более прагматичным. Я никогда не был ни либералом, ни одиозным государственником. И я понимал, что если в нашей организации один будет больше кнутом, а другой - больше пряником, то это даже полезнее.
Михаил Целоусов: «Радужный - это вам не Киров. Тут люди пишут Путину, когда кончается туалетная бумага»

То есть ты был «пряником»?
- В каком-то смысле да. Всё в нашей жизни рождается из двух противоположностей. Я не скажу, что мы с Александром были противоположностями, но, скажем так, взгляды у нас отличались. И это было результативнее, когда одно крыло нападает и критикует, а второе пытается найти какой-то компромиссный вариант.

И каковы были результаты?
- За год нам удалось добиться строительства детского сада. К тому моменту уже работала муниципальная программа по строительству детских садов, но Радужный, даже несмотря на все протесты и митинги, не был в нее включён. Тогда мы с Кардашиным поехали на общественные слушания по городскому бюджету и там довольно резко и эмоционально высказались по этому поводу. И именно после этих слушаний и нашего выступления деньги в бюджет были заложены, и детский сад на 260 мест, самый большой на тот момент в Кирове, уже к декабрю 2014 года был построен и сдан. Тогда мы и почувствовали, что наша общественная деятельность даёт результат. Нас в этом и депутаты поддерживали, и муниципалитет, что «да, вот смотрите, у вас получается и если бы не вы, то ничего бы не было». На самом деле мы понимали, что муниципальная программа уже была, но если бы не наши активные действия, то детский сад построили бы в другом месте или в другое время. А так его построили в Радужном и уже в 2014 году. И население почувствовало, что у нас в Радужном что-то меняется к лучшему.

Вопрос с котельной решился так же легко?
- Нет, там всё было несколько сложнее. Собирались подписи с населения за строительство новой котельной, писались письма во все инстанции. Наша активистка Анна Аркадьевна Софронова даже обращалась в приёмную президента РФ и по видеоконференцсвязи общалась с полпредом Бабичем. Всё закончилось тем, что при участии администрации президента, областного правительства и кировской мэрии было принято решение о строительстве новой газовой котельной. В начале 2015 года она уже была полностью построена, а к зиме 2015-2016 годов введена в эксплуатацию. Так что всё закончилось позитивно.
Михаил Целоусов: «Радужный - это вам не Киров. Тут люди пишут Путину, когда кончается туалетная бумага»
К сожалению, еще в 2014 году Александр Кардашин покинул наш совет, переехав в другой регион. Это произошло быстро и неожиданно, и нам пришлось спешно менять председателя. Так получилось, что выбор совета пал на меня. Ну это было как-то логично. Молодой, активный, без семьи.

Я знаю, что 2014 год был для Радужного прямо-таки рогом изобилия. У вас не только построили детский сад и начали возводить котельную, но ещё и разбили новый сквер - немыслимое дело для города, где в последние годы парки и скверы только вырубались и сокращались.
- В 2014 году у нас на пустыре на проспекте Строителей у бывшей почты был заложен новый сквер. Но это случилось не так, как с детским садом или котельной, когда по сути власти пытались загасить народный бунт. Идею сквера очень долго, несколько лет, пробивал другой активный радужнинец - Николай Георгиевич Байбородов. Он лично несколько раз ходил на приём к главе города Быкову, показывал ему проекты, что и где должно быть построено, лично сделал планировку будущего сквера. В итоге он просто взял администрацию измором. Были выделены 4,5 миллиона рублей - невероятные по тем временам деньги. Сквер был заложен осенью 2014 года под снег. Был пустырь - сделали дорожки, а в следующем году посадили деревья, поставили лавочки, сделали освещение. Всё это обсуждалось и утверждалось на общественном совете. Сегодня это одно из любимых мест отдыха жителей Радужного.
Михаил Целоусов: «Радужный - это вам не Киров. Тут люди пишут Путину, когда кончается туалетная бумага»

Одна из особенностей «радужнинской демократии» - многие вопросы решаются путем народного голосования в соцсетях. Слышала, что название этому скверу вы тоже придумывали всем миром.
- Да, с этим связана одна очень показательная история. Сквер появился, но долгое время был безымянным. Тогда мы кинули в группе клич: «А давайте придумаем название». Из всех предложенных вариантов мы отобрали десять и потом выложили для голосования в группе. При населении в 12 тысяч человек проголосовало около 700 граждан. Да, далеко не все. Но для нашего города это гораздо более репрезентативно, чем те голосования, которые проводятся, например, на сайте администрации. К тому же голосование открытое, там можно всегда проверить, кто голосовал, реальный это человек или нет, и проживает ли он в Радужном. В итоге победило название «На семи ветрах», потому что сквер находится на вершине холма и место это действительно очень ветреное. Мы понимали, что это несколько ироничное название, но людям понравилось именно оно. Мы написали письмо в совет по топонимии при администрации города, мол, вот, смотрите, голосование было народное, всё предлагалось самими людьми. Но в итоге нам пришёл ответ, что сквер не используется в адресном хозяйстве, поэтому название ему не нужно. То есть у нас в черте Кирова может быть масса деревень и посёлков с названиями типа Бздюли и Дурни, но сквера «На семи ветрах» быть никак не может. Ну ок. Среди радужнинцев название всё равно прижилось, а администрация в своих пресс-релизах так и пишет «сквер на проспекте Строителей в микрорайоне Радужный в районе дома № 25». Сами себе жизнь осложнили.

Буквально на этой неделе в Кирове подвели итоги ППМИ - областного проекта по поддержке местных инициатив. Радужный подавал заявку в четвёртый раз и в четвёртый раз оказался в числе лидеров. Вы, похоже, уже подсели на это дело?
- На самом деле участие в ППМИ началось ещё задолго до меня и организации общественного совета. В 2013 году были реализованы первые два проекта - построен тротуар по переулку Школьному и реконструирована нижняя часть проспекта Строителей. Как известно, суть ППМИ в том, что население само выявляет какую-то проблему в своем районе и при софинансировании муниципалитета, области и спонсоров решает её. В переулке Школьном не было тротуара. А на этой улице находятся детский сад, школа и поликлиника, и люди ходили по проезжей части, которая была настолько узкой, что две машины не могли разъехаться. А главная улица микрорайона - проспект Строителей - в то время находилась в плачевном состоянии: разбитые бордюры, какая-то непонятная растительность на разделительной полосе, и люди переходили дорогу как попало - выскакивали из-за кустов на проезжую часть прямо под колёса - потому что пешеходных переходов не было. Оба проекта реализовывались одновременно, и общая сумма сбора денег с населения в тот год была более 500 тысяч рублей.
Я в этих проектах участия не принимал. Я, как и все, узнавал о них по объявлениям на подъездах и дальше этого не вникал. А уже в 2014 году, когда стал председателем совета, мне предложили быть руководителем проекта, и я согласился, потому что было интересно попробовать для себя что-то новое. В тот год в рамках ППМИ мы благоустраивали уже верхнюю часть проспекта Строителей. Нужно было поменять бордюры, установить ограждения и малые архитектурные формы, разбить газон на разделительной полосе, высадить клёны. И меня по-хорошему колбасило от того, что вот я, можно сказать, человек из народа, который ещё полгода назад не знал, как это работает, теперь вместе с советом решаю, где будут дорожки, где пешеходные переходы, где лестницы, где цветники.
Михаил Целоусов: «Радужный - это вам не Киров. Тут люди пишут Путину, когда кончается туалетная бумага»
Но были и очень негативные моменты. Поскольку ППМИ - механизм достаточно новый и ещё не обкатанный, то ежегодно правительство вводило разные новшества с целью усовершенствовать эту практику и вовлечь в процесс как можно большее количество граждан. В 2014 году таким новшеством стало голосование за проекты на сайте «Йополис». Итоги голосования очень сильно влияли на прохождение заявки в финал, при этом результаты было практически не защищены от накруток. Естественно, многие участники это быстро поняли, и поскольку на карту было поставлено очень многое, все начали злоупотреблять. Все понимали, что это бред, но вынуждены были в этом участвовать. Голосование в итоге превратилось в профанацию, некоторые районы, в том числе наш, скажем так, перестарались. И был конфликт с департаментом соцразвития, когда критерии отбора в самый последний момент поменяли, и от Нововятского района большинство заявок не прошло. То есть они сами поставили нас в эти условия, мы в этих условиях пытались сделать максимум, и в итоге мы же оказались крайними. На следующий год этого голосования уже не было. Видимо, в министерстве поняли свою ошибку.

А деньги вы как собирали?
- В тот год нам нужно было собрать с населения 484 тысячи рублей. Мы пустили в ход всю свою фантазию. Собирали деньги по организациям, ставили фирменные ящики в магазинах. Тогда же депутат гордумы от нашего округа и по совместительству директор местной УК Надежда Павловна Шабалина предложила печатать информацию о проекте и номер счёта для перечисления средств на обратной стороне квитанций за квартиру. Люди так больше доверяли, потому что понимали, что всё законно. Мы тогда и не предполагали, что в будущем это будет нашей отличительной чертой. Я знаю, что в других микрорайонах участники ППМИ тоже пробовали такой способ сбора средств на проекты, но у них ничего не получилось. А у нас радужнинцы охотно этим пользуются.
Михаил Целоусов: «Радужный - это вам не Киров. Тут люди пишут Путину, когда кончается туалетная бумага»
Ещё в тот год приходилось лично ходить по квартирам - звонили в дверь, представлялись, показывали бумагу, что мы члены инициативной группы. Нет, нас не посылали, но это был большой стресс - ходить по незнакомым домам и собирать деньги с незнакомых людей. Вообще, сбор давался очень тяжело. Дошло до того, что завтра нам надо сдавать все деньги на счёт, а у нас не хватает тысяч пятьдесят. И последние десять тысяч, которые спонсоры обещали, но не успели сдать в срок, нам пришлось выкладывать из собственных карманов. Поэтому ППМИ следующего года мы пропустили из-за нервного срыва всех членов инициативной группы. Мы были к этому уже морально не готовы.

Тем не менее, в 2016 году вам снова удалось выиграть и вы благоустроили в Радужном ещё один сквер.
- Да, ППМИ-2016 - это был образец того, каким должно выглядеть участие населения в проекте. Мы взялись за обустройство сквера возле здания школы искусств, где собирался наш общественный совет. Это был даже не сквер, а грязный тёмный лес за старым бетонным забором, заваленный мусором, где собирались всякие асоциальные личности, чтобы выпить шкалик-другой боярышника. В этом сквере никогда никто не гулял. Сначала мы устраивали там субботники. На них приходили ветераны, школьники, сотрудники теруправления. Благодаря этому лес уже можно было называть каким-то сквером.
Михаил Целоусов: «Радужный - это вам не Киров. Тут люди пишут Путину, когда кончается туалетная бумага»
Но скоро мы поняли, что для логического завершения нужно сделать ещё дорожки и освещение, и решили участвовать в ППМИ. Весь проект, начиная от того, где будут продолжены дорожки в сквере, где поставлены фонари и скамейки, где какие архитектурные формы - всё это было на 100% придумано членами инициативной группы. По предыдущему проекту - проспекту Строителей - было как-то проще. Стояли бордюры - давайте поставим новые бордюры. Были кусты - давайте уберем кусты. Там не было простора для фантазии. А здесь всё целиком и полностью было придумано населением с нуля.

Этот опыт уже был проще с точки зрения организации и сбора денег?
- Намного проще. Во-первых, мы не стали раздувать смету. Мы понимали свои возможности, сколько денег мы можем собрать с населения и спонсоров, и чтобы у нас опять не было нервного срыва, как после 2014 года, мы всё посчитали по минимуму. Во-вторых, мы не стали распыляться, а сделали ставку на уже проверенные способы - ящики, квитанции, продажу сувенирной продукции. Сбор шёл достаточно планомерно, и нужную сумму мы собрали, а под конец даже и перебрали 50 тысяч. Благодаря этому мы смогли поставить в сквере малые архитектурные формы - трёх медведей. Так сквер помимо официального названия в честь 40-летия Радужного получил и неформальное - «Мишкин лес».
Михаил Целоусов: «Радужный - это вам не Киров. Тут люди пишут Путину, когда кончается туалетная бумага»

Ты сказал, что второй проект прошёл довольно спокойно, но маленький нервный срыв всё-таки был. Незадолго до открытия сквера ты опубликовал гневный пост «В Контакте» по поводу ширины дорожек. Мол, активисты благоустраивают скверы, тратя на это личное время и деньги, обсуждая, отчитываясь о каждом своём шаге, а кто-то, кто ни разу палец о палец не ударил, чтобы чем-то помочь в реализации проекта, начинает огульно его критиковать...
- Да, несмотря на обширную агитацию и информирование, всегда находится кто-то, кто не прочитал, не услышал, не увидел, и начинает у людей возникать негатив. Мы, например, спроектировали в сквере дорожки шириной 1,2 метра. Мы понимали, что если мы сделаем их шире, то это выйдет дороже на 20-30%. Плюс это лес, и там из-за деревьев чисто физически сделать широкие дорожки нельзя. Но кому-то такая ширина показалась слишком маленькой и начались всякие претензии в соцсетях. Плюс было много отзывов вроде: «В этом сквере только «опойки» собираются, вы там скамейки им поставите, и туда нормальным людям будет вообще не зайти». Но это просто пытаешься как-то пережить в себе. Вспоминаешь, для чего именно ты это делаешь, что критиканы - это небольшая часть населения, а на самом деле большинство людей одобряют и поддерживают.

А руки не опускаются, когда такое начинают говорить?
- Когда ты занимаешься чем-то на общественных началах, мысль о том, чтобы всё бросить и пусть этим занимаются другие, постоянно витает в твоей голове. Для кого я это делаю? Зачем? Всё равно никто не ценит. Но потом осознаёшь, что большинству людей это нужно, это нравится. Как только мы открыли Мишкин лес, радужнинцы стали там гулять толпами, пенсионеры, мамочки с колясками, дети начали фотографироваться с этими медведями. Мы получили просто шквал позитивных откликов. И я понял, что всё это сделано не зря. Может быть, именно благодаря этому мы решились пойти на ППМИ-2017 и заявиться с детской спортивной площадкой в сквере «На семи ветрах». А так уже давно хочется завязывать с этим, потому что кроме редкого чувства самоудовлетворения вся эта деятельность больше ничего не даёт.
Михаил Целоусов: «Радужный - это вам не Киров. Тут люди пишут Путину, когда кончается туалетная бумага»

А сам механизм ППМИ как ты оцениваешь? Он эффективен?

- Сам по себе проект очень спорный. Как руководитель я вижу и плюсы, и минусы, но нахожу какой-то компромисс внутри себя, стоит этим заниматься или не стоит. Минус, и его все прекрасно видят, в том, что приходится собирать деньги с населения. Мы же платим налоги, почему мы должны ещё что-то платить? Почему мы должны писать проекты, собирать деньги, ведь мы же не профессионалы. Этим должны заниматься чиновники. Но с другой стороны, людям часто виднее проблемы того места, где они живут, и они сами в первую очередь заинтересованы в решении этих проблем. Конечно, чиновники должны это делать, но они часто сидят в своих кабинетах и просто не знают об этой проблеме, а к ним никто не обращается. Или, может, знают, но денег нет и вы там держитесь. А тут людям дают возможность привлечь из бюджета средства, которые в противном случае они бы не получили.

Ты упомянул про чиновников. Как вы с ними взаимодействуете? Вы скорее единомышленники или оппоненты?
- Тут играет роль человеческий фактор. Общественный совет - это несколько людей, и у каждого может быть своё отношение и к власти в целом, и к конкретным людям в муниципалитете. Кто-то их больше поддерживает, кто-то меньше. Но в целом общественный совет работает в тандеме с теруправлением. У нас нет серьёзных конфликтов, а если есть какие-то проблемы, мы стараемся вместе искать решение и приходить к компромиссу. Если обычно люди видят в чиновниках неких врагов народа, которые сидят в своих кабинетах и думают только о том, как бы сделать побольше гадостей, то я, общаясь лично с некоторыми сотрудниками мэрии, не вижу в них какого-то вселенского зла. Они тоже заинтересованы в развитии, некоторые из них живут у нас в Радужном. Да, у них есть своё начальство, перед которым они отчитываются и перед которым им надо показывать результат своей работы. Это накладывает свой отпечаток. Да, они часто не видят какие-то проблемы, как говорится, глаз замыливается, и надо им показывать пальцем. Но в целом я не могу сказать, что это люди, которые хотят сделать только хуже, а мы, общественники, пытаемся повернуть их с этой порочной стези в благое русло. Это не так.

А нет ощущения, что все эти общественные советы нужны власти для своих интересов?
- Я реалист, я понимаю, что на самом деле происходит. Но у нас, жителей, есть и свой интерес. Если это идёт на благо микрорайона, то многие средства и методы хороши, если они лежат в рамках закона, разумеется. Я хорошо понимаю, что нашим муниципальным чиновникам нужно, чтобы граждане участвовали в ППМИ. Им нужно показать работу с населением. Но если мы реально делаем какой-то проект, то будет развитие района, а деньги, вложенные в этот проект, пойдут конкретно на Радужный. Получается взаимное удовлетворение интересов друг друга. Плюс - да, многие чиновники не могут в силу «вертикали власти» прямо заявить о каких-то моментах своему начальству, и некоторые вещи лучше доходят через митинг или сбор подписей с населения. Муниципалы на местах не заинтересованы, чтобы были какие-то народные волнения, но с другой стороны они видят, что если общественный совет пишет какие-то жалобы и претензии в надзорные органы, и это реально действует, то почему бы это не использовать. Они ведь не могут писать жалобы сами на себя или на своих коллег. Потому что есть субординация и солидарность. Они работают в одной системе. Нельзя грызть руку, которая тебя кормит. Надо жить в реальном мире и исходить из реальных вещей.
Михаил Целоусов: «Радужный - это вам не Киров. Тут люди пишут Путину, когда кончается туалетная бумага»

В Радужном активен не только общественный совет, но и остальные жители. Вы толпой ходите и выступаете на публичных слушаниях по бюджету, куда всех остальных сгоняют в добровольно-принудительном порядке. В любом интернет-голосовании, будь то новые скверы или ремонт дорог, радужнинцы всегда в первых рядах. Как это у вас получается?

- Здесь два фактора. Первый - это то, что радужнинцы чувствуют себя неким обособленным сообществом. Да, мы кировчане, но в то же время у любого радужнинца в подкорке сидит, что прежде всего он житель Радужного. Кроме того, когда люди видят изменения к лучшему, это всегда рождает активность в обществе. Они активнее поддерживают новые проекты, чаще пишут жалобы в разные инстанции. Тут недавно была шутка в соцсетях, мол, Радужный - это вам не Киров. Здесь люди пишут обращение президенту, когда просто кончается туалетная бумага.
И второй фактор - это наш паблик «В Контакте». Он играет объединяющую роль для населения. Здесь обсуждаются местные проблемы, высказываются идеи и соображения, проходят свои голосования по различным вопросам. А что касается интернет-голосований по дорогам или скверам на других сайтах... Да, конечно, мы их к этому побуждаем. Потому что обычный человек, даже если он пользуется компьютером, вряд ли узнает, что такие голосования идут. Наша задача - вычленить из общего потока информации ту, которая касается именно нашего микрорайона, сфокусировать на ней внимание людей и побудить их к определённым действиям. Когда шло голосование по самым «убитым» дорогам, мы вывели на первое место нашу улицу Конституции. Мы не накручивали голоса, голосовали реальные люди. Просто эта дорога реально разбита. В последний раз по-хорошему её ремонтировали десять лет назад, а ямочный ремонт не даёт никакого результата. А на ней находится два садика и школа. В этом году по итогам голосования обещали отремонтировать её в числе первых. Мы обязательно проследим, чтобы это было именно так.
Михаил Целоусов: «Радужный - это вам не Киров. Тут люди пишут Путину, когда кончается туалетная бумага»

У вас ещё остались нерешённые проблемы?
- Конечно. Самая главная проблема сейчас - это школа. Она переживает нереальный наплыв первоклассников. У нас, по-моему, все параллели в начальной школе имеют по 7 классов, а кабинетов у младшеклассников всего 12. На данный момент школа запланирована, мы добились её включения в список строительства пятнадцати кировских школ, под неё уже выделено конкретное место. Но в ближайшее время построить её не получится. Городской бюджет не тянет, требуется стабильное федеральное финансирование, а его пока нет.
И вторая проблема - инфраструктурная. У нас есть недостроенная улица Новая, которая закольцовывает движение транспорта по микрорайону. Если бы нам удалось построить отсутствующий участок дороги длиной всего в 100 метров, мы смогли бы решить сразу несколько задач. Сделали бы более удобными маршруты общественного транспорта, чтобы они могли довозить людей буквально до подъезда, упростили бы выезд на объездную дорогу, избавили бы центр Радужного от чадящих пазиков. И вообще, передвижение пешеходов внутри микрорайона стало бы более безопасным. Дело встало за деньгами. Цена вопроса - около 20 миллионов рублей. Общественный совет несколько раз писал письма и в администрацию города, и в область, и президенту, и депутатам ОЗС, но пока ответы отрицательные, никаких подвижек нет.

Ты говоришь про чадящие пазики, которые не довозят людей до подъезда. Не слишком ли многого вы хотите? Радужный в Кирове и так один из самых благополучных микрорайонов, но при этом вы требуете всё больше и больше.
- Я понимаю, что всего нам никогда не получить. Тем более с нашим бюджетом. Мы не ждём, что у нас в следующем году отремонтируют все дороги и обустроят все скверы. Но само стремление к этому рождает достижения в будущем. Если сидеть и ничего не хотеть, ту же школу или дорогу, то их можно никогда и не дождаться. Мы же не можем говорить себе: «Нет, у нас и так всего много, и мы не заслуживаем хороший асфальт, давайте его лучше сделают где-то в другом месте». Это звучит как полный бред. Люди хотят улучшать то место, где они живут. А уже власти на основании «хотелок» людей должны как-то ранжировать эти проблемы и выделять деньги. Но если мы не будем говорить о наших проблемах, они никогда не будут решаться. А так хотя бы есть шансы решить их в обозримом будущем.
Михаил Целоусов: «Радужный - это вам не Киров. Тут люди пишут Путину, когда кончается туалетная бумага»

Ты довольно известная в Радужном личность. Недавно даже появился на рекламных баннерах одного застройщика, который строит жильё в Радужном. В политику не хотелось пойти?

- Такие предложения звучали, но это было в духе: «Миш, а может тебе уже пора в депутаты?». Я об этом пару раз задумывался, но это было не дольше пяти минут, в течение которых я взвешивал все «за» и «против», свои возможности и ответственность, свои интересы и свои цели, и в итоге я от этой идеи отказался. Я считаю, что политика - грязное дело, и лучше туда не лезть. И я не вижу достаточно сил и умений для того, чтобы всё делать так, как это действительно нужно. Не хочется быть очередным посредственным депутатом, который не может помочь своим избирателям.

То есть никогда-никогда?
- Никогда не говори никогда. Люди меняются, и если ты живёшь и получаешь какой-то жизненный опыт, у тебя меняется мировоззрение и интересы. И мир вокруг тоже меняется. «Никогда не» - это говорят либо подростки-максималисты, либо популисты, либо глупые люди, которые не понимают, что нужно меняться и менять своё мнение. Поэтому я не говорю, что никогда не пойду в политику. Всё может быть. Ещё лет 6-7 назад я не мог подумать, что буду активистом, буду общаться с чиновниками и представлять интересы радужнинцев во всех инстанциях. А сейчас вот всё поменялось. Пока могу сказать одно: я патриот Радужного, интересы микрорайона в целом для меня не менее важны, чем мои личные. Даже если я не буду пользоваться какой-то дорогой, сквером или площадкой, даже если я вообще не буду здесь жить, я всё равно буду стараться делать все, чтобы Радужный развивался и процветал.

Вполне себе такой предвыборный лозунг…
- Ну, хочется что-то оставить после себя в памяти людей, и желательно хорошее.

Фото: Свойкировский, vk.com/mkr_raduzhny, kirovreg.ru

Все соцсети
Комментарии
9
 
Комментарии (9)
Предложить новость
 
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 24 мая 2018, в 17:22
Для тех кто вырос в Радужном, кто видел, какой был поселок в 90-е, и что на данный момент построено это просто глобальные изменения. Замечательно, что жителям мкр не все равно где и как они живут! Пусть будет еще больше "хотелок"
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 1 января 2019, в 20:27
Вот таких бы людей да побольше ! Огромное Вам спасибо !
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!