Фотоконкурс «650 любимых мест Кирова» Родительский чат ПоговорИИм Лунный календарь 2024 Дачные хитрости Пасха 2024
Новости
 
ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
 
 
  • Новости
  • Интервью
  • Ели мясо мужики, пивом запивали... Историк - о том, почему мы бы не узнали Великорецкий крестный ход 200 лет назад и из-за чего сейчас он стал таким массовым

Ели мясо мужики, пивом запивали... Историк - о том, почему мы бы не узнали Великорецкий крестный ход 200 лет назад и из-за чего сейчас он стал таким массовым

Автор:
7 июня 2019, в 09:45
Просмотров: 8317

Великорецкий крестный ход, который проходит в эти дни в Кировской области, считается одним из самых древних и многолюдных, однако немногие знают, что изначально он представлял собой отнюдь не «смиренное моление». Традиция ежегодно проходить полторы сотни километров из Кирова в село Великорецкое и обратно появилась не так давно. Мы попросили кандидата исторических наук, доцента ВятГУ Владимира Коршункова рассказать, как формировалась эта религиозная традиция и почему крестный ход стал столь массовым.

О чем говорится в статье:
  • Откуда взялись обнимашки с соснами
  • Без хоругвей, но с пивом
  • Обряды взамен проповедей

Откуда взялись обнимашки с соснами

Я впервые была в Великорецком в 2013 году и, честно говоря, испытала культурный шок. Странно, но одновременно интересно было видеть, как некоторые паломники (в основном, паломницы) обнимают деревья, пролазят под корнями сросшихся сосен на косогоре. Это же явно что-то языческое.

- Я стал жить в Кирове в 1984 году, тогда крестного хода ещё не было, но были, скажем так, неканонические религиозные практики на берегу реки Великой. Я застал времена, когда там стоял пенёк, напоминавший ярко украшенную рождественскую ёлку. На нём горели свечки, люди клали монетки и конфеты. Возлагали на пень руку и, держась за него, обходили по кругу раза три. Когда я впервые там побывал в середине 90-х годов, я тоже сначала увидел что-то вроде дремучего язычества. Но потом я узнал об обрядах, которые бывали там в XIX веке, когда люди в том месте искали «ноздреватый камень» и некую волшебную траву - от «уроков» (сглаза). Это зафиксировано в письменных источниках. В самом селе проходила ярмарка, и при тамошней церкви в большом количестве резали баранов, говоря, что это «Николе на жертву». Часть мяса и принесённые женщинами холсты отдавали в пользу священнослужителей. Ещё в церкви подавали так называемые пометки - записки о здравии рогатого скота! Хотя обычно подают о здравии (или за упокой) людей.


Как подобные обряды воспринимались в XIX веке?

- Тогдашняя интеллигенция, которая всё это видела, относилась к этому с совершенным непониманием. На самом деле, всё это очень любопытно, но это, конечно, не древнерусское язычество, восходящее к культу Перуна или Велеса. И не удмуртское, марийское либо коми-зырянское язычество. Это то, что учёные называют народным православием, а я бы назвал неканоническими проявлениями православной религиозности. С течением времени эти обрядовые действия могут меняться. В конце XX века, как я видел, на берегу реки Великой люди искали уже не «ноздреватый камень», а камушки с изображением, напоминающим Богородицу или Николая Чудотворца. Выдирали из земли гибкие сосновые корешки, чего не было прежде. Ещё я там заметил особое такое общение с соснами, что растут на косогоре: стволы приобнимали, а ещё прикусывали хвою - видимо, от зубной боли.

Ели мясо мужики, пивом запивали... Историк - о том, почему мы бы не узнали Великорецкий крестный ход 200 лет назад и из-за чего сейчас он стал таким массовым


А пролезание под корнями сосен и обнимашки с ними - это зачем?

- Пролезание под корнями и обнимание стволов - всё же разные действия. Пролезание относится к так называемой пронимальной магии. В народном православии так принято: если рядом с каким-то священным местом есть проём, желательно там пролезть. Для здоровья, как иногда говорят. Пролезали, к примеру, под иконами. А обнимание сосен - это уже новейшая практика, такого, кажется, не было в XIX веке. Видимо, это связано с представлением, что можно от дерева «зарядиться энергией». Вам как журналисту лучше об этом спросить у тех людей, которые совершают подобные действия. Но, кстати, церковь борется с этим. И разукрашенного пенёчка с подношениями на нём сейчас нет - убрали. И пролаз под корнями засыпали. Зато крест водрузили, икону повесили. Борьба церкви против всех этих пней да корней, против современных неканоничных обрядов и установка на их месте главных символов православия - всё такое напоминает борьбу за христианизацию, которая проходила на Руси тысячелетие тому назад. Интересно, что эта борьба, как мы видим на примере Великорецкого празднования, завершилась победой канонического христианства только в XXI веке.


То есть это политика?

- Это результат деятельности церкви как института. Церковь обратила внимание на неортодоксальные дела и символы. И стала наводить порядок.


Вы сказали, что эти неканонические проявления религиозности не относятся к язычеству. Тогда как они появились?

- Это порождается, упрощённо говоря, коллективным бессознательным. Простой народ христианство не очень-то понимает, там сложные каноны и догматы. А вот что надо креститься определённым образом, целовать святыню, к чему-то прикладываться, где-то стоять, где-то на колени опускаться - то есть совершать определённые физические действия и усилия - сей порядок всякому понятен. С точки зрения простого, нерефлексирующего человека телесный контакт со святостями (поцелуй, прикосновение) приближает к Богу. Я думаю, многие верующие люди в сложной монотеистической религии что-то одно понимают и принимают, а что-то иное - не очень. Психологически это объяснимо: обычно мы подмечаем только то, что нас интересует, а остальное можем совершенно искренне не воспринимать. Если провести психолого-религиоведческое исследование, то, наверное, выяснится, что в рай многие верующие люди действительно верят (и надеятся, что они-то туда попадут), но ад воспринимают метафорически. Мол, как вообще может существовать ад с чертями-кочегарами, огнями да сковородками?

Ели мясо мужики, пивом запивали... Историк - о том, почему мы бы не узнали Великорецкий крестный ход 200 лет назад и из-за чего сейчас он стал таким массовым


Известно ли, насколько древние все эти обряды, которые совершаются на реке Великой?

Давайте уточним: долгого пешего пути большого количества паломников, как сейчас, в старину не было. Икону отправляли на лодке по рекам Вятке и Великой. В 30-х годах XVIII века просвещённый вятский епископ Лаврентий Горка запретил крестный ход, видимо, из-за таких особенностей, которые он принял за языческие. Вообще в эпоху Петра I, Анны Иоанновны всякие отступления от канонического православия очень жестоко карались. В XVIII веке нет подробных и точных описаний того, что происходило на Великорецком празднестве. Известно лишь, что хождение было под запретом с 1734 по 1738 годы. Потом местные жители написали петицию, прося его возобновить. А с 1778 года путь чудотворной иконы в Великорецкое стал сухопутным, а не речным.


Без хоругвей, но с пивом

Зачем церковным властям понадобилась такая трансформация?

- Видимо, это было связано с тем, что всё ещё творились какие-то, с точки зрения церкви, «непотребства». Соответствующий указ о том, что ход станет таковым, был подписан епископом Лаврентием II в 1777 году. Кажется, епископ полагал, что если крестный ход будет двигаться по суше, а не по воде, всё будет проходить более канонично.


Что за «непотребства» могли случаться во время путешествия иконы по реке?

- Руководителем путешествия был специальный струговой староста (от слова «струг» - большая лодка). Это не священник, а кто-то типа церковного старосты или, по-нашему, завхоза. Каждый год он просил у епархии огромные суммы на организацию движения. Нужно было отремонтировать лодки, да ещё и прокормить людей, которые поплывут на них вместе с иконой. И суммы эти всё время увеличивались. Как мы можем догадаться, люди во время путешествия питались не сухими лепёшками. Они там ещё и пивом напивались, ведь это праздник, и, конечно, ели мясо, если только это время не приходилось на пост. В указе, изданном Лаврентием II, есть знаменательные слова о том, что всё это больше напоминает пиршество, а не смиренное богомоление. Так что с 1778 года начали ходить посуху, то есть икону везли на телеге. И это, опять-таки, не было многолюдным шествием паломников. Паломники могли сходиться в Великорецкое из разных мест, и вот там уже несколько дней было празднование. Правда, и после того, как крестный ход начался по суше, благолепия особенно-то не прибавилось...

Ели мясо мужики, пивом запивали... Историк - о том, почему мы бы не узнали Великорецкий крестный ход 200 лет назад и из-за чего сейчас он стал таким массовым

Проводы Великорецкого образа на реку Великую, 1911 год. Источник фото: velikoretsky-hod.ru


И почему же вы делаете такой вывод?

- Известно ещё несколько исторических источников, которые помогают нам узнать об этом. Прежде всего, очередной отчёт вятского губернатора императору в 1839 году. Тогда самому Николаю I пришлось вмешаться в организацию хода. Губернатор включил в отчёт упоминание о нашем праздновании: на нём, мол, происходят некоторые «неустройства». Вообще-то такие вещи любое начальство старается не афишировать. Видимо, случалось такое, что невозможно было скрыть, либо у губернатора были не слишком хорошие отношения с епископом. Николай I получил отчёт, прочитал про неустройства и написал в ответе: если это древнее церковное установление, его надо поддерживать и продолжать, но всё неподобающее требуется искоренить. И было решено привлекать для охраны правопорядка на празднестве полицию! Она должна была наблюдать, чтобы всё шло чинно-благородно.


Это помогло?

- Видимо, нет. В 1869 году вновь зашла речь о скандальной ситуации в Великорецком. В этот год в либеральной петербургской газете «Голос» вышла анонимная статья, написанная явно каким-то интеллигентом, который побывал на реке Великой. Автор писал, что вроде бы это уважаемый православный праздник, а там тако-о-е происходит… Епархиальная пресса стала всё это опровергать. Началась прямо-таки пропагандистская кампания: дескать, это древний благочестивый обычай и всё у нас хорошо - ни драк, ни пьянства нет. В епархиальной прессе появлялись статьи, написанные высокопоставленными церковными деятелями нашей епархии, о вятских крестных ходах вообще и о Великорецком ходе в частности.


Вы упомянули пиры на берегу реки Великой. Они были как-то связаны с крестным ходом?

- Ну, судя по всему, в селе Великорецком на празднике издавна пили пиво, резали баранов и ели мясо (если только на это время не приходился Петровский пост, который в разные годы начинается в различное время). Часть мяса отдавали священнослужителям. По-моему, это напоминает старинный северно-русский обычай, который называется братчиной. Это когда в день религиозного праздника (обычно летнего, как и в нашем случае) со всей волости люди сходились к церкви или часовне с почитаемой иконой и на этом месте пировали. Такие братчины известны с древнерусских времён и упоминаются в былинах. Они были способом социального взаимодействия людей определённой волости: соседи могли увидеться, познакомиться, что-то важное обсудить. На братчинах рассуживали тяжбы, принимали обязательные для всех решения. В общем, это был важный социальный институт на русском севере. И Великорецкий праздник некогда проводился наподобие братчины.

Ели мясо мужики, пивом запивали... Историк - о том, почему мы бы не узнали Великорецкий крестный ход 200 лет назад и из-за чего сейчас он стал таким массовым


А причём тут святой Николай Чудотворец?

- В Великорецком был давний культ Николая Чудотворца. Что ж тут удивительного? Это самый популярный святой в православном христианстве вообще и в Вятском крае в частности.


Обряды взамен проповедей


Крестные ходы проводились по всей стране. Неужели только у нас они сопровождались такими странными действиями?

- Называть то, что происходило в XVIII - XIX веках крестным ходом, не очень правильно. Крестный ход - это когда несколько раз в год «поднимают иконы» и выносят за пределы церковного здания. Священство в облачении вместе с прихожанами идёт, допустим, к проруби на реке в праздник Крещения Господня. Пришли на место, провели обрядовые действия и вернулись обратно. По времени это недолго, по протяжённости - недалеко. Бывают крестные ходы по какому-то конкретному случаю - в память о давнем событии, вроде избавления от нашествия врагов или прекращения скотского падежа. Но они тоже были не слишком далеко: вокруг города, из одной городской церкви в другую, из городского собора - в часовню за городом. Нам важно уточнить терминологию: прежде это действо не было крестным ходом. У нас есть хорошие специалисты-священники: Александр Балыбердин, Сергий Гамаюнов, Андрей Дудин. Надеюсь, они согласятся: то, что происходило в XVIII - XIX веках, называется путешествием иконы (регулярно, на несколько дней из центра Вятского края на место её явления), а не обычным в православии крестным ходом. Если и были паломники, шедшие за телегой, на которой везли икону, то совсем немногочисленные. Паломники сходились уже в само село Великорецкое из разных окрестных мест. А сейчас, в наши дни, движение тысяч паломников во главе со священниками - да, похоже на крестный ход. Только очень уж протяжённый. Когда же он в таком виде появился? Ответ может показаться странным: по-настоящему-то - лишь после крушения советской власти, в начале 1990-х годов!

Ели мясо мужики, пивом запивали... Историк - о том, почему мы бы не узнали Великорецкий крестный ход 200 лет назад и из-за чего сейчас он стал таким массовым

В день празднования на реке Великой в 2018 году насчитывалось более 50 тысяч паломников. Фото: Сергей Юферов


Вот это понимание, что нужно пройти долгий пеший путь, укрепить свою веру неким трудным испытанием, чем оно порождено?

- Нынешние паломники встраиваются в уже имеющийся религиозный институт - крестный ход. А сам этот институт формируется организующей волей церковного начальства. В конце концов, именно оно решило, чтобы не просто шла толпа верующих, а чтобы были хоругви и иконы, чтобы всё это возглавляли священники в облачении, был определённый порядок движения. Напечатали для паломников памятку, в прессе теперь вовремя появляются объявления, где состоится сбор, когда выход и так далее. Обо всём заботится церковь (при участии светских властей), а верующие принимают это, и в итоге слаженно шествуют тысячи паломников.


То есть на протяжении веков государство в лице церкви само пыталось сконструировать религиозную традицию?

- Можно сказать, что традиция путешествия иконы или крестного хода - социальный конструкт. Современные учёные почти во всём видят такого рода конструкты. Но это же вполне естественно, чтобы в столь масштабном действе проявлялась организующая воля. Я не очень согласен только с тем, что «государство в лице церкви»: в Российской империи, да и сейчас, церковь - союзница государства и чуть ли не его филиал, но всё же не до такой степени слияния.


Почему именно наш крестный ход стал самым массовым?

- Это действительно один из самых популярных и известных крестных ходов в России. Люди идут с разными целями. Некоторые не очень убеждённо верующие люди идут в крестный ход, чтобы испытать себя. Может быть, с точки зрения церкви, это лучше, чем путь из Керчи в Вологду или восхождение на Эверест: всё-таки человек идёт к святыне, да? Но, безусловно, большинство паломников - искренне и глубоко верующие люди. Другое дело, как они веру понимают. Вопрос о массовости крестного хода, скорее, переводится в другой вопрос: почему у большого количества людей вера зачастую проявляется в некоем, я бы сказал, простодушном действии. Например, отстоял ты длиннющую очередь, чтобы поклониться святыне, и тебе за этакую стойкость воздастся. Ну, что ж, народ у нас такой - нововоцерковлённый. Нынешний народ вообще-то не очень религиозен. А многие из тех, кто причисляет себя к верующим, - неофиты. Православная вера понимается такими людьми упрощённо, как нечто чрезвычайно систематизированное, упорядоченное и догматичное. Хотя христианство может давать человеку свободу, оно не сводится к исполнению чётко установленных обрядов: ведь ты можешь молиться где угодно, ты вовсе не обязан ненавидеть чужих, даже наоборот. А у нас, если ты православный, то почему-то предполагается, что ты будешь чураться иудеев, мусульман, атеистов, либералов… Это обычная российская непросвещённость.

Ели мясо мужики, пивом запивали... Историк - о том, почему мы бы не узнали Великорецкий крестный ход 200 лет назад и из-за чего сейчас он стал таким массовым


На ваш взгляд, в чём причина такой непросвещённости?

- У нас в России долгое время не было университетов и духовных академий с богословскими и научными исследованиями, семинарами, диспутами, ораторским искусством, философией. Плюс советская власть сильно подгадила. Она не вытравила религиозность. Её в принципе трудно, почти невозможно вытравить из людей, так как религиозность - коренное, сущностное антропологическое свойство. Но советская власть запрещала церкви миссионерскую деятельность, благотворительность, просвещение. И это длилось на протяжении многих десятилетий, в таких условиях прожило несколько поколений! Священникам запрещали объяснять людям веру, проповедовать, проводить диспуты друг с другом и беседы с прихожанами. Скажем, в брежневское время у большинства верующих религиозность сохранялась как выполнение набора церковных обрядов. Причастить, покрестить, пропеть молитву на малопонятном языке перед бабушками - это власти, так и быть, разрешали. А выйти к народу с проповедью, смело и откровенно поговорить с верующими и неверующими, как это, например, устно и письменно делал отец Александр Мень (за что и был убит) - такое уже нельзя. Поэтому всё сводилось к формальным вещам. Религиозность в позднесоветские времена приобретала обрядоверный, а по сути примитивный характер. Скажем, человек тянулся к чему-то важному для него, но сам по себе он был не очень образован. И поп в церкви - не очень, да и зашуган властью к тому же. Вот тогда формируется то, что учёные именуют народным православием, обрядоверием. Я уважаю людей, которые ходят в крестный ход, но я вижу, что в современной ситуации религиозное усилие - оно скорее внешнее, а не внутреннее. Испытать себя в пути, дойти, поцеловать икону, окунуться в источник… А внутреннее усилие, когда, например, человек читает Новый Завет и пытается жить по нему, можно встретить нечасто.


Все соцсети
Комментарии
33
 
Комментарии (33)
Предложить новость
 
ИНФОРМАЦИЯ ПАРТНЕРОВ
Комментарии
 
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 7 июня 2019, в 12:29
"Пролезание относится к так называемой пронимальной магии. В народном православии так принято: если рядом с каким-то священным местом есть проём, желательно там пролезть." - а обезьяны в дупла камни швыряют:

"Таким образом, у шимпанзе обнаружен новый тип поведения, связанный с использованием камней. Авторы называют это поведение «ритуализованным», делая оговорку, что понятие «ритуал» не имеет точного определения. В данном случае под ритуализованностью подразумевается, что действия стереотипны, не приносят никакой очевидной пользы, систематически осуществляются в одних и тех же местах — возле определенных деревьев, обычно с дуплом или расщелиной в корнях. В нескольких случаях было замечено, что одна и та же особь неоднократно возвращается к данному дереву и бросает в него камни.
Поведение назвали «накопительным бросанием», потому что в результате этих действий под избранным деревом или в его дупле накапливаются груды камней. В разных дуплах авторы насчитали от 4 до 37 камней весом от 0,2 до 17 кг (в среднем 1–3 кг)." где-то ещё видео этого действа было...
https://elementy.ru/novosti_nauki/432707/U_shimpanze_est_spetsialnye_derevya_v_kotorye_prinyato_kidatsya_kamnyami
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 7 июня 2019, в 12:33
впрочем, возможно, в дупле когда-то сидел кто-то, поедавший или кусавший шимпанзе, и те привыкли проверять наличие этого "кто-то" камнями, потом этот "кто-то" вымер, а норма культурная - осталась. это как с экспериментом про банан и поливание: https://www.factroom.ru/facts/4763
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 7 июня 2019, в 12:52
пысы
вообще,это здорово - обсуждать некий местечковый вопрос со специалистом. на радио же и тв приглашают спецов обсудить проблему, а тут всё то же у Александры, но в текстовом формате, что гораздо удобнее тем, кто от чтения лучше информацию воспринимает и удерживает внимание на теме обсуждения, нежели от живого разговора. новости новостями, но почаще бы такие интервью о всяком разном у спецов брали!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 7 июня 2019, в 12:54
ппс
Владимир, Александра, Спасибо за интервью, реально интересно прочесть было, и вопросы в тему!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 7 июня 2019, в 14:13
Коршунков - либерал, западник. Ещё 20 лет назад, когда мы учились на истфаке, он уже ненавидел все, что связано с православием...
Александра Коробейникова
 
Александра Коробейникова
Ссылка на комментарий 7 июня 2019, в 14:28
Ненависть? Ну что вы?
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 8 июня 2019, в 10:05
Александра, публикация великолепна! (Давно уже ничего серьёзного по этому вопросу не было!) . От себя добавлю: в одном из храмов Великорецкого был в настенной росписи сюжет: "Назидание святого Христофора" (???) - животные в образе ангелов. Голова лошади или собаки, или птицы, над головой -нимб и за спиной -крылья. Оч. редкий для церквей сюжет! (Потому и подавали памятки о здравии домашней живности). Позднее, лет 5-7 назад, его бездарно замазали в процессе безграмотной реставрации.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 8 июня 2019, в 19:51
Это Владимир Анатольевич великолепен :)
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 7 июня 2019, в 15:58
Он ещё Советскую власть ненавидит. Хотя она его, малохольненького, вырастила, выкормила, образование дала, латыни всякой бездуховной обучила.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 7 июня 2019, в 16:02
Хоть и интервью хорошее, информативное. Спасибо Александре Коробейниковой за работу.
Александра Коробейникова
 
Александра Коробейникова
Ссылка на комментарий 7 июня 2019, в 16:30
Ну, а меня ельцинско-путинская Россия выкормила. Вуз - бесплатно и без взяток, проблем с трудоустройством не было. И я обязана эту власть любить? Наверное, это чувство всё-таки определяется другими вещами.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 7 июня 2019, в 17:56
Александра, вас выкормило ещё советское наследие. В этих вещах эффект наступает позднее. Плоды ельцино-путинизма-нынешнее время
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 7 июня 2019, в 21:15
либерал- западник, уже 20 лет как ненавидящий православие звучит как комплемент. На самом деле Коршунков и подобные ему честные ученые любят Россию и ее культуру больше, чем церковное начальство (на досуге узнайте куда делась последняя деревянная церковь в Кирове, подсказка, ее сама епархия и снесла). Коршунков настоящий патриот страны и ее культуры.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 7 июня 2019, в 17:56
Наконец - то адекватная, грамотная и информативная информация по этому мероприятию. Истинно верующие (их среди этих тысяч очень мало) пусть ходят и соблюдают все обычаи и традиции ,а для остальных это массовый турпоход с пользой для здоровья, для других - чисто развлечение, чтобы поведать окружению и (как без этого!!) выложить в соцсетях.
Александра Коробейникова
 
Александра Коробейникова
Ссылка на комментарий 7 июня 2019, в 18:56
У меня нет претензий к этим людям, им может быть просто любопытно. Разве это плохо? Просто если идешь к ВКХ как в поход, верующим себя называть не стоит
Алексей Шестаков
 
Алексей Шестаков
Ссылка на комментарий 7 июня 2019, в 21:15
Это вот просто разрушение скреп какое-то!
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 7 июня 2019, в 22:44
Взять у Коршункова интервью - это сильно)
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 7 июня 2019, в 23:09
Дико смешно читать " типа научный взгляд " на такой сложившийся вековой обряд как Великорецкий крестный ход. Бог на то и есть что никакой наукой его не познать. Главная цель любого православной обряда - стяжание святого духа. Ну и что если кто то обнял сосну или пролез под корнем? Вы еще окунане в источник и в воду язычеством назовите Редко кто сразу родиться святым Но если кто делает первый шаг к Богу, храму зачем его осуждать? Абсолютная дикость читать исторические рассуждения как и кому ходить в Крёстный ход Ходы с образами есть почти в любой епархии, особенно где есть древние почитаемые чудотворные иконы Круглее ведра не видали - слаще репы не едали, а все туда же со своими бредовыми комментариями!
Алексей Шестаков
 
Алексей Шестаков
Ссылка на комментарий 7 июня 2019, в 23:28
действительно, подумаешь, сосну обнял. устал, может.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 8 июня 2019, в 07:15
А какой смысл в этом стяжании, если внутри чего не меняется? Вы лишь подтвердили слова Корушнкова: постоял в очереди какой нибудь - и тебе хорошо. Типа веру испытал. Может лучше все таки у Христа чему то поучиться? Прощать, любить всех несмотря ни на что? Хотя не, это же сложнее, чем 150 км пешком пройти
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 10 июня 2019, в 22:38
Иногда чтобы простить и полюбить нужно пройти 150 км.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 7 июня 2019, в 23:26
Причём житие по Новому завету и проповеди священников? Стяжание святого духа ( пост, молитва, причастие, добрые дела ) вот главная цель православного христианина! Ну и конечно не читать и не слушать бред Коршункова
Алексей Шестаков
 
Алексей Шестаков
Ссылка на комментарий 7 июня 2019, в 23:29
вот тут вы совершенно правы - главное, конечно, не читать и не слушать. именно так и поступает большинство россиян последние лет тысячу с небольшим.
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 7 июня 2019, в 23:45
И что ? Кому надо и читают и слушают На все воля Божия
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 8 июня 2019, в 07:58
тогда не было россиян. Леха,когда образовалась Россия-погугли...
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 8 июня 2019, в 00:03
Интересно а как бы Коршунков прокомментировал неканонические обряды и поведение в Храме Гроба Господня? Очки бы вспотели и усы бы повылазили как минимум! )
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 8 июня 2019, в 02:45
Да простят меня высшие силы,но священники прогнили до корней!люди верят и идут,но нашей церкви не стоит верить...не стоит
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 8 июня 2019, в 03:40
Да и не нашей тоже ..
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 8 июня 2019, в 05:44
Священники были, есть и будут такими всегда Именно из-за них ( вернее из-за такого отношения к ним ) и произошла Великая октябрьская социалистическая ревключая Люди ходят в храм к Богу а не к священником
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 8 июня 2019, в 06:03
читать правильно: реолюция ( приношу извинения )
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 8 июня 2019, в 06:04
революция
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 8 июня 2019, в 06:03
революция
Гость
 
Гость
Ссылка на комментарий 9 июня 2019, в 10:52
Чтобы говорить правильно это или не правильно, нужно на себе в первую очередь испытать!А сытому,в тепле,в достатке не понять тех людей которые идут с верой в бога в крестный ход.Люди сходите хотя бы один раз и вы увидите всё сами!!!!!!!!
 
Ваш комментарий ожидает модерации
   
 
Свойкировский.рф - сайт о том, как жить в Кирове. Без фейков, детально, непредвзято. Самые актуальные и интересные новости, репортажи, интервью, прямые трансляции, подкасты, журналистские исследования и эксперименты. Тематические разборы по запросам читателей. Самая подробная городская афиша и подборка свежих вакансий. Присоединяйся к нам!