650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Интервью
  • Хореограф Александра Рудик: «Есть бунтари, которые созидают. Я через бунт могу только разрушать»

Хореограф Александра Рудик: «Есть бунтари, которые созидают. Я через бунт могу только разрушать»

Автор:
19 февраля 2019, в 12:52
Просмотров: 4098

Не только полный партер и амфитеатр: занятыми оказались все приставные места, ступени и проходы. В воскресенье, 10 февраля, при полном аншлаге на сцене «Театра на Спасской» состоялся «ZDВИГ» – обновлённый фестиваль-лаборатория современного танца и перформанса. Теперь у него новое имя – «ZDВИГ. Начало» и новая концепция.

Постоянно действующая площадка, собирающая на одной сцене раз в два-три месяца коллективы, развивающие современный танец, из Кирова и других регионов России – так определила формат фестиваля его арт-директор Ирина Брежнева. Это не фестиваль достижений – это процесс. В том числе образовательный. Каждый раз организаторы «ZDВИГа» планируют приглашать нового куратора из числа ведущих хореографов страны, который представит зрителям свою работу и проведёт мастер-классы для участников фестиваля.

В феврале таким приглашённым куратором выступила Александра Рудик, хореограф, танцор, педагог, магистр хореографического искусства. Мы поговорили с Александрой о современном танце, осознанном зрителе и компромиссах в искусстве.

О чем говорится в статье:
  • Справка

«Я ничего не понимаю в современном танце!» – эту фразу слышишь так часто, что начинает казаться, что современный танец и вправду некое элитарное искусство. Можно ли что-то сделать, чтобы вывести его из этой условной резервации?

– Интерес возникает, когда зрители идут на сопутствующие мероприятия, которые помогают понять этот взгляд на мир – взгляд посредством современного танца. Хотя мне больше нравится глагол не «понимать», а «чувствовать» или «ощущать». Потому что я как зритель прихожу в театр за этим – что-то испытать, ощутить через новую для себя призму. Найти что-то новое.

Эти сопутствующие мероприятия, которые рассказывают нам о том, как смотреть современный танец, могут быть очень разными. Это могут быть и лекции, и какие-то показы. Такая ненавязчивая подготовка, когда нужный контекст создаётся вокруг самого мероприятия. Без давления. Без того, что ты пришёл на лекцию и теперь должен сидеть и слушать, а дальше будет вот это и вот это. Мне нравится, когда всё происходит органично. Когда вокруг тебя много что происходит, и ты просто находишься в этой атмосфере. Так что когда попадаешь на спектакль, у тебя возникает ощущение, что ты столкнулся с чем-то уже знакомым. Через атмосферу. Через чувствование. И ты можешь к этому присоединиться.

Конечно, новому зрителю очень важно рассказать о том, что современный танец намного шире каких-то конкретных либретто или заготовленных историй. Это, скорее, идея. Передача неких смыслов через сценическое пространство, тело актёра, музыку, различные восприятия, с которыми мы работаем. Здесь режиссёр может сам быть исполнителем. Здесь зритель – и об этом тоже важно говорить – занимает активную позицию. То есть я прихожу не только получить некую новую информацию – я вместе с актёром сейчас вместе её создаю. Это всегда двухсторонне направленный процесс. И это ещё одна причина быть здесь. Ещё один инструмент привлечения зрителей на события в сфере современного танца.

Хореограф Александра Рудик: «Есть бунтари, которые созидают. Я через бунт могу только разрушать»

Мечта об осознанном зрителе – зрителе, который всегда открыт эксперименту, поиску, новому языку, – исполнима? Или она навсегда останется для художника утопией?

– Говорить о точных датах или сроках сложно, потому что никогда не знаешь, как и где это произойдёт, но мне нравится думать о будущем и обращаться в первую очередь к детям. Начинать нужно оттуда. От того, как мы говорим об искусстве, какие даём углы восприятия. Обращаем внимание на чувственность или на информацию?

Разговаривая с нашими детьми, будь то школа, какой-то образовательный проект, наша семья, мы уже создаём для них поле, в котором информация о современном искусстве будет для них доступной. И они будут к нему восприимчивы.


Современные хореографы часто выбирают достаточно бескомпромиссный способ существования в искусстве. Какие у вас отношения с компромиссами?

– Относительно меня, моей работы, моего вклада в эту работу – тут нет компромиссов. Моё включение и работа с телом – без компромиссов. У меня нет пощады к себе. Но есть реакция на внешний контекст. На того зрителя, который здесь и сейчас. У меня нет задачи шокировать его. Я не бунтарь по натуре. Мне важно созидать. Есть бунтари, которые созидают таким способом. Я через бунт могу только разрушать, поэтому для меня важно создавать такую атмосферу, в которой мы со зрителем можем настраиваться друг на друга. Может быть, это компромисс. Но мне нравится думать об этом компромиссе как о настройке друг на друга. Как о диалоге. Ведь любой диалог – это тоже компромисс. Если я буду бескомпромиссной, если буду думать только о своём эго и своих амбициях, никакого диалога не получится. Мой партнёр – это зритель, пространство, музыка. Для меня важно быть с ними в диалоге. Важно проводить эти линии. Я их не перерезаю. Не иду вопреки.

Хореограф Александра Рудик: «Есть бунтари, которые созидают. Я через бунт могу только разрушать»

Настроения, которые сегодня существуют в обществе, требуют от искусства стать чем-то едва ли не противоположным себе. От него ждут, что оно никого не оскорбит, никого не заденет. Такое ощущение, что зрители боятся… искусства.

– Зрители – очень разные. И хотят очень разного. Сегодня информационное поле достаточно открыто, и зритель нуждается в разном искусстве. Искусство – это та же жизнь, которая окружает нас, но через искусство приобретает какой-то иной смысл. Новые грани. Иногда она бывает нереальная, сказочная. Иногда – очень реальная. И зрителю, мне кажется, тоже нужно разное. Не может такого быть, чтобы все хотели одного и того же. Если нам всё время будут давать только белый сахар, то этот рафинад быстро надоест. Не позволит испытать чего-то нового, получить новую информацию. Говорить, что сегодня должно преобладать только традиционное или только экспериментальное направление в любом искусстве, наверное, ошибочно.


Что вас удерживает в современном танце? В сфере, которая, вероятно, никогда не станет мейнстримом? Что в нём для вас самое важное?

– Бесконечный процесс знания и познания себя. Через самые разные вещи. Через то, что сейчас для меня актуально и интересно. Нет такого, что ты пришёл в какую-то точку: всё время есть поворот. Ещё какая-то дверь. Коридор. Что-то ещё. Пожалуйста, иди!


Но почему именно танец?

– Этот выбор был сделан очень давно, ещё в детстве. Сейчас сложно анализировать и вспоминать. Говорить, что этот выбор был осознанным. Просто было огромное желание действовать именно так. Как я бы сейчас сказала – через тело. У меня не было какой-то определённой мотивации, чего-то конкретного, скажем, чтоб выйти на сцену... Мне просто хотелось всё время быть в движении. Я двигалась, когда разговаривала. Я двигалась, когда училась в балетной школе, даже не смотря на то, что все движения там подчинены определённым канонам. Но мне и это нравилось! Мне нравилось просто бегать, играть в теннис.

Сегодня мне важно быть в контакте с телом. И об этом я говорю детям. Тем людям, с которыми я общаюсь, провожу тренинги, делаю постановки. Меня это увлекает. А ещё мне всегда были интересны какие-то мифические, нереальные вещи. Всё, что когда-то считалось метафизикой, сейчас – физика. Вселенная живёт по законам физики, в том числе и более тонким её материям. Мысль и идея – это электрический процесс. Это та же физика.

Хореограф Александра Рудик: «Есть бунтари, которые созидают. Я через бунт могу только разрушать»


Стал бы наш мир беднее без современного танца?

– Он стал бы беднее без нашей проявленности. И не важно, в какой сфере. Современный танец - просто один из инструментов личностного проявления. Возможность заявить, сказать, высказаться. А каким способом человек это делает, не так важно. Мир стал бы беднее без нас. Без нашего личного подключения. Отношения. Действия. Активности.

Танец для меня намного шире, чем просто движение, зал, спектакль, постановка. Это способ, которым я общаюсь с внешним миром. То, что сделало моё восприятие мира и себя именно таким. То, что даёт больший объём моему бытию. Больше интереса, чтобы быть тут.


Справка

Александра Рудик

  • Артистка современной труппы театра «Балет Москва» с 2009 по 2018 г. Педагог-репетитор в театре «Балет Москва», в том числе в спектаклях «Камера» Ann van ben Brouk, «За скобками» Александра Андрияшкина. Приглашённый хореограф театрального проекта Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и театра Наций.
  • Куратор, педагог и хореограф детских танцевальных компаний «Цех1» и «Цех2» в Центре современного танца «Цех». Ведёт активную преподавательскую деятельность в Центре современного танца «Цех».
  • Автор образовательного проекта для детей в области современного танца Dance Weekend. Педагог отделения современного танца в колледже «Школа классического танца».
  • Как приглашенный педагог и независимый хореограф сотрудничает: с Театром Нации, Галереей фотографии им. Братьев Люмьер, Электротеатром Станиславского, Инклюзивной театральной школой «Центр» творческих проектов «Инклюзион», Liquid театром.
  • Педагог по современному танцу в Мастерской Индивидуальной режиссуры Б. Юхананова. Постоянный член экспертного совета Дома Танца КЦ ЗиЛ. Представитель в России образовательной программы Switch2move (Голландия).
  • Поставила ряд спектаклей и перформансов, которые были показаны в Центре им. Мейерхольда, театре Нации, КЦ ЗиЛ, Галерее Фотографии Братьев Люмьер, в уличном пространстве на праздновании 870-летия Москвы.
Фото: Сергей Юферов

Все соцсети
Комментарии
0
 
Оставь свой комментарий
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!