650 лет Кирову Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 

Андрей Перескоков: «Мы первыми столкнулись с кадровым голодом»

Автор:
7 октября 2016, в 11:48
Просмотров: 8351

Руководитель нововятского предприятия рассказал, чем живёт завод сегодня и почему перейти с военной продукции на гражданскую не так просто, как кажется.

8 октября одно из старейших кировских предприятий АО «Ново-Вятка» отмечает своё 75-летие. Мы решили пообщаться с его руководителем и отправились на завод.

Обычный будний день. Мы стоим на проходной Нововятского механического завода с выписанными пропусками в руках. Тут с этим строго. На стене висит табличка с перечнем того, что нельзя вносить на территорию предприятия. Мы выходим на улицу, через пять минут за нами подъезжает УАЗ «Патриот». За рулём – водитель, рядом – генеральный директор завода Андрей Перескоков. Проезжая мимо цехов, изредка видим людей. В советские времена здесь работали около семи тысяч человек, сегодня – примерно 1 300 сотрудников. Заходим в управленческий корпус, поднимаемся в кабинет гендиректора. Обстановка более чем аскетичная. В небольшом шкафу – книги, дипломы, иконка и дымковская игрушка, на стенах – чертежи. На столе у Андрея Перескокова – занятная модель бомбы.


Андрей Леонидович прошёл путь от простого мастера до генерального директора. С 2014 года он занимает руководящую должность, за этот период завод смог выйти из убыточного состояния.

– На заводе я с 1999 года. Пришёл сюда после механико-технологического техникума и службы в войсках спецсвязи. Меня поставили на должность мастера отдела технического контроля и дали в подчинение 36 женщин. С ними я проработал до 2006 года – пошёл на повышение. В это же время я закончил учиться в политехе.

Как Вам работалось на заводе в такие сложные времена?

– Было очень тяжело. По восемь месяцев нам не платили зарплату. Да и какая была зарплата! Я, мастер, должен был получать 1900 рублей, а по факту получал 1500, да и то не деньгами, а квитанциями из бухгалтерии, на которые можно было купить продукты только в нашем заводском магазине. А за обучение в политехе мне нужно было платить шесть тысяч. Это были грандиозные деньги для меня, и я на тот момент хотел уйти с предприятия. Доходило до того, что у меня даже зимней одежды и обуви не было. К тому же, у меня уже была семья, и её тоже нужно было содержать. Тогда завод принял решение оплатить моё обучение, и я остался. После получения диплома я сначала работал начальником технологического бюро, затем заместителем начальника производства, а после уже начальником производства. В декабре 2014 года я занял должность генерального директора. Для меня это был вызов.

Что было самым трудным в новой должности?

– Нужно было разбираться во всём. Я ведь инженер, а мне пришлось вникать ещё и в финансовую составляющую. Но, кажется, у меня получилось. Конечно, не без поддержки моих заместителей. Мы всё-таки пришли к безубыточному состоянию, и следующим этапом будет увеличение прибыли.

На всех этапах своей работы Вы были довольно молодым руководителем. Бывали ли с Вами по этому поводу какие-то курьёзные случаи?

– Как-то лето выдалось очень жарким, и мы с приятелем решили выпить холодненького пива. Времена были тяжёлые, денег не было, только квитанции. Ну, вот мы и пошли с квитанцией в магазин. Подходим, а там очередь огромная, аж на улице заканчивается. А я руководитель, мне неловко при всех пиво покупать. Встал я в конец очереди, решил подождать. А меня увидели подчинённые, говорят: «Андрей Леонидович, давайте мы вас пропустим!». Я засмущался, мне всё-таки 22 года было. Ну, какой я Андрей Леонидович? В общем, меня протолкнули к самой кассе. Я стою с чеком и понимаю, что не могу при людях пиво себе купить. Купил рожков, тушёнки, гречки и принёс это всё домой.

Андрей Перескоков: «Мы первыми столкнулись с кадровым голодом»

Расскажите, что сегодня выпускает предприятие.

– Мы производим автоматические выключатели, насосы, занимающиеся прокачкой нефтяных продуктов и скипидаров, а также изделия для Министерства обороны России. Рынок уже поделён, и все ниши заняты, поэтому сейчас крайне тяжело выходить на новые уровни и развиваться. Но даже то, что мы имеем сегодня, это уже большой прогресс по сравнению с тем, что было несколько лет назад.

Было совсем плохо?

– С 2011 по 2013 год предприятию было крайне трудно. Ему нужно было зарабатывать хотя бы 750-800 миллионов рублей, а объём заказов был максимум на 200-300 миллионов. По сути, всё шло к краху предприятия, но ситуация переменилась. Мы являемся уникальной площадкой по изготовлению изделий для Министерства обороны, и госзаказы положительно повлияли на динамику. В 2013 году мы выполнили заказов на 300 миллионов, что всё равно было катастрофически мало. В 2014 году мы получили за свою работу уже порядка 500 миллионов рублей. В 2015 году, когда я заступил на должность генерального директора, мы вышли на выручку в 730 миллионов рублей. Этого всё равно было недостаточно, но мы хотя бы перестали быть убыточными. Команда завода провела антикризисные мероприятия, которые позволили сэкономить на электроэнергии, оптимизировали численность, в основном этот процесс коснулся пенсионеров.

Благодаря этим и другим действиям нам удалось в конце года индексировать зарплаты, однако мы это сделали необычно. Мы решили подтянуть самых малооплачиваемых специалистов. Допустим, если у работника зарплата была 12 тысяч рублей, то она выросла на 0,8%. А если человек получает 60 тысяч рублей, то индексация минимальная – около 100 рублей. Мы поддержали самые нижние слои: производственников, инженеров, нормировщиков, экономистов. Также мы занялись увеличением числа заказов и продажи продукции. Сегодня у нас нет ни одного кредита и ни одного займа. Но, с учётом той кредитной истории, которая у нас была раньше, нам всё ещё непросто общаться с кредиторами.

Сегодня на многих заводах Кировской области дела обстоят не очень хорошо: сокращения, задержки зарплат. У вас есть подобные проблемы?

– Задержек по заработной плате у нас сейчас нет. Все обещания, которые мы даём, мы обязательно будем выполнять, несмотря на сложности, связанные с надзорными ведомствами. Всё возможно, всё в наших силах, всё зависит от человеческого ресурса.

Сейчас Вы гендиректор. А часто Вы спускаетесь в производственные цеха?

– Конечно. Мы работаем в три смены, людей не хватает. Я беру всех инженеров из нашей «заводоуправленческой семиэтажки», собираю всех замов и начальников отделов, и после работы мы идём на производство. Может быть, это и неправильно, но вырабатывается определённое трепетное отношение к тому, что ты делаешь. Когда человек объект своего труда потрогал руками, то и техпроцессы ему разрабатывать проще.

Пока завод живёт за счёт оборонки. А что будете делать, если страна перестанет нуждаться в оружии, которое производится на вашем предприятии?

– Нам важно работать над развитием направления по изготовлению продукции народно-технического назначения. Заводу предстоит увеличить долю таких изделий до 60%. Сейчас предприятие выпускает лишь 15% народных товаров, всё остальное – оборонка. Это очень сложная, но крайне необходимая задача. Конечно, такие кировские монстры, как Лепсе и Авитек, имеют огромные бюджеты. Им будет проще перестроиться, так как у них есть кое-какие запасы оборотных средств. Ну а мы пока работаем в дефиците, и нам не очень понятно, куда двигаться.

Андрей Перескоков: «Мы первыми столкнулись с кадровым голодом»

Но какие-то планы уже есть?

– Пока мы рассматриваем увеличение объёмов изготавливаемых «автоматов», насосов. Мы хотим модернизировать парк оборудования: вместо десяти специализированных станков взять какой-то определённый минимальный парк новых «ЧПУшных» (ЧПУ – числовое программное управление – ред.) станков, которые позволили бы увеличить рентабельность продукции. Планируем оптимизировать площадку, построить газовую котельную, которая минимизирует наши затраты.

Как у вас обстоят дела с кадрами? Легко в Кирове найти хороших специалистов?

– В Кировской области вопрос с кадрами вообще не решается. Расскажу о нашей ситуации. Когда мы активно начали работать с госзаказами, мы взяли на работу дополнительно порядка трёхсот человек. Однако за этим последовала большая текучка. Люди приходят, но они абсолютно не готовы работать. Они почему-то уверены, что нужно только прийти на работу, и здесь им всё дадут. Очень много строителей, отделочников, людей, которые продают зубные порошки, колбасу, сигареты… Они все в кредитах, все в долгах. Люди приходят, говорят, что могут делать всё, о чём их попросят. Но они даже не понимают, с какой стороны подойти к напильнику, хотя все в школе посещали курсы УПК. Поэтому нам пришлось заниматься обучением, объяснять стандарты, порядок подписания документов. Многие не справились, ушли. Осталось где-то двести работников, но всё равно специалисты из них выйдут минимум через три-четыре года. Обучение – это нервы. Я сам хожу, терпеливо объясняю, как, что и для чего делается.

Но в обучении есть и свои плюсы?

– Да, конечно, в этом есть свои положительные моменты. Ведь наше предприятие, наверное, первым столкнулось с кадровым голодом и научилось ему противостоять. В отличие от крупных предприятий ВПК, у нас нет возможности решить кадровый вопрос большими деньгами. У нас не всё гладко, но мы хотя бы знаем теперь, что делать при кадровом дефиците, откуда взять людей, как их научить всему, что знаем сами, как зарядить оптимизмом, передать им идею.

Андрей Перескоков: «Мы первыми столкнулись с кадровым голодом»

История предприятия

У «Ново-Вятки» очень интересная история, которая началась с эвакуации организации в годы Великой Отечественной войны. Именно здесь, в Нововятске, возродилась мастерская по изготовлению гранат. Сначала промплощадка находилась на берегу Вятки, затем её переместили на левую сторону Нововятска. Для людей, трудившихся здесь, завод был не просто местом работы, он был частью жизни. В рабочих кругах даже лозунг сложился: «Мой город – мой завод – моя жизнь».

В конце 50-х – начале 60-х годов большое внимание уделялось гражданской продукции. На заводе выпускали посуду и кухонную утварь. С конца 70-х годов, когда в Афганистане разгорелся вооружённый конфликт, завод снова встал на рельсы оборонки. Здесь осваивали новые танковые и пехотные гранаты, а затем перешли на «КАБовскую» тематику, то есть на корректируемые авиационные бомбы. Правда, в Нововятске собирали лишь оболочку, так как завод являлся только одним из кооператоров. Госзаказы дали предприятию большой толчок.

В начале 80-х перед заводом встала новая общесоюзная задача – наладить производство электроплит. «Электра 1001» стояла практически по всей России. Это была итальянская технология, которая на тот момент в самой Италии уже устарела. Но для неизбалованных советских граждан «Электра» стала настоящим чудом техники. Это был замечательный проект, который вдохнул в предприятие новую жизнь. Вся продукция была местного изготовления, вплоть до чугунных конфорок и пластмассовых переключателей. На заводе изготавливали даже эмаль для плит. Специальный порошок продавали не только по всей России, но и за границей.

Со временем страна перестала нуждаться в продукции военно-технического назначения, да и «Электру 1001» с рынка вытеснили импортные модели. На заводе начался кризис, и руководство приняло решение продать бизнес по изготовлению плит немецкой фирме «ТЕКА Энтерпрайз». Однако сегодня АО «Ново-Вятка» не оставляет надежды вернуть себе производство.

Пожелание Андрея Леонидовича работникам завода:
– 8 октября 2016 года завод отмечает 75-летний юбилей. На протяжении всего существования его главной ценностью всегда были люди, преданные своему делу и не боявшиеся трудностей. Опора на трудовой коллектив и сегодня составляет основу стабильности предприятия и залог поступательного движения вперёд. Хочу выразить слова искренней признательности ветеранам завода и всем сотрудникам АО «Ново-Вятка» за их самоотверженный труд и профессиональный подход к решению самых сложных производственных задач. Благополучия вам и вашим семьям, мирного неба над головой и новых побед в работе и жизни.

Фото: Свойкировский.рф

Все соцсети
Комментарии
15
 
Комментарии (15)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Хотите обсудить? Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!