Теракт в Крокусе Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Михаил Косачёв: «Сейчас я мню себя Наполеоном или Кутузовым»

Автор:
15 ноября 2016, в 07:40
Просмотров: 5571

Бизнес-тренер и PR-директор антикафе «Холостёжь», рассказывает об оловянных солдатиках, своём комплексе нереализованного полководца и человеческой гениальности.

Это удивительная история, друзья. О том, как сбываются детские мечты, а ещё о том, как обычное хобби может приносить неплохие деньги. Михаил Косачёв живёт в Кирове, в свободное время делает оловянных солдатиков и страшно радуется тому, что «заболел» этим три года назад.

Михаил, как к Вам пришла идея изготавливать оловянных солдатиков?

– Здесь есть маленькая предыстория. Когда я ушёл во фриланс, у меня появилось достаточно много свободного времени. И как-то моя жена говорит: «Что-то ты много времени проводишь дома, придумай уже себе какое-нибудь хобби». Я думаю: «Хорошо». Залез в интернет, набрал в поисковике «интересные хобби» и первое, что там выпало – «Топ-10 самых дорогостоящих хобби в мире». Открыл, думаю, просто посмотрю. Где-то на пятом месте нашёл коллекционирование оловянных солдатиков.

Историей я увлекался ещё со школы. Мне нравилось всё, что касалось военных действий с начала античных времён и до наших дней, поэтому я сразу загорелся этой идей. Увидел ссылку на ирландцев, вполне состоятельных джентльменов, которые основали целое предприятие по изготовлению оловянных солдатиков и форм к ним. Они своё хобби превратили в успешный бизнес. Сейчас у них магазины, целая индустрия поставлена на поток и расходится по всему миру. В таком формате они работают уже лет двадцать. Зашел к ним на сайт, посмотрел, почитал, всё понравилось. А потом увидел тестовый набор с надписью: «Мы скомплектовали коробку, в которой есть одна форма, тигла (ковш для плавления металла), небольшой запас металла и остальная атрибутика, которая вам необходима, чтобы просто попробовать». Стоило это примерно полторы тысячи рублей.

Как давно это было?

– Года три назад. Набор я получил уже через неделю, пришло всё хорошо упакованное, качественное. Я с вожделением всё распаковал, нашёл практическое видео, сделанное поклонниками этой марки в России. Когда я в первый раз заливал металл в форму, у меня даже руки тряслись. Делал по всем правилам, и через десять минут увидел этого солдатика. Тогда я просто прыгал на кухне от радости, так всё круто получилось. С тех пор я и «заболел» этим. Первое время почти все деньги спускал туда, просто брал и накупал формы. Сначала это было просто увлечение, а потом я решил данное дело монетизировать. Одна моя знакомая предложила сделать к юбилею папы небольшую армию. Я говорю: «Давай!». Сразу же сделал одностраничный сайт, заказал шахматные формы, нашел поставщика досок. Сейчас пришёл к выводу, что пора открывать ИП по конкретному направлению. Если буду первым в таком формате, то могу даже получить административную поддержку.

Самое главное, что это окупается

Михаил Косачёв: «Сейчас я мню себя Наполеоном или Кутузовым»

Вы единственный в Кирове, кто отливает оловянные фигурки?

– В Кирове подобного точно нет, есть в Москве, Питере и Екатеринбурге. Может быть, во Владивостоке. Там находятся большие предприятия, выпускающие фигуры оловянных солдатиков. В основном они делают только коллекционный масштаб 54 мм (1:35), это большие солдатики, до которых детей не допускают. Дело в том, что их очень легко сломать. Отливают их в несколько заходов: отдельно делаются руки, отдельно туловище, отдельно голова, потом все это склеивается. Подобных солдатиков в Кирове я видел лишь в нескольких магазинах, стоят они – в зависимости от масштаба – 350-600 рублей за штуку. А если фигурка ещё и хорошо раскрашенная, цена может подниматься до неимоверных размеров. Поэтому коллекционирование подобных миниатюр и считается дорогостоящим хобби.

Насколько это затратно для изготовителя?

– Олово в магазине стоит около 2 рублей за грамм. А один мой маленький солдатик выходит около 10 грамм, получается, что себестоимость металла выходит, грубо говоря, 20 рублей. Но ещё нужно учесть и амортизацию форм, покраску, электричество. Самое главное, что оно окупается. К примеру, вышел я на мастер-класс, часть работ продал, и на эти деньги закупил не только металл, но и дополнительные формы. Когда ухожу в коммерцию, работаю со взрослыми, тогда вообще с лихвой окупается. Но здесь две разные темы: если детям нужно общение, история, то взрослым нужен результат, возможность выпендриться.

Было желание заменить олово другим сплавом или материалом?

– Подобное предлагали, и не раз. Предлагали поработать с бронзой, с чугуном. Но олово хорошо прежде всего тем, что с ним можно работать в домашних условиях. Доменную печь для бронзы и чугуна дома не поставишь. Это более тугоплавкие металлы, которым нужна очень большая температура и энергозатраты.

Сейчас всё ваше «производство» находится дома, на кухне?

– Да, но сейчас меня теснят с кухни (смеётся). Летом оборудовал себе место на балконе, сейчас дело за малым – осталось утеплить. Этим летом, когда в бизнесе был не сезон, по выходным ходил в Александровский сад и там раскрашивал на свежем воздухе, общался с людьми.

Хочу воссоздать панораму Бородинского сражения

Михаил Косачёв: «Сейчас я мню себя Наполеоном или Кутузовым»

Ваши оловянные фигурки – солдаты, участники военных баталий?

– Да, я хочу воссоздать панораму Бородинского сражения, точнее, не всю панораму, а хотя бы её небольшую часть. Сам формат оловянного солдатика предусматривает исключительно военную тематику. Но свойства материала дают возможность развернуться и в другом направлении. У этих же ирландцев сейчас появилась серия ёлочных игрушек к Новому году, уже есть заготовки к теме зоопарка. В принципе, никто не запретит вам делать и бюсты известных людей, главное, чтобы был специалист, способный сделать саму скульптуру. Самую-самую первую, которая называется «мастер-модель», и неважно, из чего она сделана. Если такой специалист есть, остальное не проблема.

Сколько времени уходит на одного оловянного солдатика?


– С помощью формы и куска металла можно сделать одного солдатика минут за 15. Дайте время остыть, обработайте – и он готов. Для того, чтобы его раскрасить, нужно ещё минут тридцать. Своего первого солдатика я раскрасил за 45 минут, правда, с тремя подходами. Он был маленького масштаба, пришлось купить очень тонкую кисточку, но оказалось, что нужно было ещё тоньше. Я три раза подходил к нему, начинал красить, потом не выдерживал, бросал всё и ходил по дому. Мне становилось легче, я садился, потом снова бросал. Это было некое испытание воли. Первый раз, конечно, было трудно, потому что я не очень усидчивый человек. Сейчас, когда нахожусь дома, вечером часто провожу время за этим занятием, жену даже начал подключать, когда увидел, что и она заинтересовалась.

Есть желание поставить панорамные сражения на поток?

– Есть. Я даже серьёзно изучил литературу по созданию террейна, иначе – «игрового ландшафта». Считается, что, наряду с изготовлением солдатиков, необходимо ещё выводить их на поле. Оказалось, что если людей, изготавливающих оловянных солдатиков, не так много, то людей, которые занимаются моделизмом, что на языке варгейма называется «игра в войну», куда больше. Сейчас в современной армии есть такое понятие как «штабные игры», когда – в целях экономии на реальных учениях – высший военный состав разрабатывает стратегии в миниатюрном масштабе. Берут стол, каким-либо образом отделяя две команды друг от друга и обозначая род войск. Это мировой опыт, и в российской армии такое тоже есть. Самые маленькие оловянные солдатики в былые времена использовались королями и императорами именно для варгейма. Ими они изначально прорабатывали план сражения перед битвой на доске, бумаге, столе, а потом воплощали всё это в жизнь на реальном поле, с реальными солдатами.

В вашем случае речь идёт о русских и французах, участниках войны 1812 года?

– Первое время мне была очень интересна эпоха Наполеона, как наиболее красочная и интересная. Позже я узнал, что самой популярной в России была и остаётся Великая отечественная война. Мне до сих пор поступают заказы в интернете, пишут: «А можете немцев и “наших” сделать?». В этой тематике представлено очень много настольных игр, называющихся стратегиями, есть и террейн — очень развитая в этом плане инфраструктура. К примеру, у капиталистов в Америке регулярно проходят огромные конвенты, слёты любителей «игр в войну». Причем там представлена масса вариантов конструкций из металла, из пластика. Там собираются тысячи, десятки тысяч увлечённых людей, причём вполне состоятельных и взрослых. Детей туда не допускают, потому что такая полноценная игра требует полного погружения, вплоть до нескольких часов. Всё подчинено серьёзным правилам, которые высчитываются математическим способом. Если мы возьмем для примера тематику наполеоновских битв, то увидим, что полк с пехотой может пройти вперёд лишь на 7 дюймов, в то время как полк кавалерии продвинется уже на 14 дюймов. В этом отношении шахматы — это тоже варгейм, только с меньшим количеством правил. На самом деле, игр с подобным принципом, но другой тематикой существует множество, начиная от «звёздных войн», фэнтези, античных времён и заканчивая пиратами Карибского моря. На Западе, в Америке это направление очень хорошо развито и приносит им неплохие деньги.

Сейчас это кому-то нужно?

– Да, и понял я это, когда стал общаться на тематических форумах. Оказалось, что в этом вопросе очень важен формат. В России есть замечательная фабрика игрушек «Звезда», известная ещё с советских времён. Раньше они занимались изготовлением моделей танков и самолётов, и все без исключения советские мальчишки знали пластиковые модельки «Звезды». Правда, сейчас они ушли в тренды, но до сих пор продолжают выпускать масштаб 1:72. Там есть всё – с античности и до наших дней, очень большая линейка представлена по Великой Отечественной войне.

Я всю жизнь грезил, что буду клёвым полководцем

Михаил Косачёв: «Сейчас я мню себя Наполеоном или Кутузовым»

А сами в детстве играли оловянными солдатиками?

– Да, они у меня были. Я был рождён на закате Советского Союза, и у меня были советские оловянные солдатики, так называемые «столбики». Но ими было не так интересно играть: стоит этот столбик – и что? Гораздо интереснее было, когда они находились в движении. Большинство солдатиков были плоские. В советское время их штамповали и просто резали – всё по достаточно простой технологии. Впоследствии, конечно, у меня появились пластиковые солдатики. На войне в то время у меня был какой-то бзик, может быть потому, что вся мужская линия нашей семьи служила в армии, а вот у меня не получилось. Я всю жизнь грезил, что я буду клёвым полководцем, пойду в военную академию. Но в девятом классе на медосмотре мне сказали: «Извини. Мы тебя не возьмём». Это было мое первое серьёзное разочарование в жизни. С тех пор у меня скопилась куча литературы по военному делу, по тактическим вещам, очень много исторических книг. Словно я как-то компенсирую то, что не удалось тогда реализовать. И вот сейчас я мню себя Наполеоном или Кутузовым, пытаюсь что-то такое подобное сделать.

И это известно не всем?

– Конечно. На самом деле, я ни разу не видел, чтобы кто-то меня осудил. Во-первых, сейчас люди стали относиться ко всему более лояльно. Если это красиво и сделано своими руками, то воспринимается со словами: «Здорово! Вы молодец!». Ни разу не слышал в свой адрес: «Ха-ха, чем ты занимаешься! Иди, займись чем-нибудь нормальным!». Народ у нас отзывчивый…

Как относятся родные и друзья к вашему увлечению?

– Хорошо, на самом деле никто против и не был. Первый вопрос, который мне задали, был по поводу безопасности. Причина в том, что чистое олово иногда не полностью проливается в формы. Именно поэтому я использую сплавы, добавляя туда свинец. В принципе, свинец абсолютно безопасен, если его не есть. Люди, которые занимаются спайкой микросхем, используют точно такие материалы, как и я. Более того, они используют ещё и более ядовитый материал — сурьму, но не умирают же от ужасных болезней через 20 лет. После первого года работы я проверил кровь на тяжёлые металлы и ничего страшного в анализах не увидел. Так понял, что можно продолжать. И ни разу никакого недопонимания ни от кого не встретил.

И ни разу не было в ваш адрес насмешек или неуместных реплик вроде «Что, в детстве не наигрался?»?

– Скорее, наоборот. Когда интересуются ценой, говоришь: «Доска стоит 10 тысяч рублей. Минимальная». И все многозначительно мычат: «М-ммм», понимают, что можно над этим смеяться, но это приносит деньги. В отношении увлечений я знаю гораздо более смешные способы добывания денег. На мой взгляд, они забавны, но всё равно достойны уважения.

К этому подтолкнула сама жизнь

Михаил Косачёв: «Сейчас я мню себя Наполеоном или Кутузовым»

Почему-то мне кажется, что у вас историческое образование…

– Нет, в этом плане я самоучка. Я закончил наш педагогический университет (ВятГГУ – ред.) по специальности «психология». Когда я понял, что с армией ничего не светит, стал выбирать, куда идти после школы. Так как до десятого класса я тяготел к истории, то рвался на исторический факультет, но избрал более «человеконаправленную» профессию. Это был мой осознанный выбор. Теперь на хлеб зарабатываю знанием психологии и тренингами. Помню, что в тот период я забыл про всё остальное, забыл про детские увлечения. А про солдатиков вспомнил лишь когда состоялся.

И теперь рассказываете об этом детям. Нравится с ними общаться?

– С детьми всегда интересно как пообщаться, так и поспорить. У каждого из них свои выраженные интересы и потребности. Сейчас я пробую проводить совмещённые занятия в учебных заведениях, что-то вроде урока технологии и истории в одном. Теперь уже школьники подходят и просят организовать кружок, где бы мы регулярно встречались и вместе делали, ну скажем, ту же панораму. Поэтому появилась необходимость в расширении тематики, из-за чего я решил добавить Средние века — тоже очень интересная эпоха.

У вас довольно «живые» мастер-классы. Особенно хороша часть, завязанная на преданиях и легендах, героях мира фэнтези. Вам действительно близка эта культура? Или это так, для красного словца?

– Я люблю фэнтези. На мой взгляд, фэнтези имеет непосредственное отношение к войне, но в несколько «облёгченном» варианте. Посмотрите на шахматы: там есть и тёмные, и светлые, и без войны в данном случае, к сожалению, никуда. Что касается книг, то Толкин был одним из первых, кого я прочитал по собственному желанию. С фэнтези у меня сложилась отдельная тема, это тоже некий уход от реальности.

Тоже?

– Я чётко понимаю, что мой уход в солдатики – это некий переключатель с одной деятельности на что-то фантастическое. То же самое с нами происходит при чтении книг или просмотре фильмов. Просто у каждого бывает такой момент, когда ему надоедает всё, что происходит вокруг. Особенно, когда мы не понимаем, что происходит. А в придуманном мире всё понятно и хорошо, но это ни в коем случае не заменяет реальный мир. Туда можно уходить, но возвращаться надо постоянно. К примеру, солдатики занимают у меня несколько часов в неделю. Я не ухожу туда с головой «запоями», потому что дела всё равно выдергивают. И это нормально. Хуже, когда человек начинает воспринимать этот придуманный мир как реальный.

С появлением этого хобби ваша жизнь изменилась?

– В любом случае что-то меняется. Но я точно стал более усидчивым. Чувствую это на уровне физических ощущений, когда, к примеру, нужно раскрашивать фигурку. Внутренне я чувствую самореализацию. Словно что-то дремало во мне до поры, до времени и вот сейчас вылилось в такой формат.

Здорово, что вам это удалось. Каждому бы так проснуться однажды утром и понять, что сегодня его детская мечта исполнится.

– Я не проснулся с этим, а понял спонтанно. Мне почему-то кажется, что к этому нас подталкивает сама жизнь. Знаете, во время изучения постулатов гуманистической психологии на психфаке я узнал, что каждый человек гениален, только гениален он в чём-то своем. У него есть какие-то определенные задатки, и от того, как сформирована его среда, он сможет реализовать свои задатки, сможет стать или не стать гением в своей сфере. И каждый из нас, начиная от бездомного и заканчивая президентом, гениален в чём-то своем. Просто кому-то повезло оказаться в нужное время и в нужной среде, а у кого-то не получилось.

Аппетит приходит во время еды

Михаил Косачёв: «Сейчас я мню себя Наполеоном или Кутузовым»

Подобное коллекционирование – удел более развитых городов? Или Киров уже принял эту моду?


– Киров принял. Когда два года назад, 12 июня, я принимал участие в ярмарке мастеров на Вятском Арбате среди кузнецов и гончаров, то увидел, что очень популярен. Около меня постоянно был народ. Думаю, что Киров не такой уж захудалый и провинциальный город. Я «за» Киров, потому что здесь живут достаточно талантливые люди. Есть и те, которые такое творчество могут оценить.

Есть желание стать участником региональных или международных тематических выставок?


– В этом году мероприятие по хэнд-мейду проводилось в Новосибирске, но я не поехал. Однако, есть и тематические ремесленные выставки, которые финансируются кировским правительством. В Кирове, как и в стране, есть профессиональные сообщества, регулярно устраивающие выездные ярмарки, выставки, на которых делается бизнес. В этом случае необходим постоянный контакт с различными административными структурами, что меня отчасти отталкивает. Отталкивает, потому что всегда и везде мне была важна свобода во всех её проявлениях, а когда входишь в Союз ремесленников – будешь вынужден считаться с определёнными ограничениями и рамками. И платить различные взносы, тоже неизвестно за что.

Как думаете, у вашего хобби есть шансы на долгую жизнь?

– Есть, и вариантов для развития много. Я вижу в этом смысл, поэтому и начал делать шахматы, цена на которые теперь начинается от 10 тысяч рублей. На сегодняшний день уже пять моих комплектов разошлись по России. Один набор шахмат уехал в Кострому – в подарок майору МВД на юбилей. За ними даже специально приехали. Другие уехали в Казахстан, ещё одни остались в Кирове. Последние шахматы увезли в Питер.

Считаете, что в вашем случае хобби стало доходным предприятием?


– Да. Знаете, как говорится – «аппетит приходит во время еды». Нам уже никто не говорит, что мы должны выбирать между прибыльным делом и увлечением, всё это можно соединить. Но мой дед, который был инженером, всегда говорил, что деньги можно заработать только «потом и кровью», только трудом по десять часов в сутки можно достичь результата. А я как-то вот не согласен был с ним в этом вопросе, и сейчас можно сказать, что это я и пытаюсь доказать. Мне интересен сам процесс изготовления. У меня стоит панорама, которая регулярно пополняется. Плюсом я выхожу на мастер-классы, мероприятия, позволяющие мне рассказывать и показывать. Интерес к этому растёт.

Фото: Свойкировский.рф

Все соцсети
Комментарии
4
 
Комментарии (4)
Предложить новость
 
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!