Выборы Ремонт дорог Дело Никиты Белых Отопление
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Интервью
  • Иван Жуков: «Бывает, когда мода доходит до Кирова, артиста уже не существует»
Иван Жуков:

«Бывает, когда мода доходит до Кирова, артиста уже не существует»

Автор:
14 марта 2017, в 16:29
Просмотров: 2366

Арт-директор GAUDI - о современном концертном бизнесе, круговороте денег и музыкантах, которые никогда не приедут в Киров.

В Кирове ежегодно проходят сотни концертов. К нам с гастролями приезжают современные музыканты, звёзды 90-х, цирковые артисты, а также известные актёры и поэты. Но многих зрителей всё равно мучает вопрос: почему не все кумиры заглядывают в Киров? Ясность в этот вопрос внёс человек, который знает всё и даже больше о закулисной жизни звёзд. Арт-директор GAUDI Иван Жуков рассказал о кировской музыкальной моде, тусовках и гонорарах артистов.

Иван, расскажи, как ты попал в концертную индустрию? Как давно этим занимаешься, с чего всё начиналось?
– Всё началось, когда я ещё учился на втором курсе колледжа ВятГГУ. Мне не было 18 лет, а в кировских клубах всегда было строгое правило – несовершеннолетних не пропускать. Все одногруппники постарше отдыхали там, а я пару раз пытался схитрить, но службы охраны меня дальше входа не пускали, требуя паспорт. В годы учёбы я был активистом и состоял в студенческом совете. У нас с некой периодичностью в университете и колледже проходили вечеринки, и я загорелся мыслью попробовать организовать одну из таких самостоятельно.
Я досконально изучил информацию на разных интернет-ресурсах, и, поняв основные аспекты, пришёл к декану нашего факультета с предложением сделать студенческую вечеринку для колледжа. После первой я втянулся, сначала устраивал их раз в три месяца, а потом уже вышел на уровень вуза. Моя первая вечеринка для ВятГГУ прошла 6 октября 2011 года и собрала 1200 человек – полный аншлаг. И с того времени за мной закрепилось звание организатора самых крупных вечеринок в Кирове. За всё время работы в этой индустрии я создал сотни глобальных мероприятий, которые собирали тысячи людей. Студенческие вечеринки дали старт проекту «Межвуз», и в 2012 году там был установлен рекорд посещаемости вечеринки – 1 731 гость. Потом этот проект пережил ребрендинг и стал называться «Общага 69». Мне кажется, трудно найти студента, который хотя бы раз не побывал на этих вечеринках.
В 2013 году мне поступило предложение организовывать мероприятия в клубе «Gaudi Hall» (теперь GAUDI – ред.), а потом и занять должность его арт-директора. В мою работу входит организация концертов, ночных мероприятий и курирование проектов как арендных, так и собственных. В общем, всё, что происходит в GAUDI – проходит через меня. Ещё будучи студентом, я точно понял, что организация вечеринок мне не только нравится, но и приносит хороший доход. Есть же поговорка: лучшая работа – это высокооплачиваемое хобби. Я бы не сказал, что организацией мероприятий заниматься тяжело, просто здесь, как и везде, бывают свои сложности, которые лично мне интересно решать. Могу сказать только одно: пока я лишь специалист, а не профессионал, потому что до федерального уровня ещё годы работы.
Иван Жуков: «Бывает, когда мода доходит до Кирова, артиста уже не существует»

Ты говорил про «высокооплачиваемое хобби». Неужели организация концертов в Кирове – прибыльный бизнес?
– Прибыльный – понятие достаточно относительное. Оно обозначается желанием работать. Если организатор хочет получать деньги от мероприятия – он получает. Но есть и убыточные мероприятия, часто это зависит и от формата заведения.
Пережиток 2015 года расставил все точки над «i», когда стало понятно - клубы в нашем городе уже не актуальны. Сейчас людям гораздо интереснее проводить время в барах, лаундж-кафе и кальянных. В общем, формат отдыха очень изменился.Таких понятий, как рейв-вечеринки с диджеями, которые раньше собирали тысячи человек, больше нет. Осталось, конечно, несколько имён с радио Record, которые ещё собирают танцполы, но понятие диджеинга уже себя изживает, причём не только у нас, но и в миллионниках. Соответственно, если не актуальны диджеи, значит, и вечеринки тоже. Интересны концерты, но концерты – это события. Поэтому GAUDI произвёл ребрендинг, превратившись из клуба в событийную площадку.
Возвращаясь к вопросу заработка в этом бизнесе, хочу сказать, что он есть, и неплохой. Но вопрос в том, как ты будешь распоряжаться своими деньгами. Берёшь рискованные проекты – плюс может быстро превратиться в минус, аккуратно ведёшь бизнес – тоже есть вероятность прогореть. Если бы мы знали, что такое на сто процентов успешный проект, то здесь бы уже не жили и не работали. Скажу просто - мы в Кирове не купаемся в деньгах, но и не бедствуем. Всё зависит от желания и рисков, я в этом уверен.

Наш город не отличается особым разнообразием концертов. Кто из звёзд шоу-бизнеса к нам никогда не приедет, на твой взгляд?
– Например, Баста или «Ленинград». Они даже не рассматривают Киров, потому что для них наш город – провинция. Мы не миллионник, у нас, наверное, даже 500 тысяч человек нет, потому что все разъезжаются. Да и для таких известных артистов даже нет площадок в Кирове. Разве что Олимп-Арена в Кирово-Чепецке.
Хотя, если подумать, любого артиста можно привезти, только цена вопроса будет уже другой. Но готовы ли будут люди платить круглую сумму за такие проекты? Билет будет стоить далеко не дёшево. Да и мне кажется, кто хотел послушать любимого исполнителя живьём, тот уже съездил в другие города.
Кстати, ходит много слухов каждый год по поводу приезда Басты и «Ленинграда». Промоутеры бьют себя в грудь, бронируют даты, но на дворе 2017 год, а музыкантов как не было, так и нет. Поэтому пока я не увижу их здесь в гримёрке перед концертом, не поверю, что они приезжают.

Организация концертов – это своего рода искусство и в то же время тяжёлый труд со своими нюансами. С какими подводными камнями и неожиданностями ты сталкивался?
– Самая большая трудность – сбор аудитории. Никогда достоверно не известно, как будут продаваться билеты. Есть артист, у которого хорошая ротация на радио и в СМИ, и кажется, что билеты на его концерт разойдутся как горячие пирожки, но этого не происходит. Поэтому нужна реклама, хитрости, чтобы привлечь как можно больше аудитории. У каждого проекта есть рекламная кампания и стратегия, и уже после мероприятия понимаешь, где были ошибки, а где выбил страйк. Если всё грамотно решить, трудностей не возникает. Но на моей памяти нет ни одного концерта, который бы прошёл легко и просто.
Второй момент – доставка артистов в наш город. Как ни крути, мы – провинция, авиасетка у нас не налажена так, как хотелось бы, и зачастую трудно привезти артиста день в день. Как правило, у популярных музыкантов расписаны все выходные, да и будни тоже. Бывает так, что концерт проходит в субботу, а в этот день либо нет самолёта, либо он прилетает в одиннадцать вечера, а концерт нужно делать в шесть. То есть ты уже понимаешь: чтобы этого артиста доставить, нужно придумать другой вариант трансфера.
На моей памяти было достаточно курьёзных моментов, связанных с отменами рейсов. В такие моменты ты идёшь на какие-то хитрости, уступки артисту, договариваешься, чтобы он из Москвы летел в Казань, а из Казани на такси в Киров. Например, самый рискованный момент был в декабре с австрийскими Global Deejays на трёхлетии GAUDI. Так получилось, что их рейс отменили из-за нелётной погоды: четыре часа до концерта, но физически ничего нельзя сделать. Мы рассматривали разные варианты, от чартерных рейсов до вертолётов, но всё впустую. Тот концерт пришлось перенести ровно на неделю.
Открою тайну, мы за 30 минут до выступления поэтессы Ах Астаховой в Театре на Спасской не знали, успеет она доехать или нет. Ирина опоздала на самолёт до Кирова, поэтому сначала купила билет до Казани, и уже там её встретил водитель и доставил в наш город.

Каким концертом или другим мероприятием ты больше всего гордишься?
– Лично для себя отмечу концерт Макса Коржа, который прошёл в 2013 году. Он уже на тот момент был интересным артистом как для меня, так и для жителей Кирова. Концерт тогда прошёл с аншлагом, было много энергетики и драйва, поэтому я ещё долго получал позитивные отзывы. Ещё одно мероприятие, которое растопило сердца многих, – приезд поэтессы Ах Астаховой. Это артистка, концерты которой хочется делать, она вдохновляет своей философией жизни не только нас – организаторов, но и зрителей. Оба творческих вечера Ирины Астаховой прошли в Кирове при полном аншлаге. Это был новый опыт для меня: переход из клубного формата в театральный.
Иван Жуков: «Бывает, когда мода доходит до Кирова, артиста уже не существует»

А кого из звёзд кировчане могут ждать в обозримом будущем? Открой секрет, с кем ведёшь переговоры?
– Мы не афишируем концерты, пока у нас на руках не окажутся все необходимые документы. Например, недавно выступление Монатика пришлось отменить. От нас ничего не зависело. Просто ему как жителю Украины правительство собственной страны запретило тур по России.

Как ты ищешь и выбираешь исполнителей?
– Как правило, мы отталкиваемся от годового и квартального бюджета. Исходя из суммы, которую можем выделить, подбираем нескольких артистов. Проводим аналитику, чтобы понять, какой аудитории кто будет интересен. К сожалению, мы не можем отталкиваться только от мнения людей, потому что большинство хочет увидеть в Кирове Леди Гагу, Джастина Бибера, Бейонсе, но это точно невозможно. Максимум – в далёком будущем, когда им будет по 50-60 лет. (Улыбается).
Я не часто привожу людей, которые нравятся мне. Потому что мои желания и желания аудитории могут не совпадать. Обычно я делаю такие мероприятия, рискуя своими финансами. Например, мне нравится Сергей Мезенцев, поэтому я пару раз привозил его на свои вечеринки.

С какими необычными требованиями ты сталкивался в райдерах? Насколько серьёзно можно воспринимать желания музыкантов?
– Пожелания бывают разными. Например, обязательное наличие в номере люкс настроенной акустической гитары и звуковой системы типа KRK3 или KRK5 на всё время пребывания группы, или белые хлопковые носки без рисунков низкие: 3 пары размера 43, 1 пара – 40, 3 пары – 42.
Многие требования даже афишировать не буду, потому что они незаконны, а если бы мы их выполняли, то попали бы под определённую статью УК. Да и всё не припомнишь, потому что стараешься очиститься после мероприятия и выкинуть всё ненужное из головы, тем более если это был негативный опыт. Тогда я ухожу в релаксацию на два дня, например, отправляясь за город в баню.

Неужели всё так плохо?
– Бывает, что в зале тысяча людей, а артисты выходят «не в состоянии» на сцену. Чувствуешь какую-то вину перед зрителем за это - всё-таки ты рекламировал мероприятие, к тебе пришли - а тут такое. К сожалению, не все музыканты отдают себе отчёт. Это обычно артисты 90-х и 00-х, которые едут на том багаже, который у них остался, и пытаются последние соки своей концертной деятельности выжать, чтобы обеспечить себе достойную жизнь. Артисты в большинстве своём совершенно адекватные люди, спокойные, интересные в общении, а менеджмент – другая история. Лично я никогда на этой должности не работал, но мне кажется, что они порой слишком фанатично придерживаются правил. Все мы прекрасно понимаем, что есть внештатные ситуации, но менеджеры будто издеваются. Но чтобы в дальнейшем музыканта пригласили снова, нужно чтобы комфортно всё прошло в первый раз и для артистов, и для организаторов.
Иван Жуков: «Бывает, когда мода доходит до Кирова, артиста уже не существует»

Много ли времени приходится проводить с артистами во время их приезда? Удаётся ли с кем-нибудь из них наладить дружеский контакт?
– У артистов высшего эшелона все вопросы решает менеджмент, с ними приходится иногда пообщаться, но не так много и не так часто. Ты решаешь общие моменты, и на этом всё заканчивается. Но есть артисты, с которыми ты работал и общался не один раз. Их ты по праву можешь считать если не друзьями, то хорошими знакомыми. Хотя бы потому, что у тебя в телефоне уже есть их личные номера, а когда ты бываешь в их городе, можешь позвонить им и попросить о встрече.

Проводишь ли ты для музыкантов мини-экскурсии по городу?
– К сожалению, времени не всегда хватает. Максимум – всё может закончиться прогулкой по центральной улочке, бульвару и возможностью покормить уточек у цирка. Попутно стараюсь рассказать о нашем городе и его героях.

С какими исполнителями было сложней всего работать?
– Я не буду говорить, потому что, возможно, придётся с ними ещё работать (смеётся).

Ты говорил о популярности артиста. В век Интернета мода на артиста всё ещё приходит в Киров с опозданием?
– Да, конечно, это реалии современного мира. Как правило, в масштабах миллионников очень быстро появляется мода на того или иного артиста, а до нашего города может идти ещё долго. Бывает, когда до нас эта мода доходит, артиста уже не существует (смеётся). У меня есть негласное правило: не ориентироваться на города-миллионники, потому что Киров точно не готов к таким проектам.

А что тогда любит кировский зритель, на какие концерты готов ходить?
– Всё просто – кировский зритель любит что-то проверенное. У многих промоутеров есть список музыкантов, с которыми им комфортно работать. Они их и привозят, поэтому кировчане постоянно видят одно и то же, а потом уже становятся не готовы к новому. Обычно эксперименты подхватывает молодёжь.

За что зритель охотнее платит деньги: за обычный концерт или шоу?
– Конечно, за шоу, где есть несколько костюмов, хорошие декорации, шоу-балет. Но это сразу встаёт в копеечку. Если зритель готов платить от 2000 рублей и больше, то идёт.

В России музыканты зарабатывают по большей части на концертах, а не на авторских отчислениях или продаже музыки. На Западе – наоборот. Может ли ситуация у нас поменяться в ближайшее время?
– Она не поменяется, потому что это русский менталитет. Человек не готов платить за то, что он может бесплатно где-то достать. Если говорить про американцев и европейцев, то им с раннего детства внушали, что если что-то нравится - надо покупать. А русский человек лучше потратит деньги на другие удовольствия. Поэтому артистам приходится сниматься в фильмах, рекламах и усердно работать на концертах.

Из-за пиратства артисты охотнее идут на контакт? Снижают гонорары?
– К сожалению, нет. С приходом кризиса в 2014 году буквально у единиц было незначительное снижение гонорара, все остальные остались неизменны. Нам известно, что основной доход у них идёт с корпоративной деятельности, там и гонорар в два или три раза больше.
Неоднократно замечено, что после первого успешного концерта в городе повторный будет дороже. Иногда не понимаю, откуда у некоторых артистов такой гонорар, особенно у людей с лейбла «Black Star». Такое ощущение, что менеджмент артистов не в курсе, что есть миллионники и провинции, которые отличаются между собой по уровню зарплат. Почему-то гонорары и цены одинаковые как для Екатеринбурга, так и для Кирова.

Как рассчитывается средняя стоимость билета?
– Это простая математика: берётся гонорар артиста, технические, бытовые и плановые затраты, и вся эта сумма делится на вместимость зала и примерное количество гостей.

Бывают ситуации, когда артисты отказывают в проведении концерта. С чем обычно это связано?
– Больший процент отмен идёт со стороны артистов: внезапно заболели, изменились планы или даже запретили. Организатору остаётся только смириться, закрыть всё то, что было потрачено на рекламу, и вернуть деньги. Конечно, бывает и такое, что артист настолько не актуален в нашем городе, что выгоднее его отменить. В последнее время это бывает достаточно редко, но бывает. А третий момент – организатор целенаправленно занимается мошенничеством. Такие люди просто зарабатывают деньги и исчезают.

Деньги с продажи билетов обычно отправляются на активную рекламу и оплату райдера. А что делать, если концерт отменяется?
– Как правило, они не залёживаются, потому что всегда есть график платежей. 50 процентов оплата гонорара в самом начале, расходы на рекламу и другие мелочи. Период «лежания» денег просто минимален, особенно если ты работаешь сразу над несколькими мероприятиями. Это вечный круговорот, в таком бизнесе без финансовой подушки безопасности работать невозможно.
Кстати, если концерт отменён по вине артиста, то гонорар возвращается, а если по вине организатора – гонорар остаётся при артисте.
Иван Жуков: «Бывает, когда мода доходит до Кирова, артиста уже не существует»

«Человек с улицы» сможет взять и организовать концерт?
– Как минимум нужно зарегистрировать организацию и оформить документы, потому что просто по паспорту тебе никто не даст организовать концерт. Это должно быть либо ИП, либо ООО, ну или другие вариации. Это нужно, чтобы всё было законно, а ты нёс ответственность перед потребителем и налоговой инспекцией.
Я не то что бы не рекомендую этим заниматься, а просто прошу людей хорошо подумать. Данная сфера настолько непредсказуема, что человек должен понимать, готов ли он рисковать своими деньгами. Сейчас даже с партнёрами сложно, раньше они финансировали и давали бонусы, а сейчас ты сам несёшь за всё ответственность. Да и в Кирове большая конкуренция, потому что за один сезон в нашем городе проходит более 100 концертов.

Ты никогда не думал о переезде в другой город и о работе с западными звёздами?
- Когда мне было 20 лет, я думал: «Где родился, там и пригодился». Но с каждым годом появляются новые перспективы и предложения. Кругозор расширяется, поэтому, конечно, хочется большего, хочется выходить на новый уровень и за те границы, которые сам себе в голове начертил. Да, я хочу, и уже предпринимаю шаги, чтобы выходить на федеральный уровень и продолжать расти.

Фото взяты из личного архива Ивана Жукова
Все соцсети
Комментарии
0
 
Оставь свой комментарий
Предложить новость
 
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
   
 
Свойкировский.рф