Михаил Исупов: «Нам ничего не остаётся, как учиться удивлять детей на уроке»

Директор Кировского физико-математического лицея о роли технического прогресса в образовании детей, а также о том, почему не стоит бояться перегрузок.

Михаил Исупов – учитель, кандидат педагогических наук, уже десять лет возглавляет Кировский физико-математический лицей. Немногие знают, что выбор его профессии был случайным: учителем быть не хотел, мечтал об астрономии. А стал управленцем, понимающим, что школа зиждется на трёх китах: детях, родителях и учителях.

Мы встретились, чтобы осмыслить «болевые точки» системы образования. Оказалось, говорить о проблемах сугубо нашего региона трудно, потому что большинство проблем затрагивают систему страны в целом. Хотя и началось всё в 80-е годы, когда в российской системе образования – лучшей в мире – начались глобальные изменения.


– Изменения всегда неизбежны. К примеру, сегодня информационное общество меняет не только нашу жизнь, но, в первую очередь, детей. Вырастает новое поколение. Уже в коляске они начинают пользоваться современными гаджетами – мы привыкли к этому. Готова ли к этому школа? Я не могу ответить однозначно.

Реальность такова, что дети, к сожалению, практически всё время за компьютером, планшетом, а не за книгой; в социальных сетях, а не в парке. Это их мир, и в этом они впереди своих наставников, которым не всегда достаточно знаний современных технологий, чтобы учить современных детей. Получается, что наша школа отстаёт от технического прогресса, и все попытки внедрить в систему образования электронные образовательные ресурсы, обучающие планшеты или электронные учебники натыкаются на серьёзные проблемы. К тому же тема электронных учебников в системе образования достаточно деликатная, чаще всего это просто профанация. По той причине, что большая часть электронных пособий – всего лишь pdf-версии и сканы печатных версий. Школа же нуждается в мультимедийных программах, позволяющих визуализировать изучаемую информацию, сделать её интерактивной. К примеру, если говорим о физике, невольно задумываешься об онлайн-экспериментах, которые мы могли бы проводить или наблюдать прямо в учебнике. Относительно математики было бы интересно «покрутить» виртуальные объёмные фигуры, рассматривая различные сечения. В этом направлении много делается, но всё же мы ещё отстаём как от технического прогресса, так и от запросов наших детей.

Встаёт вопрос о компетенции педагогов или финансовых вливаниях в школу?

– Всё вместе. Каждая школа встанет перед необходимостью приобрести хотя бы по одному планшету для учителей. Педагогам в свою очередь нужно осознать, что им нужно многому учиться, чтобы общаться с детьми на одном технологическом языке, чтобы применением новых технологий сделать обучение проще и интереснее.

В этом плане назревает и другая проблема: поисковые возможности интернета создают иллюзию того, что мы всё знаем или можем ответить на любой вопрос. Я часто слышу на уроках: «Зачем вы это рассказываете? Мне всё это Google выдаст». Но ребёнок обычно заблуждается, думая, что без учителя он станет искать подобную информацию или решать проблемы, которые мы ставим на уроках. Нужно учитывать и то, что в просторах интернета много не только нужной, но и ложной, искажённой информации. И наша задача – гармонично встроить возможности интернета в учебный процесс, научить пользоваться этими возможностями. К примеру, сейчас я не даю на уроках справочные данные. Зачем? Нужно – ищите! Тем более, в таком большом потоке информации оттачивается умение поиска, отсеивание этого потока через «сито» имеющихся знаний.

Так и хочется спросить: а кто он – ученик? Это особый интеллект, растущий с невероятной скоростью?

– Наверное, так. Повторюсь, сегодня дети развиваются очень стремительно, а школьное образование, не только в нашей стране, но во всём мире, не всегда это учитывает и не всегда идёт в ногу с прогрессом. Думаю, что и во времена Платона были такие проблемы. Сейчас всё более глобально, возьмите, к примеру, физику. В школе мы работаем с материалом начала XX века (по сути столетней давности), а вот современную науку не изучаем: объяснить ученику, как работает планшет даже при углублённом изучении предмета достаточно сложно. Страдают и другие предметы – быстрорастущий объём информации бывает трудно встроить в уже существующую учебную программу.

Существуют и другие барьеры. Всё чаще, особенно среди учеников пятых-восьмых классов, я вижу одну и ту же ситуацию: дети отказываются слушать учителя или довольно скептически воспринимают всё, что он говорит. «Мы это знаем», – твердят они. И нам ничего не остаётся, как учиться удивлять детей на уроке, заинтересовывать их, показывать, что в действительности они заблуждаются, и их знания неполные или ошибочные.

Недавно меня поставил в тупик вопрос ребёнка: «Мама, зачем мы ходим в школу? Там жизни не учат». Почему уже в начальной школе ребёнок неоднозначно оценивает обучение?

– Это происходит, потому что традиционная школа часто оказывается оторванной от реальности и не вполне ориентированной на наши потребности. Ещё менталитет взрослых – это некий элемент «старого» мышления, а ребёнок часто оказывается впереди. И у многих создаётся представление, что полученные в школе знания не пригодятся в жизни. Но современная школа не стоит на месте. Вводятся новые стандарты, которые ориентированы не на знания и умения, а на развитие компетенций, практическое применение знаний. Учителя используют новые педагогические технологии, нацеленные на развитие деятельностной парадигмы. И потом, что такое «готовить к жизни»? Современная школа должна учить учиться: уметь находить необходимую информацию, работать с ней, применять знания на практике, столкнувшись с проблемой, знать, как её можно решить. Школа должна готовить к дальнейшему образованию и к самостоятельной жизни. Если вам не пригодился в жизни закон Ома, это вовсе не значит, что вы бесполезно посещали уроки физики. Школа не только учит, но и воспитывает просто своей атмосферой. Только к выпуску многие понимают, что школа дала намного больше, чем просто знания – она воспитала личность, способствовала формированию определённого типа мышления.

Замена бесплатного образования платной версией тоже на повестке дня. Теперь родители сами покупают школьную форму, учебники и пособия, не говоря уже о содержимом портфеля.

– От этих расходов никуда не деться. Я считаю, что не нужно жалеть инвестиции в обучение и воспитание детей – это наше будущее. Учебники сейчас выдаются ученикам бесплатно. А за всё остальное всегда платили родители, и раньше это не вызывало никаких вопросов. Было бы глупо обвинять во всём только государство: мы живём в реалиях дефицита финансов, но у нас, например, более 50% городского бюджета сегодня направлены на систему образования.

Стоит ли говорить о перегрузках детей в школах? Или это скорее исключение из правил?

– Перегрузка возникает в том случае, если ребёнок попадает в чуждую ему среду, в которой ему скучно и тяжело. Если есть интерес и увлечённость, детский организм осилит даже повышенную нагрузку. Сейчас, к примеру, очень много говорят об отмене домашнего задания. Я с этим в корне не согласен: домашние задания нужны для самостоятельной проверки, отработки усвоенных знаний, для чтения литературы, для проведения самостоятельных исследований и проектов. К тому же, при правильной организации рабочего процесса такие задания не занимают много времени.

Есть в учебном процессе ещё один стрессовый момент – ЕГЭ...

– Будучи председателем предметной комиссии по проверке ЕГЭ по физике в Кировской области, я считаю, что ЕГЭ – это единственный объективный инструмент для оценки знаний. Это не так сложно, если учиться… Печально, когда всё превращается в некую гонку за высоким результатом. Но, с другой стороны, результат ЕГЭ определяет будущее ребёнка. И в этом плане школа наравне с учителем должна нести моральную ответственность перед детьми. Однако в первую очередь сам ученик должен много работать. Лично я не натаскиваю на ЕГЭ, но прорешивать множество задач выпускникам всё же необходимо.

Некоторые регионы нашей страны запустили пилотные проекты новых учебных предметов – «правовая» и «финансовая грамотность». Как вы относитесь к подобным экспериментам?

– Я негативно отношусь к тому, что спускается «сверху», хотя могло и вызреть изнутри. Внедрение предмета в общую систему ещё не гарант моментальных положительных изменений. Многое зависит от самой школы. Новые предметы, несомненно, нужны, но всё же посыл должен идти от потребностей школы, учеников, родителей, возможностей. Иначе всё опять сведётся к формализации процесса. Три года назад в нашем лицее появилась потребность в экономической дисциплине. В результате наши старшеклассники стали обладателями двух дипломов призёров Всероссийской олимпиады по экономике. Оказалось, что наши дети готовы к осознанию и использованию финансовых навыков. Сейчас я всё больше склоняюсь к введению такого предмета как «риторика». А финансовой грамотностью, конечно, нужно заниматься, но не в рамках уроков.

22 российских вуза получили мировое признание по качеству образования, наша начальная школа до сих пор лидирует в показателях счёта и письма. Но в сравнении с зарубежным сверстником русский старшеклассник часто оказывается не способен применить полученные знания и реализовать свой потенциал. Где сбой программы?

– Всё спорно. Очевидно, что западное образование ориентировано на формирование компетенций, а не на знания. Наш менталитет, к сожалению, ещё по инерции ориентирован на «знания, умения, навыки». Наше среднее звено школы становится уязвимым с точки зрения зарубежной образовательной системы, так как запад больше ориентирован на применение знаний в каких-то практических ситуациях. Введение новых стандартов в нашей школе должно изменить ситуацию в образовании, однако получится ли изменить менталитет – вопрос открытый. Я бы не стал утверждать, что наши выпускники неконкурентоспособны или неуспешны. Кто сегодня делает все исследования по физике, информатике, химии за рубежом? Это, в первую очередь, русские и китайцы. Америка не стремится вкладывать деньги в своё образование – им дешевле приобрести нашего специалиста.

А если была бы возможность позаимствовать что-то «оттуда»?

– Сломать нашу систему трудно, взять некие элементы – выйдет искусственно. Пожалуй, ЕГЭ – один из западных элементов, который тяжело вживался, но сейчас удачно встроился в нашу систему образования.

Сегодня на хорошем счету скандинавское образование, которое не делает ставку на предметы как таковые, упор там делается на профориентацию, подготовку к профессиональной деятельности. Такой подход предполагает, что ребёнок должен попробовать себя в разных профессиях и выбрать своё профессиональное будущее. В нашей стране, напротив, достаточно редко выпускник школы понимает, кем он будет лет через десять. Ученики при выборе вуза не ориентируются на профессиональные предпочтения.

Тогда непонятен интерес западных студентов к нашим дипломам.

– Наше и зарубежное образование – в корне разные, при этом я бы не стал утверждать, что одно хуже, а второе лучше. Я часто советую своим ученикам получить первое образование в России, а второе за рубежом. Мы сильны в академическом знании, которое предполагает широкий кругозор и начитанность, а иностранцы видят смысл в развитии узконаправленных профессиональных компетенций. Причём там бонусом предоставляют более серьёзную исследовательскую базу по многим направлениям науки и техники. После слияния этих двух взаимодополняющих систем получается наиболее грамотный специалист. И вот тогда встаёт вопрос: а где ему работать? Потому что востребованность в учёных и высокотехнологичных специалистах в регионе, как и в стране в целом, мягко скажем, невелика.

Фото: Свойкировский