Как не разрушать свою жизнь. Олег Коев о самореализации и рецепте счастливых отношений с детьми

Порой, чтобы пройти через тернии к звёздам и найти своё предназначение, приходится проделать длинный путь. Это может занять долгие годы накопления опыта, и в результате человек обретает гармонию, счастье и своё истинное призвание. Так случилось и с новым героем спецпроекта «ПоговорИИм» – тренером, коучем, основателем Детской кузницы кадров «ЛигА» Олегом Коевым.
О том, как из мальчишки, у которого не было интереса к учёбе, превратиться в успешного коуч-тренера, какие качества нужны для счастливой жизни, где черпать энергию, когда её нет, и что даёт детям кузница кадров «ЛигА», читайте в интервью.

Напомним, все вопросы, кроме одного, для спикера придумывала нейросеть. После интервью собеседнику предстоит отгадать, какой вопрос составил журналист.

– Человек, который берёт на себя обязанности коуча, как правило, сам проходит довольно сложный духовный путь. Расскажите, с чего вы начинали?

– Ещё в школе я чувствовал внутренние резервы. Система образования и вуз особо не занимались раскрытием моего потенциала, но мне было интересно понять, в чём моё предназначение. После школы начал изучать психологию, философию, пробовал работать в разных сферах. И таким методом проб пришёл к тому, что моя главная задача – заниматься саморазвитием, психологией, потом нашёл коучинг как инструмент. Как по наитию понял, что ничего другое уже делать неинтересно – мне важно поддерживать людей и помогать им справляться с трудными жизненными обстоятельствами.

– Детство помогло воспитать в вас характер? Какие у вас были отношения с родителями?

– В детстве и подростковом возрасте я поверхностно относился к учёбе. Больше это был спорт, общение с друзьями, театральный кружок. Всё это повлияло на формирование характера – смельчака, который может залезть в какие-то истории. Отец выступал в роли выравнивателя – дисциплина, порядок, по жизни он всегда работал руководителем, поэтому составляющая назидания присутствовала. Как бы жёстко он ни воспитывал, бунтарский дух во мне сохранился.

Мама всегда это быт, уют, а папа больше по коммуникативной линии. Мне передался этот навык, потому что у нас всегда было много гостей и общения.

– Связано ли ваше образование с психологией?

– В детстве у меня была тяга к театру, я хотел быть актёром. Но меня отец отговорил, поэтому я туда не пошёл, хотя интерес к актёрству сохранился. Искал, как себя проявить в этом мире, экспериментировал, пробовал себя в рекламе, стройке, бизнесе, но моё – это психология, поэтому поиск всегда продолжался. Детские интересы к театру сыграли свою роль, рано или поздно я вернулся в эту составляющую – сцена, работа с людьми и большими аудиториями. В итоге я получил управленческое образование, а потом обучился коучингу.


– Какие книги, фильмы или события оказали наибольшее влияние на формирование вашей личности?

– Я всегда любил смотреть фильмы. Раньше, когда в 90-е годы появился видеомагнитофон, это были боевики, единоборства, Джеки Чан. Я много спортом занимался: единоборствами, лёгкой атлетикой. Потом начал смотреть фильмы со смыслом, например, картина «Целитель Адамс» с Робином Ульямсом, где человек находит предназначение и вопреки препятствиям проявляет себя, создаёт свой медцентр. Или «Всегда говори «Да» с Джимом Керри, где главный актёр превращается из обычного офисного клерка в активного и успешного человека. В общем, меня вдохновляют фильмы, в которых показана трансформация личности.

Ну и, конечно же, книги. В школе я их не особо читал, а когда увлёкся психологией, то в читальном зале любимой академии перелопатил огромное количество литературы. Среди ключевых, которые на меня повлияли, это Стивен Кови «Семь навыков высокоэффективных людей», Тия Александер «Год 2150», Сергей Лазарев «Диагностика кармы» и ещё несколько десятков мощных и вдохновляющих книг.

– А вы сами хотели написать книгу?

– Да, у меня была такая мысль. Но когда начинал писать, понял, столько уже книг вокруг, столько уже всего переписано… И написал мини-книгу – программу игровых тренингов, долгие годы перерабатывал материалы и всё это зашил в обучение: даю людям ценные знания и помогаю развить полезные навыки.

– Расскажите о себе и своём опыте работы с детьми. Как вы пришли в эту сферу?

– Детей я всегда любил, и они ко мне тянулись. Когда ездил на какие-то мероприятия, дети вокруг меня всегда были, и я к ним отношусь с большой любовью и пониманием. Когда начал вести тренинги, сначала работал со взрослыми, а потом фокус начал смещаться на детей. Именно в этом возрасте формируются все травмы, боли, недопонимание взрослого мира. В тренингах я уже 12 лет и лет шесть я работаю с детьми по всей стране. Они охотно включаются в работу и ценят поддержку.


– В чём заключается ваша роль как наставника и коуч-тренера?

– Как тренер я провожу групповые тренинги, мы много играем, делаем упражнения, подаю теорию и практику. Коучинг – это индивидуальная работа с каждым ребёнком, когда мы вскрываем проблемы, которые у него есть, о которых он особо никому не рассказывает, и находим инструменты решения: формируем цели, выстраиваем стратегию жизни, чтобы у ребёнка был свой план, способы достижения целей, мотивация. Всё это сопровождается обязательной обратной связью, контролем. В коучинге задача не научить ребенка, а помочь ему прийти к ответам, переосмыслению и пониманию. А наставничество – это сопровождение, но я стараюсь больше не советы давать, а помочь ребёнку самому прийти к пониманию. Дети очень способные, главное, дать им правильные технологии.

Взрослые очень трудно меняются. Когда человек дожил до 40 лет, работал на нелюбимой работе, ему очень тяжело что-то поменять в жизни. Хотя много и таких людей, которые говорят: «Мне трудно, я живу не своей жизнью, не люблю эту работу, отношения непонятные». И мы начинаем в корне менять жизнь.

– Какие качества и навыки вы считаете наиболее важными для успешной карьеры и счастливой жизни?

– Тут два понятия: «успех» и «счастье». В современном мировоззрении успех – это деньги, но в более широком смысле это «когда я успеваю жить», проявляюсь в социуме, у меня есть любимая работа, занимаюсь своим здоровьем, развиваю ум и строю конструктивные отношения. Здесь главное качество – целеустремлённость. У большинства людей очень низкая планка по целям. Надо шире смотреть, не только на материальное, а чтобы ты проявлял себя в мире, реализовывал себя. Успех – это когда у человека все сферы жизни в балансе.

И главная составляющая счастливой жизни – умение радоваться. В современных реалиях у людей очень много негатива, недовольства и претензий, поэтому важно научиться радоваться жизни, каждому дню, благодарить людей, дарить комплименты. Как раз на тренингах мы перестраиваем модель мышления, помогаем людям начать мыслить более конструктивно и, соответственно, перейти на другой, более качественный уровень жизни.

– Где черпать энергию, когда кажется, что эмоциональное выгорание уже близко?

– Здесь проблема не где брать энергию, а как её не терять. Есть притча, моя любимая: человек путешествовал по миру, в горы, пустыни, искал энергию, места силы, пытался наполниться. Он забрался на самую высокую гору и от отчаяния закричал: «О Боже, дай мне сил, энергии, сколько уже можно». И сверху голос говорит: «Я тебя каждый день наполняю, но ты же протекаешь». Поэтому важно не выгорать, не терять энергию, не быть дуршлагом. Даже если ваша работа вам не нравится, попробуйте найти в ней какие-то новые смыслы (ради чего) либо поменяйте её.

Часто люди сидят не на своих местах и выгорают. Мне очень нравится моя работа, я обожаю помогать людям, поддерживать их в трудных ситуациях. Идёт мощный обмен энергией и нет выгорания. Когда я полтора года ездил в Якутию, то работал по 12-14 часов без выходных и не выгорал.


– Среди тем, которые вы поднимаете на тренингах, есть и семейные отношения. Какие основные принципы и подходы вы используете в своей работе с детьми и семьями?

– У меня одна стержневая линия, она и в продажах, и в организационной корпоративной культуре, и в личных отношениях – всё начинается с себя. Главный подход, который я транслирую, – «изнутри наружу». Прежде чем построить хорошие счастливые отношения, разберись в себе. Часто люди бегут от себя – в работу, в отношения. А здесь надо бы сделать «стоп», пересмотреть свои ценности, желания, разобраться в себе. Когда ты порядок наводишь, то и отношения становятся более открытыми, честными.

Важно заниматься саморазвитием, а не просто зарабатывать, ходить на работу, а делать всё осмысленно. «А зачем?», «Для чего?» – это важные вопросы. Чтобы построить счастливые отношения, нужно проявлять искренность, честность. Мы часто ходим в масках, например, на работе. Но долго её не проносишь, дома она слезает очень быстро и тогда всё открывается. Поэтому важно на работе, дома отслеживать себя, свои поступки и последствия.

Бывает так, что родители правильные и хорошие, а ребёнок у них оторва. Тогда надо смотреть, что взрослые подавляют в себе или в детях. Пример у меня был в практике: мама работает в медицине, дома всё стерильно, ходят в бахилах и результат – дети аллергики, эмоционально неуравновешенные. Мама находится в жёсткой крайности – деспот-тиран, а дети в модели жертвы. Очень хорошо работает принцип пружины – когда вы слишком сильно давите, потом пружина выстреливает. В данном случае психика детей не справляется с давлением мамы.

– Какие взаимоотношения и ценности в вашей семье?

– Начнём с наших отношений с женой. Сейчас у нас главная ценность – саморазвитие, я долгие годы работаю над собой, и она уже тоже втянулась, начала заниматься творчеством, читает, медитирует. Друг друга мы очень хорошо прокачиваем.


С детьми – дочке 4 года, сыну 7 – у нас есть чёткое правило по телевизору и гаджетам: проснулись, минут 30 смотрим телевизор – сначала советские мультики, а потом – остальные. В течение дня совместный труд. Потом 30 минут игры на телефоне. При этом чётко следим за временем и приучаем к умеренности. Например, мы сажали деревья, ребёнок просился поиграть в телефоне, мы ему сказали: «Сначала дела поделаешь, а потом приз». И он начал активно бегать и помогать, у него появилась мотивация, понимание, что сначала он хорошо поработает, а потом сможет поиграть в телефоне. Мы с супругой сами постоянно находимся в труде: в будни реализация в социуме, в выходные – работа на своей земле и помощь родителям. Постоянный труд – лучший пример для детей.

– Олег, расскажите, как родилась Детская кузница кадров «ЛигА».

– Детская кузница кадров – это апогей всей моей жизни. Работая со взрослой аудиторией, понял, что людям после 30 лет трудно менять свою жизнь и даже у подростков к концу школы уже отсутствие целей, инфантильность и неумение строить отношения. Поэтому я сейчас сфокусировался на возрасте детей от 10 лет, чтобы помогать им осознанно проходить учёбу, повышать мотивацию, чтобы взрослые не заставляли их: «Иди учись, 9-й класс, нужно выбрать профессию». Наша задача – помочь ребёнку сформировать насмотренность, дать попробовать себя в разных профессиях, поработать с разными наставниками, коучами, предпринимателями, экспертами, чтобы ребёнок уже в школе получил практический опыт. Тогда не будет проблем, куда пойти, какую выбрать профессию – мы поможем за несколько лет прожить, прочувствовать разные роли.

Главная задача «кузницы» – сформировать гармоничного лидера, чтобы ребёнок проявлял себя, мог отстаивать свои интересы и работать в команде. Большая проблема в том, что дети не умеют слаженно работать в команде. Например, в наш бизнес-лагерь приходят ребята, все по отдельности замечательные и классные, а вместе они плохо ладят.

– Как проходят занятия? Как дети взаимодействуют с экспертами и предпринимателями?

– Занятия проходят раз в неделю, по воскресеньям после обеда, чтобы дети были свободны от секций и кружков. Раз в месяц я провожу с ребятами индивидуальный коучинг о формировании осознанной модели жизни, своего стратегического плана развития, чтобы они видели себя на 5-10 лет вперёд. Также раз в месяц проводим групповые тренинги по командной работе, лидерству, целям, ресурсности, учимся решать конфликтные ситуации. Кроме того, регулярно работает профориентолог, и мы понимаем склонности, интересы ребёнка. Ещё одна важная составляющая – встречи со спикерами-предпринимателями, которые в формате игры делятся своим опытом. Также водим ребят на экскурсии на предприятия, чтобы они понимали работу изнутри.


– Как вы оцениваете работу и подводите результаты?

– Результат – это когда у ребёнка есть чёткий план, по которому он действует, с обратной связью, контролем. Когда школьник учится, его постоянно заставляют родители, говорят «надо», «должен», чтобы, условно, построить успешную карьеру. И вот в этом случае у ребёнка мотивации очень мало. А когда мы разрабатываем с ним личную стратегию, когда он сам это генерирует, то у него горят глаза, проявляется активная позиция, улучшаются отношения в семье.

Простой пример: обратились родители, у которых сын хочет быть блогером, а они против. Мы с ребёнком работаем над его мечтой и через блогерство понимаем, что нужно работать над собой, – оказывается, надо хорошо учиться, изучать языки и другие науки. Таким образом, формируем яркую интересную цель, которая мотивирует. Для родителей самый главный результат – когда ребёнок самостоятельный, ответственный, осознанный. Измерить это непросто, но это видно по отношениям. В эту игру я включаю и родителей, потому что ребёнок крылья расправляет, но родители по старой программе продолжают его «клевать», предъявлять претензии, поэтому важна единая среда.

После интервью Олег Коев попытался отгадать, какой вопрос придумал журналист.

– Я предполагаю, что журналист придумал первый вопрос: «Человек, который берёт на себя обязанности коуча, как правило, сам проходит довольно сложный духовный путь. Расскажите, с чего вы начинали?»

К сожалению, ответ оказался неверным. Сотрудник редакции придумал вопрос: «Детство помогло воспитать в вас характер? Какие у вас были отношения с родителями?»

Узнать подробнее о Детской кузнице кадров «ЛигА» и записаться на тренинги к Олегу Коеву можно в личных сообщениях и в группе «ВКонтакте».

Фото: Олег Коев
Erid: LjN8KQ85W, реклама, ИП Коева Анастасия Сергеевна, ИНН 432901214146, https://vk.com/ligadeti