«Любимое дело невозможно найти, его можно только создать». Интервью с профориентологом Андреем Белоусовым

По статистике ВЦИОМ, 47% россиян работают не по специальности, 22% – не заканчивают обучение в вузе, а 50% – не любят свою работу. Такие печальные данные говорят о том, что не все подростки понимают, как правильно сделать выбор. Осознают ли современные дети, кем хотят быть, как родители могут помочь своему ребёнку с выбором профессии и какие ошибки не допустить при выборе сферы деятельности, рассказал в интервью профориентолог, специалист по развитию ИЦАЭ Кирова Андрей Белоусов.

СК: Понимают ли современные подростки, чего они хотят и кем хотят быть?

Андрей Белоусов: Если все ошибки, которые делают школьники при выборе профессии, объединить, то можно выделить три основные причины, почему так происходит. Во-первых, это незнание и непонимание себя, когда подростки не знают свои возможности, интересы, склонности. Во-вторых, непонимание профессии и незнание рынка труда. В-третьих, непонимание алгоритма выбора профессии. А как вообще выбирать? Никто не знает. Сейчас каждый второй подросток тратит деньги и время на обучение, которое ему не пригодится в будущем, и затем либо переучивается, либо работает не по специальности. И это в 17-23 года, когда мозги работают на полную, «молодость плавит титан».

Идеальная ситуация – когда школьник выбрал профессию осознанно, с учётом своих потребностей, имея адекватное представление о профессии. Затем он поступает в подходящее учебное заведение, учится с интересом и с максимальным вкладом. После обучения он устраивается по специальности, получает релевантный опыт, берёт интересные и сложные проекты, растёт профессионально. И таким образом, к 28-30 годам он не только ответил себе на вопрос: «А кем мне быть?», но и наработал свою экспертность, свои 10 тысяч часов, чтобы уже за ним в это время гонялись работодатели и он был востребован. И такие примеры есть.

СК: Какие формы профориентации есть?

Андрей Белоусов: Есть разные формы профориентации. Ранняя – когда в 3-5 лет или в начальной школе мы можем показывать ребёнку мир профессий, знакомить его с ними в игровой форме. Например, у меня сын в три года мечтал быть пожарным, и мы нашли возможность съездить в пожарную часть, он посидел в пожарной машине, потрогал огнетушитель, на него надели костюм пожарного. Он получил этот опыт и представление, что это за профессия. Потом сделал вывод и сказал: «Нет, пожарные забираются на высоту, я боюсь высоты», и сейчас он мечтает стать полицейским. Конечно, в таком возрасте не стоит слишком серьёзно относиться к выбору профессии, но и игнорировать не нужно, какие-то детали можно замечать.

Говоря о среднем звене, стоит отметить, что в этом возрасте подростку важно привить уважение к труду, школьник может уже «нащупывать» себя, замечать то, что ему интересно. «Какие у меня таланты? В чём моя уникальность?» Также здесь родитель выступает в роли первого профориентолога, он транслирует ребёнку своё отношение к труду, работе, деньгам. С каким настроением папа приходит с работы? Как он отзывается о начальнике? Как относится к деньгам? Ребёнок всё считывает и может невольно переносить на себя. В 12-14 лет подростку сложно выбирать профессию. Задачи возраста здесь ещё другие – общение, первая влюблённость, отношения в коллективе. Многие отличники в этот период могут скатываться, это нормально, идёт период полового созревания. В 15-16 лет подросток готов осознанно выбирать профессию. Это оптимальный возраст, когда выбор профессии для него интересен и актуален. И здесь важно ему помочь в этом.


СК: В школах всё чаще проводят тестирования на выбор профессии. Насколько они эффективны?

Андрей Белоусов: Тестирование – одна из методик профориентации. Есть отличные традиционные тесты, которые находятся в свободном доступе, например, «Профессиональная направленность по Климову» (в модификации Азбель), «Темперамент» (тест Айзенка), «Типы мышления и креативность» (по Брунеру) и «Интересы» (по Голланду).

Среди современных методик хочу выделить тест Digital Human. Его ключевая «фишка» в том, что, пройдя тест, подросток увидит свою ведущую сферу деятельности. Например, сфера образования, IT, силовые структуры. И уже дальше задача – изучать не все 25 127 профессий (которые сейчас есть в России, – прим. эксперта), а профессии именно в своей ведущей профессиональной сфере.

Однако профориентация не сводится только к тестированию – нужно использовать несколько методик и инструментов. Методика, которую я придерживаюсь в своей работе, называется «Методика пяти шагов осознанного выбора профессии». Что такое осознанный выбор профессии? Это выбор с выбором, определение наиболее подходящего и принятие на себя ответственности. Первый шаг – остановись. Здесь нужно остановиться и заглянуть вглубь себя, проанализировать, изучая свои склонности, интересы. Второй шаг – исследуй, когда подросток выбрал ведущую сферу деятельности и начинает в ней исследовать мир профессий. Третий – выбери, то есть нужно сравнить несколько профессий по разным параметрам, изучить плюсы и минусы, риски, нюансы, особенности и прийти к какой-то гипотезе, которую нужно проверить на практике. Четвёртый – попробуй. Для этого есть много современных методик, например, «Профессиональные пробы», когда подростку даётся возможность на своём опыте «прожить» профессию, смоделировать какую-то профессиональную ситуацию. Например, девочка может стать радиоведущей, прийти на радио (сейчас многие организации идут навстречу и устраивают у себя такие экскурсии), увидеть изнутри жизнь и даже попробовать записать прогноз погоды. Такой реальный опыт, возможность «пощупать» профессию даст ребёнку понимание, «зажигается» ли у него внутри лампочка или нет. Пятый шаг – поделись. Поделиться своим выбором с родителем, обсудить план развития, выбор учебных предметов. Только на этом шаге мы можем выбирать вуз, в то время как многие начинают профориентацию именно с этого. Но выбор вуза – это верхушка айсберга, до этого нужно проделать глубинную работу по изучению себя.

СК: Кто должен стать инициатором выбора профессии?

Андрей Белоусов: Здесь, конечно, нужно начинать с вопроса: кто ответственен за выбор профессии? Безусловно – подросток. Без его желания ничего не будет. Если он озабочен выбором профессии, то важно его поддержать, сориентировать, помочь начать действовать. Если ребёнок «не чешется» с выбором профессии, то нужно это «беспокойство» ему создать, то есть задача родителя здесь – поставить задачу («сын, нам нужно выбрать профессию»), обеспечить его ресурсами (услуги профориентолога, пробы профессии, тесты) и наметить точки контроля.

Подросток – это почти взрослый, поэтому, с одной стороны, выбор профессии – это его ответственность, но наша задача как родителя здесь – помочь, подтолкнуть, направить.

СК: Что делать, если подросток ничего не хочет?

Андрей Белоусов: Важно пообщаться с подростком по душам, почему он так говорит, что ему интересно. У них идёт процесс сепарации, когда даже многие благие вещи могут восприниматься «в штыки». Но если подросток увидит истинный, неподдельный, живой интерес, он рано или поздно расположится, раскроется, попросит о помощи.

Часто говорят, что ребёнку ничего не интересно, кроме компьютерных игр. Даже в таком случае мы можем раскрутить его на диалог: а какие компьютерные игры тебе интересны? Кому-то нравится играть в футбол, кто-то любит стратегии. Конечно, я не призываю играть в компьютерные игры, здесь важен баланс. Но даже из такого источника мы можем вычленить пару ключевых потребностей, которые важны подростку.

Вообще важно для подростка создать развивающую среду. Его ключевая потребность в этом возрасте – это общение. Он учится через взаимодействие с другими людьми. Только вот потребность в общении он может реализовывать по-разному – или вы организуете поход классом, или он будет общаться с ребятами «в подворотне». Это непросто, это требует усилий, но это того стоит. Например, недавно моя подруга столкнулась с тем, что её дочь не любит читать. И она просто организовала литературный клуб. Дочка подтянулась тоже, и теперь с удовольствием читает.

СК: А если у ребёнка очень много интересов, он во всём успешен и из-за этого не может определиться кем быть?

Андрей Белоусов: Здесь можно начать изучения профессий, в том числе тех, которые находятся на стыке двух профессий. Нравится биология и информатика – можно стать биоинформатиком! Важно знать, что такие профессии существуют, нужно изучать их. Сейчас столько всего интересного! Но не нужно делать из ребёнка «терминатора», когда у него весь день расписан по минутам: куча репетиторов, секций, кружков. Подростку всё равно нужно что-то выбирать и на чём-то останавливаться – мы не можем поступить одновременно в пять вузов на пять специальностей.

Чтобы определить, что подростку действительно важно, можно выполнить упражнение, которое называется «Ядро ценностей». Суть в следующем: для начала мы выписываем 20 глаголов действий, которые нам важно делать. Например, общаться, писать тексты, лечить, создавать красоту. Затем «сужаем воронку»: из этих 20 выбираем топ-10 ключевых, а потом пять наиболее важных потребностей – то, что он хочет забрать в свою профессию. И затем начинаем изучать профессии, где реализовывались бы его ключевые потребности. Вот просто открываем сайты типа HH, Job, находим раздел «ключевые обязанности», и сверяем с тем, насколько эти списки состыковываются. Конечно, все потребности реализовать, возможно, не получится, но даже если 60-70% из них будут отражены в профессиональной деятельности, значит, человек будет чувствовать себя хорошо, приходя на работу. А что делать с оставшимися 15? Здесь мы можем получить массу идей для хобби, подработки, да и просто для того, чтобы реализовывать эту потребность хотя бы раз в год. Например, мне важно хотя бы раз в год сажать деревья – и я ищу эту возможность.

Знание своих ключевых потребностей – это ваш «компас». Вы будете твёрдо стоять на ногах, вам не будут страшны пандемии, сокращения. В случае каких-то перемен в жизни вы просто открываете список своих потребностей и ищите возможности, где бы вы могли их реализовывать. А реализуя свои 15-20 потребностей, ваша жизнь будет яркая, насыщенная и интересная.


СК: Как вы считаете, нужно начать раньше работать и накопить опыт или подольше задержаться в детстве?

Андрей Белоусов: Как говорят мои родители, труд ещё никого не испортил. Важно заложить подростку уважительное отношение к труду. Многие люди, которые добились успеха, начинали работать в раннем возрасте, сформировали свой характер. Но, конечно, важно прожить своё детство, юношество. И здесь можно знакомить ребёнка с миром профессий, прививать отношение к труду через игровые формы, активную деятельность. Сейчас много различных форм: и профпробы, и стажировки, и мастер-классы, «Кванториум», кружки.

Есть ещё такой бесплатный способ, который называется «домашняя профориентация», когда мы даём подростку задание две недели делать только это. Например, если ребёнок выбрал профессию журналиста, то в течение двух недель он пробует себя в профессии, например, всё это время пишет заметки, берёт интервью у членов семьи, смотрит на YouTube видео известных журналистов. Две недели попробовали и анализируем – понравилась эта деятельность или нет.

СК: Как у ребёнка выявить сильные стороны?

Андрей Белоусов: Есть несколько методик, которые помогут выявить сильные стороны. Конечно, нужно за подростком наблюдать, чтобы замечать, что ему интересно. Например, можно выполнить упражнение «360 градусов». Подросток отправляет в мессенджеры или соцсетях своим одноклассникам, друзьям, родителям вопросы: «Как ты думаешь, какие мои сильные стороны?», «Как ты думаешь, какая профессия мне подойдёт?», «Что, на твой взгляд, у меня получается лучше всего?»

Суммируя и анализируя ответы, находя повторяющиеся варианты, ребёнок сможет сделать интересные выводы. Например, увидеть что-то, что у него получается хорошо, а он не придаёт этому значения («подумаешь, писать тексты каждый может!»). Однако окружающие отмечают, что это его сильные стороны и таланты. Ещё есть одно интересное упражнение, которое особенно любят выполнять взрослые, мечтающие на «всю катушку». Называется «Пять жизней». Представьте себе ситуацию, что к вам прилетел джинн, и у вас есть возможность загадать и прожить пять совершенно разных жизней. Кем бы вы хотели стать? Например, в одной жизни вы захотите стать врачом, в другой – рок-звездой, а в третьей – предпринимателем.

Например, когда я делал это упражнение, то вспомнил о том, что мечтал быть журналистом: писал заметки в газеты, ходил на кружок. Журналистом в итоге не стал, но в этом году, вспомнив об этой мечте, я создал семейный журнал, для которого пишу статьи, оформляю всё это в редакторе и печатаю в типографии. Ощущения, как будто и вправду журналист. Такое вот появилось хобби.

СК: Есть ли призвание?

Андрей Белоусов: Существует много мифов насчёт призвания, и сейчас это понятие перешло в разряд чего-то мифического. Например, что призвание – это что-то такое эдакое, необычное. Но, по сути, это то, что мы делаем каждый день, и когда вы хотите сменить работу иногда нужно просто остаться в своей же сфере деятельности, но сменить внешние условия (организацию, коллектив) или только направление, а порой и просто отдохнуть, выспаться (когда у тебя эмоциональное выгорание). Или, например, говорят, что «призвание – это одно дело на всю жизнь». Но факт в том, что сейчас человек за свою жизнь может поменять от трёх до восьми профессий. Наконец, ещё один миф – «от любимого дела будешь гореть всегда и никогда не устанешь». Но это дело, в котором вам захочется решать проблемы, трудные задачи.

Подростки также неверно сейчас истолковывают смысл фразы Конфуция: «Найди себе дело по душе, и тебе не придётся работать ни дня в своей жизни». Они воспринимают эту фразу так, что в выбранной профессии не нужно ничего делать! Важно объяснить подростку, что работать, трудиться всё равно придётся, без усилий не добиться успеха. Но будет здорово, если этот выбор будет сделан с учётом своих потребностей.

Любимое дело невозможно найти, его можно только создать. И призвание – это наше состояние. Где вы чувствуете радость? В каком деле вам нравится решать трудные задачи? Три принципа поиска призвания – слушай себя, ищи и пробуй. Прислушиваться к себе, задавать вопросы: что тебе нравится? Какие потребности ты хочешь реализовывать? Затем искать гипотезу и проверять её на практике. Попробовал – спросил себя: это то, что тебе нужно? Зажигается ли внутри огонёк? Если да, углубляемся дальше, если нет – ищем новую гипотезу. Пробуем и снова сверяемся со своими ощущениями. Такой вот процесс длиною всю жизнь. У вопроса «Кем быть?» сейчас нет возраста.

Можно встретить и «врачей от Бога», а иногда найти любимое дело помогает случай. Например, 13-летний датский мальчик Тихо Браге изучал юриспруденцию и однажды увидел полное солнечное затмение. Это событие его настолько поразило, что он по ночам стал изучать звёздное небо и в конце концов стал самым знаменитым астрономом своего времени. Поэтому важно найти свой «коннект» с профессией. Как мы можем определить, находится ли человек на своём месте? Да просто по уровню энергии, которая исходит от него. Горит ли он своим делом, рассказывает ли об этом с интересом, готов ли он решать трудные задачи в том, чем он занимается?

СК: Как снизить страх подростка «войти» в выбранную профессию?

Андрей Белоусов: Конечно, часто подросткам страшно сделать первый шаг. И здесь я рекомендую следующее: «Если тебе страшно, но интересно, то стоит пробовать. А если страшно, но неинтересно, то лучше не начинать».

Мой друг, который пишет картины, недавно сделал картину с надписью No risk, no story. Не рискнёшь – история не случится, её не произойдёт. Не попробовал, не дал этому шанс – всё, на этом всё закончилось, возможно, потом всю жизнь жалеть будешь. Страх – это защитная реакция организма на незнание. Для того чтобы «снизить» градус страха, нужно профессию изучить подробно. Например, родитель может помочь подростку найти человека той профессии, которая интересна ему, и вместе взять у него интервью, чтобы он рассказал о своей работе. Такое живое общение, когда ребёнок узнаёт о реалиях профессии, о плюсах и минусах, подводных камнях даст ему реальное понимание профессии, заряд мотивации, а, возможно, и жизненный ориентир. Такое общение точно не пройдёт бесследно. Конечно, будут те, кто разубеждается в своём выборе, и это тоже результат: лучше осознать это на раннем этапе, чем тратить годы на обучение и затем разочароваться в профессии на практике.

И если вы думаете, что вы «никому не нужны и никто не захочет с вами общаться» – это не так. Вокруг полно отзывчивых людей, готовых поделиться своей историей. В своей деятельности я нашёл уже около 40 профессионалов, которые уделили один час общению с ребёнком, при этом на бесплатной основе. Мой рекорд – я нашёл профи за четыре минуты (написал во «ВКонтакте» спортивному комментатору, и через четыре минуты он прочитал сообщение, дал согласие, и мы с ним сразу созвонились). Поэтому если разошлёте приглашение 20 людям – один точно откликнется. Но важно ценить время профессионала, подготовиться к встрече. Отлично, если такую встречу будет модерировать профориентолог. Дорогу осилит идущий. Важно начинать уже прямо сейчас, чтобы в 11 классе или за неделю до подачи документов не делать выбор из того, что осталось, на что хватило баллов.

СК: Что делать, если подросток выбрал профессию, а родителей она не устраивает?

Андрей Белоусов: Конечно, фактор семьи оказывает большое влияние на выбор профессии. Как раз сейчас пишу об этом статью для своей кандидатской диссертации. Родителям следует не критиковать выбор ребёнка, а проявить уважение, интерес и понять, на чём основан его выбор, сказать: «О, это интересно, а давай изучим эту профессию более подробно, не только плюсы, но и минусы, какие могут быть риски, какие предметы нужно выбрать, в какой вуз поступать». Также вместе проанализировать, что будет с профессией через 10-15 лет. Здесь важно объяснить подростку, что именно он ответственен за свой выбор.

Фото: Свойкировский