Об особенностях архитектуры Кирова, его историческом начале и современных тенденциях в программе «Своё время» рассказал гендиректор АО спецзастройщик «Арсо» Павел Шихалеев.
– Киров отпраздновал своё 650-летие. И нельзя не отметить, как город преобразился. Сколько времени ушло на эти изменения?
– Примерно три-пять лет назад начались приготовления, но основные работы всё же прошли в 2023 и 2024 годах. Проезжая по областному центру, видно, как он изменился: ремонт фасадов домов, архитектурная подсветка на некоторых зданиях и т. д. Киров перестал быть городом, которому чего-то не хватает, теперь в нём хочется жить, им хочется гордиться. Думаю, сделан огромный шаг вперёд. И мы идём сейчас к формированию современной новой России, современного нового облика нашего города. Надеюсь, сохраним это не только на картинке, а продолжим развивать.
К юбилею Кирова мы построили школу № 53, второй корпус. Ещё сейчас возводим большую школу на 1100 мест на улице Рудницкого, 9. Планируем в ближайшее время ввести её в эксплуатацию. И строим много соцобъектов. Это своеобразный подарок городу. Чтобы празднование юбилея запомнилось не только концертами и салютами, а улучшением качества жизни горожан.
– Если вспомнить 90-е годы, то мы шли через отрицание прошлого опыта. Исторические здания, которыми богат Киров, ушли далеко-далеко на задний план.
– О них забыли и на них никто не обращал внимания. Эта проблема возникла ещё из-за того, что и ресурсов не было, механизмов решения вопросов. К сожалению, за этот период многие объекты пришли в состояние упадка: какие-то потеряли, другие смогли частично сохранить, а третьи сейчас восстанавливаются. Очень приятно видеть особняк Булычёва и иные объекты, которые продолжают сохранять свой облик.
Безусловно, сейчас этому уделяется значительно больше внимания. Мы как застройщик часто взаимодействуем с органами охраны культурного наследия. Сейчас у нас в работе два полноценных крупных объекта. Дом полководца Блюхера на Орловской, 18, полностью восстанавливаем из руин на протяжении трёх лет. Его планируем восстановить в первозданном виде. Также взяли в работу Дом Окулова на Казанской, 52. Исторический объект, там раньше размещалось и полиция, и молокозавод. Очень красивое здание, занимаюсь им, скажем так, лично. Мне важно контролировать всё до мельчайших деталей. Когда удаётся восстановить здания с богатой историей – очень приятно.
Сейчас и у горожан, и у власти более позитивное отношение к ремонту исторических объектов. Все стараются найти механизмы для вовлечения их в коммерческий оборот, чтобы за счёт этого они были восстановлены. Жаль, есть и неумелый пример использования – меня беспокоит китайский домик на Володарского/Орловской, 126/42. Его можно было давно отремонтировать. Но собственник, который купил здание, видимо, в силу каких-то обстоятельств не может вести его восстановление.
Я считаю, что в работе с такими объектами нужны временные обязательства, в какой период они должны быть отреставрированы. Человек должен не просто получать какие-то права на объект, но и нести ответственность, как перед муниципалитетом, так и перед людьми. Они не должны ходить и бояться, что рухнет стена.
Например, мы активно обсуждаем вопрос восстановления дома архитектора Чарушина на Пятницкой, 15. Хочется, чтобы объект не стал сугубо коммерческим, чтобы он принял первозданный облик. Нужно отдать должное и как минимум не подвести того человека, кто для нас многое сделал.
– Насколько просто реставрировать здания и для чего вообще сохранять исторические объекты?
– Нужно понимать, что нельзя реставрировать объекты с выгодой для одной стороны. Инвестор не будет вкладывать большие деньги, чтобы здание просто стояло. У меня проекты делятся на две составляющие: социальная и экономическая (бизнес). При правильном подходе здания можно вовлечь в коммерцию. Где-то могут открыть частную школу, где-то – хороший ресторан или медцентр. Помимо эстетического красивого здания люди еще получают место, полезное для них. Думаю, что есть смысл в льготной аренде, когда историческое здание арендуют, но с обязательствами. Если это всё будет правильно работать, будут инвесторы даже из других регионов. Я бы ввёл структурную единицу, отвечающую за выявление объектов и что с ними можно сделать. Так как в городе не должна быть картинка, которая нарушает восприятие и впечатление о нём.
Также важно оформление и дизайн-код города. Он у нас прослеживается по основным улицам, но эти места нужно держать на контроле. А то идёшь и видишь баннер в пол здания, ну это портит общий вид Кирова. Тем более есть абсолютно цивилизованная, красивая форма рекламы. Это административное влияние, но также и сами собственники должны быть социально ответственны в этих вопросах.
– А по дому Чарушина известны какие-нибудь сроки?
– Работу проводит администрация Кирова. Тут вопрос как там видят реализацию дальнейшего процесса по восстановлению этого объекта, будет это аукцион по аренде с обязательствами на реставрацию или продажа. Но объект требует очень больших вложений.
– Ещё очень хочу обсудить с вами восстановление церквей. Насколько знаю, вы интересуетесь этой темой.
– Да, у меня есть определённый объект, с которым поддерживаем постоянную связь. Это церковь в Верхошижемье. Её восстанавливает молодой батюшка, я по возможности помогаю ему. Вижу, скольких усилий это стоит, особенно в районах. С реставрацией храмов всегда сложнее, потому что они требуют специального декорирования, росписи, а этим ещё занимаются единицы в России. Поэтому если у кого-то есть желание принять участие и помочь – приходите. Как говорится, с миру по нитке. Каждый помогает в силу возможностей: один предприниматель закупит доски, другой – кирпичи и цемент, а третий – поможет деньгами.
– Киров – прекрасное место, с богатой историей и культурой. Но ещё это город будущего, в котором каждый день делается десять шагов вперёд. Павел, в заключение, что бы вы пожелали Кирову и его жителям?
– Не останавливаться на достигнутом. Перенимать и применять положительный опыт других у нас. Желаю нашему городу успехов и процветания. И поздравляю кировчан с 650-летием Кирова.
Фото: Вера Куклина