Мебельных дел мастер рассказал, почему лучше восстанавливать мебель, чем выкидывать её, и как можно воссоздать историю предмета через реставрацию.
Молодой реставратор мебели с десятилетним опытом работы в Испании - большая редкость для Кирова. Почему Константин Колпаков решил вернуться на малую родину и открыть здесь свою мастерскую, какие вещи реставрируют кировчане, почему никто не заказывает арабские потолки – об этом и о многом другом мы поговорили с мастером-реставратором в перерыве между его рабочими делами в мастерской.
Константин, как получилось, что ты оказался в Испании в качестве подмастерья, будучи молодым парнем?
- Меня всегда привлекала работа с деревом, и даже моё самое первое место работы в Кирове – это была мебельная фабрика. Как раз в этот период мне поступило предложение поехать в Испанию и заняться изготовлением и реставрацией мебели под руководством опытного мастера. Я понимал, что такую возможность нельзя упускать. В итоге я задержался в Испании на целых 10 лет.
Как тебе там работалось?
Как тебе там работалось?
- Замечательно. Там спокойная доброжелательная атмосфера, никто никуда не спешит. У моего мастера была своя фирма, было много заказов.
Тогда почему ты вернулся в Киров?
Тогда почему ты вернулся в Киров?
- Если честно, я не планировал возвращаться, но кризис, который наступил в Испании, лишил нас заказчиков, с работой стало туго, и тогда я принял решение вернуться на родину.
Ты столько лет занимался восстановлением старинной испанской мебели. Наверняка есть удивительные истории, связанные с реставрацией.
Ты столько лет занимался восстановлением старинной испанской мебели. Наверняка есть удивительные истории, связанные с реставрацией.
- Любую реставрацию бери – везде история до слёз. Испанцы вообще не выбрасывают деревянную мебель, они её реставрируют, и она служит многим поколениям. Однажды к нам обратилась женщина с заказом по восстановлению старого шкафа, который ей достался от отца. Честно говоря, он был в таком ужасном состоянии, что правильнее было бы его сжечь. Но она была непреклонна – пришлось взяться за работу. Когда я реставрировал шкафчик, на внутренней стороне дверцы увидел какие-то цифры, написанные от руки. Мы их сохранили и потом показали клиентке. Она, когда увидела, сразу сказала, что это папин почерк – он при жизни составлял карты и везде писал ширину, долготу… Она была очень растрогана, для неё это было как привет от папы.



- Тут всё просто, на самом деле. Если я не хочу реставрировать данный предмет, то я не возьмусь за него, а причину могу назвать любую – «невозможно», «дорого» и т.д. А если я беру вещь на реставрацию, то в каком бы состоянии она не была – я её восстановлю. Отреставрировать можно всё. Примеров огромное количество, просто людей таких очень мало (улыбается).
Сколько времени уходит на один предмет?




Работа в Испании тебя изменила?
- Конечно. Я стал на мир смотреть по-другому. Встреча с мастером и последующая работа с ним поменяли мою жизнь на 180 градусов. Отношение к вещам стало очень глубоким. Вообще жизнь в той среде научила меня понимать смысл старых вещей, их ценность и то, как они влияют на склад мышления будущих поколений.
Сейчас ты работаешь в Кирове. Какие особенности российской глубинки отметил для себя в плане реставрации?
Сейчас ты работаешь в Кирове. Какие особенности российской глубинки отметил для себя в плане реставрации?
- Во-первых, в России в принципе не принято реставрировать мебель, так как люди попросту не знают, что можно сделать со старыми вещами. Кто-то отказывается от реставрации, потому что это довольно дорогое удовольствие. Чем изящнее вещь, тем сложнее работа, и, соответственно, дороже реставрация. Во-вторых, Киров – это всё-таки провинциальный город и здесь меньше людей, готовых платить за восстановление старых вещей.
Почему же ты принял решение вернуться в Киров, а не остановиться, например, в Москве, где больший спрос на вашу профессию?
Почему же ты принял решение вернуться в Киров, а не остановиться, например, в Москве, где больший спрос на вашу профессию?
- Киров – моя родина, а дома, как говорится, и стены помогают. Поэтому я решил начать свой новый жизненный этап именно с Кирова. Потом, возможно, будет Москва и, кто знает, снова Испания…
Считается, что работа реставратора – грязная и сложная. Мебель, как правило, привозят в ужасном состоянии, порой приходится иметь дело с клопами. Как ты себя чувствуешь в этой специальности?
Считается, что работа реставратора – грязная и сложная. Мебель, как правило, привозят в ужасном состоянии, порой приходится иметь дело с клопами. Как ты себя чувствуешь в этой специальности?
- Я себя ощущаю как хирург, который делает операцию. Да, многие вещи очень старые и мои помощники иногда говорят, что проще это выкинуть и сделать новое. Но наша работа в том и заключается, чтобы восстановить историю. По большому счёту, отреставрировать можно всё. Ну, или почти всё (улыбается).


Почти всё… Значит, всё-таки есть вещи, которые «не поддаются» восстановлению?
Сколько времени уходит на один предмет?
- Сложно сказать. Свой самый первый заказ в Кирове я делал три месяца – это было трюмо. Иногда со стулом можно неделю провозиться, а иногда шкаф за день сделаешь.
В Кирове встречались интересные старинные вещи?
В Кирове встречались интересные старинные вещи?
- Как раз мой первый заказ – это было старинное трюмо, привезённое из Питера. Заказчица хотела реставрировать его под прованс. В процессе выяснилось, что зеркало – это одна история, а нижний шкаф – совсем другая, то есть прошлые хозяева просто соединили две разные вещи. Причём у зеркала был редкий вид дерева, из него делают только шпон, дерево растёт 800 лет и очень редко используется. Я пытался убедить клиентку, что покрывать такое дерево под прованс нецелесообразно. Но она была настойчива – только прованс. Тогда я покрыл шпон слоем прозрачного грунта, а сверху – белая эмаль под прованс. Так что, в случае чего, эмаль можно убрать, а там редкий шпон «спрятан» под прозрачной эмалью.
Какая вещь стала для тебя самой сложной в процессе реставрации?
Какая вещь стала для тебя самой сложной в процессе реставрации?
- Наверное, самые сложные работы были в самом начале моей деятельности в Испании, когда тебе дают предмет, которому больше 100 лет и говорят, что завтра начинается его реставрация и нельзя «накосячить». Появляется огромный страх, и ночь перед работами - самая тревожная и волнительная, ты размышляешь, перебираешь в голове варианты того, что может произойти, если вдруг что-то не будет получаться. Затем начинаешь делать то, что тебе говорит учитель, делаешь это постепенно, шаг за шагом. Как ни удивительно, всё получается: в один день чуть лучше, в другой хуже... И так идёт процесс реставрации, от одной мысли о которой ты когда-то приходил в ужас. Все эти переживания приносят столько положительных эмоций и энергии, что тебе хочется переживать их снова и снова, и ты уже идёшь сознательно на то, чтобы взяться за следующую сложную работу.
Некоторые реставраторы говорят, что старинные вещи разговаривают с мастером в процессе работы…
Некоторые реставраторы говорят, что старинные вещи разговаривают с мастером в процессе работы…
- Да, есть такое (улыбается). Я чувствую энергетику, которая идёт от вещи. И в процессе работы наступает момент, когда я получаю полную информацию о ней. Это само приходит, как-будто открывается некий поток. И я с 90% точностью могу рассказать всю историю данной вещи.
Такое возможно с любой вещью или только старинная мебель «разговаривает»?
Такое возможно с любой вещью или только старинная мебель «разговаривает»?
- Абсолютно с любой. Недавно принесли очень интересный стул. В процессе осмотра я как бы проживаю процесс реставрации и в этот момент начинается «диалог» с этим стулом. Я записываю всю информацию, которая мне пришла, и потом рассказываю заказчику историю стула. Он всё подтвердил.


Реставрация – удовольствие не из дешёвых. Сколько это стоит?
- Тут всё зависит от запроса клиента и от состояния самой вещи, поэтому сложно назвать цифры. Но есть вещи, абсолютно незнакомые не только для нашего города, но и для страны. Так, например, я делаю арабские потолки. В мире всего человек пять этим занимаются. Это очень дорогая конструкция деревянного потолка, стоимость которой начинается с 1000 евро за квадратный метр.
Ты реставрируешь мебель для себя?
Ты реставрируешь мебель для себя?
- Да, я делаю и реставрирую мебель для себя и своих друзей. Для себя я беру вещи самые необычные, их немного, но это часть коллекции, которая будет собираться на протяжении всей моей жизни. Что-то будет меняться, дариться, продаваться, но коллекция уже существует и постоянно пополняется. Хочу создать весь интерьер из натурального дерева.
Во время работы над мебелью что тебя вдохновляет? Может быть, ты слушаешь какую-то особую музыку.
Во время работы над мебелью что тебя вдохновляет? Может быть, ты слушаешь какую-то особую музыку.
- По настроению. Иногда слушаю аудиокниги, иногда – классическую музыку. А вот красить люблю под заводную музыку.
А что есть в твоей жизни помимо реставрации?
А что есть в твоей жизни помимо реставрации?
- Любимая супруга. Мы любим вместе путешествовать. Я жалею, что мало где был в России, хотя Испанию всю исколесил. Поэтому планирую посмотреть свою страну.
А кем бы ты мог стать, если бы не профессия реставратора?
А кем бы ты мог стать, если бы не профессия реставратора?
- Может быть, стал бы архитектором. Или танцором.
Любишь танцевать?
Любишь танцевать?
- Только дома, для себя.

От чего ты бы хотел избавиться, но пока не получается?
- Наверное, от стеснительности. Я очень стеснительный, но сейчас работаю над собой. Трудно жить, когда всего стесняешься.
Если бы про твою жизнь сняли фильм, какой это был бы жанр?
Если бы про твою жизнь сняли фильм, какой это был бы жанр?
- Наверное, исторический. У меня даже есть задумка написать книгу «История одного мастера». Я уже пять лет собираю материал: везде, где езжу, записываю свои мысли.
Как думаешь, любой человек может стать реставратором или нужен особый дар?
Как думаешь, любой человек может стать реставратором или нужен особый дар?
- Если есть желание, научиться можно всему. Я уверен, что если что-то однажды кем-то сделано, то это может быть повторено.