Директор музейно-выставочного комплекса вятской космонавтики им. К. Э. Циолковского о том, почему решил оставить кировский цирк, возглавил Детский космический центр, и как понял, что за космосом будущее.
Игорь Евгеньевич, за плечами семнадцать с половиной лет жизни в кировском Цирке, и вот Вы – директор музея космонавтики? Тяжело далось?
– Я до сих пор не забыл цирк: интересуюсь компанией «Росгосцирк», общаюсь по телефону и интернету с артистами, поддерживаю связь с директорами филиалов. А получилось так, что в марте этого года от зампредседателя Правительства Кировской области Александра Галицких и министра культуры области Андрея Скального мне поступило предложение возглавить Детский космический центр. Мне стало очень интересно, захотелось чего-то нового, и я согласился.
То есть Ваш уход с должности руководителя кировского филиала «Росгосцирка» никак не связан со слухами о Вашем конфликте с генеральной дирекцией?
– Нет. Это не более чем кулуарные разговоры на уровне дворников. Мне предложили работу, от которой я не мог отказаться. В действительности, у меня сложились очень хорошие и добрые отношения с гендиректором «Росгосцирка» Вадимом Гаглоевым и его заместителем Олегом Чесноковым. Мало того, они не хотели меня отпускать. Тем более что в 2015 году я был одним из немногих директоров «Росгосцирка», кто успешно прошёл аттестацию и с кем был продлён договор на дальнейшие пять лет. Знаете, я всегда говорил, что цирк – это болото, и кто проработал в нём более трёх лет, того засасывает. Но я ушёл, а свою новую должность рассматриваю исключительно как повышение.
Получается, что основной причиной, по которой Вы оставили Цирк, стал интерес к новому, интересному и масштабному проекту?
– Да, масштабный, интересный, единственный не только в нашем Приволжском округе, но, думаю, что единственный комплекс в России. Как-то сразу захотелось попробовать свои силы.
Сейчас Вы поддерживаете действующую политику кировского цирка, следите за кадровыми перестановками?
– Когда я приехал в Москву увольняться, первым вопросом гендирекции был: «Игорь Евгеньевич, кто будет вместо тебя?». Я сказал, что у меня есть кандидат – Олег Рыбкин, который когда-то работал у меня главным администратором, потом прокатывал наши цирковые программы, занимался концертной деятельностью. И вопрос сразу решился в его пользу. С Олегом мы постоянно на связи, много разговариваем о приезжающих программах и перспективах развития кировского цирка.
Теперь Вы стали ближе к звёздам. А с музеем имени К. Э. Циолковского связаны ли у Вас особые воспоминания, скажем, из детства?
– В том-то и дело, что нет. Когда меня пригласили сюда, речь шла о Детском космическом центре, а пока он строится, я возглавляю музей К. Э. Циолковского, авиации и космонавтики. Здесь мне пришлось начинать с азов, узнавать, что же такое музейная деятельность. Звёзды в моей жизни были только на погонах (смеётся). Отец у меня был военным летчиком, а сам я – выпускник Энгельсского высшего зенитно-ракетного командного училища противовоздушной обороны. Закончил службу в Вооружённых Силах в должности замполита полка в Екатеринбурге. А потом ещё я пять лет отработал в отделе воспитательной работы УВД Кировской области. Да, удивительно всё получилось, но ни о чем не жалею.
Родом из Кирова, а в этом музее не были ни разу?
– Я даже не знал, что в Кирове есть такой музей. Был в художественном, краеведческом, но в этом ни разу не был, не слышал о нём. Поэтому первое время даже просил сотрудников рассказать о музее, узнавал, чем он живёт, чем дышит, и постепенно во мне проснулся интерес – начал читать, учить историю, а заодно и строить космический центр.
Космический центр будет входить в состав действующего музея?
– Нет, наоборот, это музей будет входить в состав ДКЦ. Это будет единый комплекс с одной кассой и общими билетами. Правда, весь персонал музея переместится в новое здание.
На какую дату запланировано открытие комплекса? По плану 1 декабря.
– Нет, в этом плане произошли изменения. Здание Детского космического центра уже построено, впереди дизайнерские и внутренние отделочные работы. По проекту они закончатся к марту, но у всех нас – у Министерства Культуры Кировской области, Правительства Кировской области и Виктора Савиных – есть желание открыть ДКЦ ко Дню космонавтики 12 апреля 2017 года.
Были ли проблемы с застройкой проекта, находящегося в исторической части города?
– Знаю, что никаких проблем в этом отношении не было. Одно могу сказать, долго выбирали место. Считаю размещение ДКЦ около музея К. Э. Циолковского, авиации и космонавтики удачным решением вопроса застройки.
Первоначально объект оценили в 400 миллионов рублей. Удалось уложиться в рамки обозначенной суммы?
– Скажу так, смета на строительство составлялась в 2012 году, как вы понимаете, со временем произошла инфляция. По этой причине требуются дополнительные 63 миллиона рублей.
Наш земляк. космонавт Виктор Петрович Савиных играет в появлении ДКЦ не последнюю роль…
– Конечно, это его инициатива, его детище. В новом здании у него будет свой кабинет, рядом с моим. Он часто приезжает сюда по делам, все отпуска тоже проводит здесь. Виктор Петрович постоянно в курсе дел, живёт и дышит этим… Мы часто обращаемся к нему за помощью, потому что нам не хватает того уровня общения, на каком он вхож в Москве.
Ещё в 1989 году Виктор Петрович предложил в музее К. Э. Циолковского, авиации и космонавтики проводить форум «Молодёжные Циолковские чтения». Раз в два года в работе всероссийского форума принимают участие более трёхсот учащихся из пятидесяти регионов нашей страны. К примеру, в прошлом году в форуме приняли участие дети из самых отдалённых уголков страны, приехали даже из Хабаровска, Якутии, Чукотки. Со временем музейных помещений стало не хватать, так появилось предложение построить ДКЦ, который стал бы как музейным центром, так и местом для проведения Циолковских чтений. Идея воплотилась в жизнь благодаря инициативе Владимира Путина, который будучи председателем Правительства РФ, посетил Киров в 2011 году. Тогда он и предложил выделить деньги на финансирование ДКЦ.
Знаете, каким курсом двигаться?
– Конечно, мне кажется, я быстро вошёл в эту область. Имея немалый опыт в проведении рекламных компаний и пиара, в марте этого года я сразу запустил презентационный ролик о музее по кировским телеканалам.
Начали с продвижения музея?
– Конечно. Думаю, если я его не знал, значит, и многие тоже о нём не слышали. Так получилось, что наша рекламная акция совпала с празднованием Дня космонавтики. В результате посещаемость у нас резко увеличилась.
А чем был вызван такой внезапный интерес посетителей – новыми экспозициями?
– Нет. Всё осталось, просто музей не был раскручен. Оказалось, нужно было только рассказать и заинтересовать. Сейчас мы стараемся не стоять на месте, уже проводим новый интерактивный урок в рамках экскурсии. Совсем недавно в Киров приезжала одна из ведущих туристических фирм по внутреннему туризму «Узоры городов России». Естественно, они отметили наши исторические места, музей шоколада и мороженого, Динопарк, но когда я показал им наш музей, они очень удивились и сказали, что включат посещение музея К. Э. Циолковского и Детского космического центра в экскурсионные туры для представителей 83 регионов страны.
Вы работаете на перспективу или уже есть что показать?
– На самом деле, музей Константина Эдуардовича Циолковского, нашего великого учёного, основоположника космонавтики, который здесь жил с семьей с 1873 по 1878 годы, интересен сам по себе. Здесь он жил, проводил свои первые научные опыты. Дорогого стоит и экспозиция, посвящённая лётчику-космонавту СССР, дважды герою Советского Союза, Почётному гражданину города Кирова и Кировской области Савиных Виктору Петровичу. Ещё один уникальный зал этого музея рассказывает об Александре Александровиче Сереброве – лётчике-космонавте СССР, Герое Советского Союза, который также провёл свои школьные годы в Кирове. А самым большим и интересным экспонатом здесь является спускаемый аппарат космического корабля «Союз Т-2», на котором космонавты возвращаются на Землю. Есть ещё здесь и весы, которые измерят ваш вес относительно разных планет. Вот, к примеру, попали вы на Марс...
Это единственный музей такого плана?
– В других регионах есть музеи, посвящённые космонавтике, носят имя космонавта, есть даже такие, которые носят имя Циолковского. Допустим, в Ижевске Калуге, Боровске – там, где он жил. Но такого крупного музейно-выставочного комплекса нет нигде.
Может быть, проведёте небольшую экскурсию по Детскому космическому центру?
– Мы придумали очень интересный проект, я уверен, что он будет единственный не только в Приволжском округе, но и в России. Единственный, в первую очередь, за счёт уникального дизайна, стилизованного под космос. Давайте пройдёмся по всем четырём этажам. Начнём с первого, где будут находиться два удивительных зала. Один, мы называем его «Клубом юных космонавтов», будет представлять собой тренажёрный комплекс на двадцать три человека. Это виртуальный аналог центра управления полётами, виртуальный аналог МКС и интерактивный виртуальный и физический аналоги космического корабля «Союз-ТМА». А теперь поясню: дети на этих занятиях, сидя за своими рабочими местами, смогут руководить космическим полетом. Дальше больше, ребёнок может даже залезть в тренажёр спускаемого аппарата и смоделировать его приземление. Это очень интересно.
Это какая-то интерактивная игрушка?
– Отнюдь, это будет полноценное занятие, некий принцип того, что находится в центре управления полётами. Очень серьёзный уровень, максимально приближенный к реальности. За пультом и пилот, и диспетчер, и руководитель полёта в одном лице. В помещении рядом будут интерактивные экспонаты. Что это такое? Вот перед вами генератор облаков, образование лунных кратеров, чёрная дыра, водная воронка, экваториальная дуга. Здесь упор сделан на астрономию и на астронавтику, можно подойти поиграть, пощупать руками. Скажем, подходите, нажимаете на экспонат и получаете облако или грозу. Сейчас Виктор Савиных ведёт переговоры о том, чтобы в фойе первого этажа стоял ещё один спускаемый аппарат, но уже настоящий. Получается, что на входе в космический центр, вы уже попадаете в ауру космоса. Видите?
Ух ты!!!
– Вот вам и «Ух ты»! А вы говорите, цирк! Да, и на первом этаже будет интересный буфет, полукругом …
С космической едой?
– Кстати, о еде. Знаю, что музей давно вёл переговоры с Лабораторией космического питания. Я не стал кота за хвост тянуть, позвонил и заказал им к апрелю, на празднование Дня космонавтики, аппарат космического питания. В 2016 году мы отмечали юбилейные даты в истории мировой космонавтики, такие как 55-летие первого полёта человека в космос, 35-летие первого полёта Виктора Петровича Савиных. В честь этих круглых дат мы и привезли сюда этот аппарат. Кстати, он всего третий в России. Один стоит в Москве, другой – в Петербурге и третий здесь, в Кирове.
Как отреагировали кировчане?
– Замечательно, до сих пор приходят пробовать космическую пищу. Такой же аппарат будет стоять и на первом этаже ДКЦ. Правда, сейчас обновляется меню, появилось уже много интересных первых блюд. Двигаемся дальше, вот буфет, находящийся над «летающей тарелкой», возможно, он будет работать до 22:00 с отдельным входом с улицы, чтобы летом сюда можно было свободно зайти. Чай, десерты в виде спутников и ракет, хороший кофе по-турецки с корицей, сваренный на песке – всё самое необычное. Хочется, чтобы здесь было можно покормить детей с дальней дороги, а потом вести их в музей – это будет в моих условиях к будущим арендаторам.
Поднимаемся на второй этаж?
– На втором этаже разместятся два зала, один из которых экспозиционный, второй – выставочный. Стационарная экспозиция вместит в себя кучу экспонатов, объединённых темой пилотируемой космонавтики. Здесь же появится и бытовая зона как на настоящей космической станции.
А где реквизит возьмёте, с миру по нитке?
– Чтобы собрать всё необходимое, нам потребуется поддержка Роскосмоса. Известно, что самый большой интерес у людей вызывают бытовые моменты жизни в космосе. Главной фишкой этого зала станет симуляция быта космонавтов: где они живут, занимаются спортом, едят. Поэтому мы решили показать основные виды одежды космонавтов, в которой они выходят в открытый космос, приземляются в воду, сжигают калории и даже спят. Покажем всё, вплоть до их гигиены, начиная современной настоящей космической пищей и заканчивая настоящей космической зубной пастой. А знаете, завод Кирово-Чепецка выпускает зубную пасту для космонавтов – единственный в своем роде в России, откуда нам предоставили образец такой пасты.
Рядом ещё один зал – выставочный, с выходом на балкон – находится под летающей тарелкой. Скорее всего, он станет очень востребован для проведения разного рода мероприятий. Скажем, тех же свадеб.
На втором этаже разместится единственный в Кирове и Кировской области трансформируемый конференц-зал на двести человек. Благодаря выдвижным стенам, этот лекторий с равным успехом можно поделить как на две, так и на четыре части. Идеальный вариант для проведения Молодёжных Циолковских чтений. На третьем этаже вы уже сейчас видите уникальный цифровой планетарий с возможностью трёхмерной визуализации изображения. Опять похвастаюсь, таких всего два в мире, один будет в Кирове, а другой уже есть в США.
Сделан по аналогу американской технологии?
– Не совсем так. Американцы приезжали сюда и устанавливали этот купол сами, делали его внутреннюю отделку. Дело в том, что у них особая технология, которой они не хотят ни с кем делиться. Благодаря этим «умным системам» мы можем показывать здесь фильмы, проводить занятия по астрономии. Смотрите, планетарий – это купол и зал с откидными креслами на пятидесяти человек. Кресла откидываются на сорок пять градусов, и когда включается фильм или проецируется звёздное небо, вы попадаете в открытое 3D пространство. Уточняю, без использования всевозможных 3D очков.
У меня вопрос из серии «кадры решают всё». Детский космический центр – это, с одной стороны, технически сложная аппаратура, с другой – наука. Есть уже достойные кандидаты на вакантные должности?
– Сейчас мы собираем резюме. Пока в штате у нас всего девять человек, я хочу шестьдесят. А бюджет урезали, можно всего сорок. Эти люди просто необходимы для проведения экскурсий, занятий, поддержания здания на достойном уровне.
А это что, летающая тарелка?
– На третьем этаже, там, где вы видите выступ «летающей тарелки», зал исследования космического пространства. Он сделан в виде круга, по которому дети, передвигаясь, будут исследовать космос, смогут побывать на разных планетах. Там возникает ощущение, что вы в летающей тарелке – иллюминаторы, огни далёких планет, даже подсветка с улицы сделает своё дело. С помощью пульта мы можем менять освещение «тарелки» так, словно она только прилетела или будто взлетает.
Поднимаемся на четвёртый этаж, где будет находиться фондохранилище. Там закипит архивная работа. Выше, на крыше, смотровая площадка, откуда летом как на ладони открывается весь исторический центр города. Это последний этап нашей экскурсии. Туда, кстати, вас доставит панорамный лифт, в котором зазвучит тематическая музыка. Скажем, группы Space. Подумываем также о подзорной трубе или телескопе, чтобы можно было детально рассмотреть город…
Возможен ли такой вариант развития событий, что Киров притянет толпы увлечённых космонавтикой и астрономией, причём всех возрастов?
– Вы хотите как Бендер: «Мы сделаем Киров Васюками. Это будет международный космический центр, куда будут приезжать со всей России. Будет сделана железная дорога, мы сделаем наверху посадку летающих тарелок» (смеётся). Я вас услышал, мы это сделаем. Я, конечно, не Бендер, но мы к этому стремимся (смеётся). А теперь спросите меня, почему я ушёл из Цирка?
Фото: Игорь Загребин, newsler.ru