- Сейчас ему 25 лет и мы, конечно же, общаемся, как родные люди. Я по-прежнему ему помогаю в каких-то вопросах. Когда он поступал в институт – нанимала ему репетиторов, когда бросил институт – ходила по ректорам с просьбой восстановить его. Но с институтом у нас так и не сложилось. Он нашёл себя в другом деле.
Сейчас у вас есть ещё подопечные?
- Да, когда Толик вырос, я взяла ещё двух маленьких ребятишек. Их потом усыновили. Правда, одного потом вернули. Сейчас у меня на попечении пять человек. Это старшеклассники и те ребята, которые уже вышли из дома-интерната.
Вы уже более 20 лет помогаете детям из дома-интерната. В чём особенно нуждаются такие дети?
- Для них главное, чтобы был человек, которому они могли бы позвонить и обратиться за помощью. Да просто даже поговорить, пару слов сказать о том, как прошёл день. Им главное понимать, что у них кто-то есть. Был период, когда малыши мне каждый вечер по 5-6 раз звонили, а я и не возражала. Им и нужно-то было всего – рассказать, как день прошёл, услышать, что их дела кому-то интересны.
Получается, что у наставничества, по сути, нет логического конца. Вы всегда остаётесь для таких детей человеком, к которому они могут в случае чего обратиться…
- Конечно, сложно расстаться с людьми, к которым привязался и перед которыми чувствуешь ответственность. С Толиком мы постоянно в праздники встречаемся до сих пор, и я раз в неделю ему звоню, узнаю, как у него дела.
Есть такое правило у наставников, что подопечным детям нельзя помогать деньгами, чтобы они не привыкали к «халявным» средствам. Как в этом плане у вас складывались отношения?
- Ну, как нельзя помогать… Надо стараться, чтобы они не видели в вас человека, с которого можно постоянно «тянуть» деньги. А когда ты знаешь, что у ребёнка совсем нет денег, когда он ходит в рваных сапогах – как ему не помочь. Одну девочку я на работу к себе брала во время каникул, другой, бывало, денег в долг давала. Всякие ситуации бывали.
Говорят, что в детских домах и интернатах дети сейчас становятся всё более избалованными, так как их по праздникам просто заваливают подарками.
- Такая тенденция, наверное, не только в детских домах. В семьях дети тоже завалены игрушками и гаджетами. Но есть такой момент, что дети в интернатах считают, что им обязаны дарить подарки, их обязаны обеспечивать, что государство им должно. Кстати, ко мне не было такого отношения, потому что они знали, что я им ничего не обязана.
Людмила Ивановна, как ваша семья относилась к наставничеству?
- Мои дети – сын и дочь – с интересом помогали, интересовались малышами, общались с ними, когда те приезжали к нам. Муж тоже с пониманием относился. Конечно, не скажу, что это его великая цель, но он тоже принимал участие. Вообще, в этом деле поддержка семьи очень важна.
Среди ваших подопечных есть не только малыши, но и те ребята, которые заканчивают интернат. С какими проблемами чаще всего сталкиваются такие дети?
- Чаще всего это страх нового коллектива и новых людей. Но они очень быстро умеют адаптироваться и находят себе новых друзей. Ещё в бытовых вопросах они совершенно беспомощны – я их учила, как платить за квартиру, как мусор выносить. Бывают и более серьёзные вопросы, в которых требуется помощь взрослого человека.
Как правило, дети из детских домов и интернатов не умеют обращаться с деньгами. Приходилось вам помогать вашим подопечным в этом вопросе?
- Есть такое, да. Когда они выходят из интерната, деньги у них есть, пусть и не очень большие, тем не менее планировать покупки и экономно тратить деньги они не умеют. Зачастую покупают совершенно ненужные вещи. Поэтому я решила для своих подопечных девочек провести мастер-класс по приготовлению бюджетных блюд. Мне хочется показать им, что даже из дешёвых продуктов можно приготовить вкусные блюда. Так, я планирую показать девочкам, как приготовить сырный суп, блинчики на воде, свекольный салат. На каникулах мы с ними обязательно встретимся. Конечно, их нужно учить тому, как можно дёшево, но красиво одеться, как можно приготовить вкусный обед, не потратив на всё это больших денег.
Были ли у вас какие-то сложности в течение вашего наставничества?
- Сложностей не было никаких. Мне эта деятельность всегда доставляла и доставляет радость и удовольствие, а если у человека есть желание помочь, то нет никакого «напряга». Единственный момент бывает, что иногда переживаю, что надо было бы больше помогать, чаще брать к себе…
Почему такие мысли возникают?
Кому бы вы посоветовали стать наставником?
- Только по желанию. Если чувствуешь в себе стремление помочь, то можно задуматься над тем, чтобы стать наставником. Здесь не нужно тратить много времени и сил, на самом деле. Можно просто созваниваться с ребёнком, чтобы он знал, что у него есть человек, которому он небезразличен, к которому он может обратиться с любым вопросом и любой проблемой.
Что лично вам даёт эта деятельность?
- Я получаю огромное удовольствие от того, что могу помочь этим детям, что они могут опереться на меня в сложных житейских ситуациях. Иногда я приезжаю в интернат в ужасном настроении, а там получаю большой эмоциональный заряд, отдыхаю душой среди этих детей.
Что можете сказать тем, кто не понимает, зачем вы этим занимаетесь?
- Это моё желание, и я это делаю для того, чтобы помочь детям. Больше это никого не касается. Мне даже одна знакомая в лицо сказала: «Зачем тебе это нужно, что, у тебя своих детей нет?». Когда человек не понимает, разве ему что-то объяснишь?
Фото: из личного архива героя