Один из ведущих кировских архитекторов рассказал о том, что собой представляет современный Киров, какие проблемы испытывает архитектурное сообщество и что нас ждёт в будущем.
Среди кировских архитекторов Константин Павлов, пожалуй, один из самых заметных. Он автор жилого комплекса «Дымка» - единственного кировского проекта, получившего признание за границами региона за последние много лет. Именно ему принадлежат проекты доброй половины торговых центров, нашумевшего дома на Казанской, 24 и высотки на месте «Алых Парусов».
Константин, как вы стали архитектором? Как к этому пришли?
- Семья у меня такая, архитектурная, - отец архитектор, брат старший тоже. Отец работал в Нижнем Новгороде, тогда ещё Горьком, занимался научной деятельностью в архитектуре, куполами занимался. Он доктор наук. Окружение, которое было у меня в детстве, предопределило выбор профессии. Ничего другого мне не оставалось, как пойти по этому пути. Тем более, что мне самому это нравилось.
Отец преподавал, проектировал купола… А я смотрел работы на вашем сайте, и там в основном торговые и административные здания. Даже складывается ощущение, что все торговые центры в Кирове проектировали вы. Жилых домов очень мало. Это ваш осознанный выбор?
Отец преподавал, проектировал купола… А я смотрел работы на вашем сайте, и там в основном торговые и административные здания. Даже складывается ощущение, что все торговые центры в Кирове проектировали вы. Жилых домов очень мало. Это ваш осознанный выбор?
- Нет. Просто был период, когда в городе были востребованы эти коммерческие и административные объекты. Мы проектировали здание для службы судебных приставов, суды, пенсионный фонд, торговые центры - в какой-то степени, нарабатывали опыт. Дальше, естественно, пошли другие заказы. А основная работа - это жилые дома, там можно фантазировать, делать почти всё, что угодно. И у нас получается. Не даром ведь тот же жилой комплекс «Дымка» получил достаточно престижную награду в Москве.
- Мы часто видимся с другими архитекторами на форумах и регулярно ездим на «Зодчество» (архитектурный форум - ред.) в Москве, ездили на Венецианское биеннале (выставки - ред.) по архитектуре. Да и сама по себе Италия достаточно интересная страна, там есть, чем вдохновляться. Обязательно надо ездить по миру, чтобы видеть новые тенденции в архитектуре. Если ты их пропустишь, то всё - будешь вариться в собственном соку, изобретая велосипед.
А мы вообще сильно отстаём от Европы и мира в архитектуре?
У нас ведь из крайности в крайность. В 70-е мы полностью уничтожали старые постройки в угоду потребностям в жилье, потребностям в административных зданиях, не думая, сносили старые дома, которые формировали облик города. Сейчас мы об этом жалеем и идём уже в другую сторону, теперь весь исторический центр - это охранная зона. Прекрасно, вот только нет различий между памятниками архитектуры и просто памятными местами, которые связаны с каким-то историческим событием или исторической личностью. Это всё памятники и они важны, но степень их воздействия на окружающую историческую среду совершенно разная. Ну как может, скажем, одноэтажный, почти вросший в землю флигель, без особых архитектурных «излишеств» и притязаний, формировать вокруг себя какую-либо стилистику? Он лишь связан с жизнью исторической личности. Он требует внимания, заботы и прекрасно выполненной информационной таблички о том, чем интересен этот дом. Но он не может определять архитектуру и габариты соседних зданий. Перефразируя слова известного персонажа, нашим обществом правят «бухгалтеры», им не до красоты. Кстати, в правилах застройки нет ни слова о выразительности, красоте и пропорциях. Тогда чего же мы хотим?
В Кирове с начала 2000-х нет должности главного архитектора. Это сильно сказывается на развитии города? Такая должность нужна?
- Естественно. Главный архитектор прежде всего реализует выполнение того генерального плана, который принят в городе. Он ответственен за него, как должностное лицо. То есть все проекты, которые создавались, должны были проходить через его руки. Когда я только приехал в Киров, будучи ещё молодым специалистом, главным архитектором был Валерий Петрович Зянкин, и он держал под контролем всё проектирование. Помню даже, сидели вместе, чёркали, рисовали по одному эскизу. Он вникал в каждый проект, работал с архитекторами и сам при этом творил.
Что всё-таки в городе должно быть на первом месте - архитектура или градостроительство?
Много работ уходит в стол? И как вы к этому относитесь?
- Такая работа у нас. Никто не застрахован от того, что она будет сделана, но не будет реализована. В любом случае, это определённый этап в жизни, опыт. С каждой выполненной работой ты повышаешь свой уровень, начинаешь видеть какие-то ошибки и учишься на них. Я не боюсь нереализованных проектов. Потому что любой проект - как ребёнок. Выхаживаешь его, воспитываешь, но если он не вырос, что делать...
Как отслеживаете новые веяния и тренды в архитектуре?
Как отслеживаете новые веяния и тренды в архитектуре?
А мы вообще сильно отстаём от Европы и мира в архитектуре?
- Некоторые говорят, что лет на 20-30, но я считаю, что больше. От США отстаём минимум на полвека. Они в 30-х годах начали строить небоскрёбы, а мы только сейчас осваиваем эти технологии. Хотя в принципе, если бы у нас не было засилья классического формообразования в архитектуре, наша архитектура, наверное, выглядела бы иначе.
Есть дома, построенные по вашим проектам, которыми вы гордитесь и считаете, что через 50-100 лет о них будут рассказывать экскурсоводы?
Есть дома, построенные по вашим проектам, которыми вы гордитесь и считаете, что через 50-100 лет о них будут рассказывать экскурсоводы?
- Хотелось бы так думать. Лично я вижу один такой дом - на Ленина, 89. Модерн. Его надо немного приукрасить и будет совсем хорошо. К сожалению, последние владельцы не очень-то следят за его внешним видом, порой даже закрывают его рекламными вывесками.
Всего один дом?
- Да. Потому что существуют нормы проектирования, которые сейчас требуют от нас определённых жертв. В будущем будет очень сложно оправдаться за сегодняшние решения - почему сделано именно так. Никому не будет до этого дела, а архитектурное решение при дальнейшем проектировании из-за этого сильно пострадает. Понятно, что часть моих построек войдёт в общегородской контекст и будет не более, чем средним уровнем застройки. Я считаю, что это нормально, мир развивается, появятся более совершенные здания. Думаю, всё впереди, мне не стыдно за свои проекты и, на мой взгляд, они все могут в той или иной степени отражать мои творческие притязания и амбиции. Безусловно, есть ошибки и просто компромиссы с существующими нормами.
СНИПы и нормативы можно изменить только на федеральном уровне. А есть то, что наша администрация в силах изменить сама, чтобы архитекторам свободнее работалось?
СНИПы и нормативы можно изменить только на федеральном уровне. А есть то, что наша администрация в силах изменить сама, чтобы архитекторам свободнее работалось?
- Администрация города и создана для того, чтобы облегчать нашу работу. Она берёт на себя рутинную функцию по созданию нормативных документов градостроительного проектирования, правил застройки. Это ведь необходимый инструментарий для преобразования города и его среды. Но сейчас они (чиновники администрации города Кирова - ред.) не то что не помогают, они мешают. В последнее время как раз разгорается этот конфликт.
В Кирове с начала 2000-х нет должности главного архитектора. Это сильно сказывается на развитии города? Такая должность нужна?
- Естественно. Главный архитектор прежде всего реализует выполнение того генерального плана, который принят в городе. Он ответственен за него, как должностное лицо. То есть все проекты, которые создавались, должны были проходить через его руки. Когда я только приехал в Киров, будучи ещё молодым специалистом, главным архитектором был Валерий Петрович Зянкин, и он держал под контролем всё проектирование. Помню даже, сидели вместе, чёркали, рисовали по одному эскизу. Он вникал в каждый проект, работал с архитекторами и сам при этом творил.
Что всё-таки в городе должно быть на первом месте - архитектура или градостроительство?
- Во все времена архитектура и градостроительство были неразрывны, но сейчас их постепенно начали разделять. Возможно потому, что города сильно укрупнились, усложнилась внутренняя инфраструктура, и разобраться одному архитектору - просто невозможно. Поэтому подключились всевозможные службы, которые перетянули на себя одеяло и стали управлять градостроительством. Сейчас из лексикона уходит само понятие «городской архитектор», хотя фигура в наших маленьких городах очень нужная. Вместо этого появилось непривычное слово «градостроитель». Казалось бы, просто поменяли название, а на самом деле утрачивается статус архитектора.
Мы же видим, как у нас город «преображается» - появляются пластиковые окна в исторических домах, остекляют балконы, увеличивают площади квартир за счёт лоджий, изменяя фасады, вешают на них рекламу. А ведь это всё практически преступление. С этим надо бороться и достаточно жёстко. А стоянки! Стоянки во всём мире являются одной из важнейших статей дохода в бюджете города. И не используя это, наша администрация теряет огромный потенциал наполнения бюджета. Я понимаю, что в городском бюджете огромные дыры и не хватает средств не только на перспективные проекты, но и на текущие работы по поддержанию инженерной и транспортной инфраструктуры города, не говоря уж про текущий ремонт. И приходится частично перекладывать это на плечи застройщика. Но я думаю, это тупиковый путь, жить заботами только сегодняшнего дня бесперспективно, надо продумывать общую политику. Конечно, это нелегко.
Вы говорите, Киров - маленький город. Но это не мешает нам «давить» пространство и нагружать коммунальные сети высотками в 25 этажей.
Вы говорите, Киров - маленький город. Но это не мешает нам «давить» пространство и нагружать коммунальные сети высотками в 25 этажей.
- Вообще есть города и поменьше, в которых дома ещё более высокой этажной застройки. Высотные здания стимулируют внедрение новых строительных технологий как в проектировании, так и в строительстве. Если мы будем строить только пятиэтажные дома в кирпичном исполнении, мы так и останемся в 80-х годах. Любое здание включает в себя определённый комплекс технологий и научных знаний различного уровня, основанных как на традиционных, но отточенных до совершенства, так и на новейших, даже революционных технологиях. Поэтому нам надо идти в ногу со временем, учиться проектировать, строить, совершенствоваться с каждым новым объектом. В высотном строительстве есть много преимуществ, это существенная экономия территории там, где она очень ценна. Да и есть участки, где просто необходимы высотные строения. Например, перекрёстки с перспективными видами, создающие вертикальные ориентиры.
Что ожидает город - развитие или деградация?
Что ожидает город - развитие или деградация?
- Здесь много факторов. Самый главный - экономический. Архитектура - это определённого рода индикатор или показатель экономического развития. Если страна, город экономически развит, то и архитектура там очень качественная и интересная. Если город слаб в экономическом отношении, то и архитектура его, соответственно, тоже. Много таких примеров. Наш город один из ярких тому доказательств. А вообще, нам часто ставят в пример Йошкар-Олу.
Там китч какой-то (массовая продукция, рассчитанная на невзыскательный вкус и моду, - ред.).
Там китч какой-то (массовая продукция, рассчитанная на невзыскательный вкус и моду, - ред.).
- Да, это и есть китч. Из-за чего это происходит? Глава администрации сказал: «Вы ничего не умеете, вот сделайте так же, как в Венеции и Голландии. Раз вы ничего не умеете, тогда копируйте».
А где у нас хорошая архитектурная школа? Какой город в России можно привести в качестве положительного примера?
А где у нас хорошая архитектурная школа? Какой город в России можно привести в качестве положительного примера?
- Таких городов много. Любой город-миллионник, в котором есть большая промышленная составляющая, является примером интересных решений. Я родился в Горьком - Нижнем Новгороде, закончил там архитектурную школу, учился у людей, которые строили Горький. Мои учителя - это Бубнов, Самойлов, Коновалов, Худин и, конечно, мой отец, Геннадий Николаевич Павлов. Я могу с уверенностью сказать, что нижегородская архитектура является примером, на который нам можно ориентироваться. А также Казань, Самара, не говоря уж о Москве и Питере. Ещё раз подчёркиваю, экономическое состояние города - показатель развития архитектуры.
То есть это не зависит от конкретного чиновника? Например, главы города?
То есть это не зависит от конкретного чиновника? Например, главы города?
- Есть определённый фактор, но это фактор субъективный.
Почему архитектурное сообщество в Кирове выступает против раскрашивания домов в дымку?
- Про «живопись», которую сделали на домах на Комсомольской. Её, видимо, никогда не уберут. Во всяком случае, у города никогда на это не будет денег. И анти-Обжерин (Алексей Обжерин - один из авторов проекта росписи домов под дымку - ред.), который возьмёт и на какие-то средства закрасит всё это дело, вряд ли появится. Тут надо было сразу думать над тем, как это будет выглядеть через пять лет, когда это начнёт разрушаться - какие краски использовать, какие соотношения красочные. А этот гипертрофированный узор, который сейчас можно увидеть на туалетной бумаге, на банковской карте, - почему-то его ассоциируют с Вяткой. Есть же хорошие мировые примеры - художественные решения росписи домов Хундертвассера, австрийского архитектора, например.
Архитекторы против дымки, но они почему-то не замечают такие процессы, как застройка парка Победы? По сути, в одном квартале с Обелиском Славы будет стоять дом, который выше него в два раза.
Архитекторы против дымки, но они почему-то не замечают такие процессы, как застройка парка Победы? По сути, в одном квартале с Обелиском Славы будет стоять дом, который выше него в два раза.
- У стелы масштаб такой, что её не перекроет даже 50-этажное здание. Она находится на открытом пространстве, её окружает достаточно большая зелёная зона. В этом плане я, конечно, не сторонник того, что будет построено, но если всё законно, возможно, есть какие-то определённые аргументы, что там можно строить.
В городе много архитекторов, но их экспертное мнение не публично. Почему?
- К сожалению, в Кирове как раз не так много архитекторов, и это наша проблема. На полмиллиона населения у нас 25 работающих архитекторов, а ведь среди них не все, кто самостоятельно ведёт проекты, архитектурные бюро вообще можно на пальцах одной руки сосчитать. Да, архитекторы не совсем публичные люди, мы рабочие лошадки, и мы привыкли отстаивать и защищать проекты на экспертных советах в среде профессионалов. Но проекты ещё до их воплощения, как правило, отдаются на суд общественности в виде эскизных концептуальных проектов. На этом этапе как раз важно знать общее мнение. Я думаю, мы к этому идём, пусть и не так быстро. Конечно, не всё проходит гладко, появляются странные проекты, которые выполнены неизвестными авторами. Это, конечно, приводит к определённому негодованию в нашей среде.
В городе много архитекторов, но их экспертное мнение не публично. Почему?
- К сожалению, в Кирове как раз не так много архитекторов, и это наша проблема. На полмиллиона населения у нас 25 работающих архитекторов, а ведь среди них не все, кто самостоятельно ведёт проекты, архитектурные бюро вообще можно на пальцах одной руки сосчитать. Да, архитекторы не совсем публичные люди, мы рабочие лошадки, и мы привыкли отстаивать и защищать проекты на экспертных советах в среде профессионалов. Но проекты ещё до их воплощения, как правило, отдаются на суд общественности в виде эскизных концептуальных проектов. На этом этапе как раз важно знать общее мнение. Я думаю, мы к этому идём, пусть и не так быстро. Конечно, не всё проходит гладко, появляются странные проекты, которые выполнены неизвестными авторами. Это, конечно, приводит к определённому негодованию в нашей среде.
Например, проект кировских маркетологов. Мы в Союзе архитекторов обсуждали эту тему. Общей позиции нет. Есть три позиции внутри - «это плохо», «это очень плохо» и «мне всё равно». Среди архитекторов нет такого мнения, что дымковская роспись в том виде, в котором она представлена на Комсомольской и на Профсоюзной - это хорошо. Была конференция у маркетологов, мы там выступали совместно с коллегами из Союза дизайнеров, дали довольно эмоциональную негативную оценку этому проекту. Но когда администрация взяла на себя ответственность за принятие решения, они посчитали, что обойдутся без нас.
То есть вас не слышат?
То есть вас не слышат?
- Ну почему же? Есть градостроительный совет. Есть художественный совет. Там решение по росписи было отвергнуто, но, к сожалению, они прошли окольным путём (чиновники администрации города - ред.). Это уже из других сфер влияния, на которые мы не можем воздействовать.
Вы бы изменили функционал и состав градостроительного совета, если бы могли?
Вы бы изменили функционал и состав градостроительного совета, если бы могли?
- Градостроительный совет прекрасно справляется со своими обязанностями. Он ведь является совещательным органом. На основании его решения глава администрации принимает и своё решение.
И как часто прислушивается?
И как часто прислушивается?
- В 99% случаев. На моей памяти есть только один пример, когда позицию совета не учли. Это было в 2000 году, когда мой объект - церковь Святого Пантелеймона Целителя - был воспринят очень неадекватно и произошёл конфликт. Градсовет посчитал, что там должен быть торговый центр, но глава города принял решение, что на этом месте должна быть церковь. Я считаю, что это было трудное, но правильное решение.
Строительство этой церкви оплачивал «Прокоп» (осуждённый предприниматель, криминальный авторитет - ред.)?
Строительство этой церкви оплачивал «Прокоп» (осуждённый предприниматель, криминальный авторитет - ред.)?
- Не знаю, у меня всё заказывали официально. Лично я с ним не общался.
На последнем градсовете рассматривалось строительство шести 26-этажных домов на Московской, в районе Метрограда, это хорошо для города? Вы его одобрили?
- Это проект-концепция, во-первых, и мы его уже рассматривали на рабочей группе, дали свои предложения. Во-вторых, повышение этажности башен произошло из-за особенностей рельефа и снижения этажности стилобата (верхняя часть основания обычно ступенчатого здания, подножие колоннады - ред.), за счёт этого башни и подросли на один этаж, чем выровняли силуэт высотной застройки.
Тот район каждое утро и каждый вечер стоит в пробках. Эти дома могут усугубить ситуацию?
Тот район каждое утро и каждый вечер стоит в пробках. Эти дома могут усугубить ситуацию?
- В администрации разработан проект развития дорожно-транспортного узла улиц Воровского и Московской, который включает в себя расширение дорожного полотна, транспортную развязку вплоть до дублирующей магистрали. Но это всё в перспективе, насколько это будет своевременно выполняться - вопрос к администрации.
А сами вы где живёте?
А сами вы где живёте?
- В центре. На Труда.
В Киров вы попали по распределению?
В Киров вы попали по распределению?
- Да.
Где видите себя в будущем? В каком городе?
Где видите себя в будущем? В каком городе?
- Из Кирова я не планирую переезжать.
Что посоветуете молодым архитекторам - книги, фильмы?
Что посоветуете молодым архитекторам - книги, фильмы?
- Архитектуру надо изучать с азов. Во-первых, это история архитектуры, есть большие энциклопедические издания в Герценке. Надо понимать, как архитектура развивалась. Любое здание, что сейчас строится и построено, - это накопление опыта того, что было раньше. Цивилизация развивается, и вместе с ней развиваются взгляды на ту или иную деятельность. Появляются технологии - появляется новая архитектура. Когда бетон появился, железобетон, - появилось стекло в больших форматах, пришли другие архитектурные решения. Ну и самое главное, если человек хочет стать архитектором, он должен быть творческим человеком. Надо в совершенстве владеть любым инструментом - от карандаша до компьютера.
Назовите три лучших здания в городе с точки зрения архитектуры.
Назовите три лучших здания в городе с точки зрения архитектуры.
- Здесь я не могу не разделить Вятку и Киров. Топ-3 Вятки: Храм Александра Невского,
церковь Рождества Иоанна Предтечи и особняк Булычёва. Топ-3 Кирова: здание Диорамы (точнее, её облик до 2000 года), Художественный музей и реконструкция ЦУМа.
А ТОП-3 ваших работ?
церковь Рождества Иоанна Предтечи и особняк Булычёва. Топ-3 Кирова: здание Диорамы (точнее, её облик до 2000 года), Художественный музей и реконструкция ЦУМа.
А ТОП-3 ваших работ?
- Я считаю, что это дом на Ленина, 89б, ЖК «Дымка» и здание Областного суда на Спасской, 63.