Не многие знают, откуда берёт начало Вятская земля. Град Никулицын, ныне село Никульчино – это первое русское поселение на территории современной Кировской области, основанное новгородской дружиной в конце XII века. Именно это место выбрал Вятский воевода, руководитель клуба исторической реконструкции «Хлыновская застава» Сергей Бисеров для возведения этнодеревни «Никулицкая слобода».
Это музей под открытым небом с настоящим деревянным кремлём, полуземлянками и домами XIX века. На создание этнодеревни потребуется около десяти лет. О чём расскажет «Никулицкая слобода» посетителям, сколько стоит и как происходит перевозка домов, а также об уникальном реалити-шоу для студентов Сергей Бисеров поделился в интервью порталу Свойкировский.
Почему вы решили заняться созданием этнодеревни «Никулицкая слобода»? Кто вам помогает в этом?
Идея возрождения деревни созрела ещё в юношестве, когда мне было 12 лет. Я вырос в деревне в Котельничском районе. Со временем у меня сложился бренд – Вятский воевода. Со своей дружиной он должен где-то жить и дальше сеять зерно в сторону подрастающего поколения. На территории этнодеревни будут представлены ремёсла и традиции Вятского края.
Очень радостно, что я не один, за долгие годы у нас сложилась большая команда. В создании проекта помогает и руководитель историко-краеведческого клуба «Мир» Людмила Георгиевна Крылова, и профессор истории ВятГУ Елена Витальевна Кустова, и наш режиссёр-постановщик клипов Марк Кривошеин.
![Добро пожаловать в средневековье. Руководитель «Хлыновской заставы» о создании этнодеревни «Никулицкая слобода»](/upload/resize_cache/site_news_detail_1/624_1280_0/f2d/f2d72d2f52b88134b44defeda39629ed.jpg)
Строительство и освоение этой земли мы начали с прошлого, 2023 года. Я обозначил себе цель – через десять лет поставить около пяти объектов, которые мы перевезём из области в деревню, и уже будет на 30 % сделан деревянный кремль (одна надвратная башня, одна угловая и часть укрепительной стены). Это долгоиграющий проект на долгие годы, как я шучу: «Это уже до конца дней моих». Я очень надеюсь, что будут преемники, которые подхватят эту идею и пронесут её долгие годы.
Уже этим летом мы ждём гостей на событийные мероприятия в Никулицкой слободе. Там построена небольшая банька, сцена для выступления коллективов, возведён шатровый комплекс для ярмарки и выстроен большой навес для трапезной.
Что вообще такое этнодеревня и о чем она расскажет посетителям?
Территория этнодеревни около 8-9 га, она расположена на живописном берегу реки Вятки недалеко от села Никульчино. Место выбрано не случайно – оно находится рядом с истоками зарождения Вятской земли. Именно сюда, на берег Вятки, пришли наши далёкие предки новгородцы и там основалось первое поселение – град Никулицын. Поэтому мы назвали наш проект «Никулицкая слобода». В общих чертах это музей под открытым небом, но сразу скажу, что мы делаем его интерактивным, то есть это не просто «замороженные» здания, которые можно увидеть краем глаза и где ничего нельзя трогать. Мы решили ставить объекты, воссоздавать и реконструировать, строить новоделы по чертежам археологов. Там можно будет пожить, заниматься ремёслами, в банном комплексе – помыться, также по проектам мы сделаем и гостевые дома.
Территория этнодеревни будет поделена на две зоны: бо́льшая часть выделена под застройку (реконструкцию) деревянного кремля с XII по XV века с частоколом, угловыми, надвратной башнями. Сейчас наш коллектив изучает источники Макарова. Кремль будет похож на Хлыновский, Котельничский, Подчуршинский и Никулицкий. Вторая часть этнопарка посвящена деревне XIX-XX веков.
На территории расположатся строения от полуземлянок XII века, амбаров и крепостных стен XV века и здания середины и конца XIX века, которые ещё сохранились в Кировской области.
Вы сказали, что мысль об этнодеревне зародилась давно. А почему вы решили реализовать её именно сейчас?
За последние пять лет очень активно начал развиваться туризм. Сейчас многие обращаются к истокам, стали с более серьёзным трепетом относиться к нашим предкам, изучать историю. О нашем крае очень много говорится на разных конференциях. У нас на самом деле большой потенциал: Вятская земля расположена на пересечении торговых путей, богата пушниной, лесом, через неё вход на Урал, переход с юга на Белое море, это действительно «ворота Русского Севера». Исходя из этого мы решили создать такое пространство.
Расскажите немного о перевозке домов и о том, что построите сами.
Новоделов будет много, но это всё реконструкция по чертежам, в том числе деревянный кремль. Перевезём три жилых дома из Афанасьевского, Лузского и Слободского районов. Функционал их будет отличаться: где-то расположится ремесленник-гончар, а где-то – музейная экспозиция. Мы уже частично привезли мельницу, она в очень неудовлетворительном состоянии, поэтому часть этих брёвен попадёт в новодел. Часовню построим тоже сами.
В экспедиции мы ездим со своей командой. В последний раз исследовали магазею в Лузском районе. Это огромный деревянный склад для зерна, он в очень плачевном состоянии. Надеюсь, что мы возьмём оттуда какую-то часть. Но так как магазея принадлежала колхозу, мы обращаемся в администрацию, и она смотрит, списан ли объект.
По каким критериям дома должны подходить?
Самое главное – чтобы у дома была целая и не протекающая крыша, тогда его можно готовить к перевозке. Следующий этап – заходим внутрь: если он обшит изнутри и снаружи, проглядываем все брёвна. Нижние брёвна на 90 % будут непригодные, их сразу под замену. Если в доме, который мы перевезли, 30 % брёвен составляют ценность, а всё остальное новодел, то он всё равно будет иметь историческую значимость.
Понятно, что перевозка очень дорогая: не в каждую деревню можно доехать, в любом случае нужно ехать по бездорожью, а значит, нанимать технику и специалистов, а не просто волонтёров с гвоздодёрами. Каждую дощечку и брёвнышко нужно подписать, промаркировать и исследовать на пригодность. После этого начинается сборка дома в этнодеревне.
Если, например, амбар в хорошем состоянии, по размерам 3x5 метров, его мы можем самостоятельно перевезти, съездив вдвоём-втроём и аккуратно разобрав. Конечно, сложнее с домами из-за оконных, дверных проёмов. Также большая сложность с нумерацией, так как много оконных вырезов и коротких брёвен с разных сторон.
А юридически как происходит перевозка дома? Договариваетесь с местной администрацией?
Сначала мы едем в районную администрацию и узнаём, есть ли жители в этой деревне – может быть, они уже знают собственников дома. В большинстве случаев собственников сложно найти, поэтому администрация поднимает архивы. Местные власти всегда готовы нам помочь. Если мы выходим на собственника, то он либо даёт, либо не даёт согласие на разбор и перевозку здания. Например, у одного дома собственники выразили готовность продать дом за небольшие деньги.
![Добро пожаловать в средневековье. Руководитель «Хлыновской заставы» о создании этнодеревни «Никулицкая слобода»](/upload/resize_cache/site_news_detail_1/624_1280_0/85d/85d000150c30c2cd698869a450192581.jpg)
А сколько стоит перевезти один дом?
Это зависит от расстояния объекта до нашей деревни и найма техники, так как не всё будет разбираться руками. По средним подсчётам, перевозка с разборкой добротного дома на две семьи 12x15 «квадратов» в среднем выйдет в 5-6 млн рублей.
Власти помогают в реализации проекта? Пользуетесь грантовой поддержкой?
Мы неоднократно встречались с губернатором Александром Соколовым и министрами. Конечно, поддержка окажется во всех направлениях. В данный момент по нашему плану и смете нужно много леса, в этом поможет Министерство лесного хозяйства Кировской области. Что касается музейного комплекса, будут представлены экспонаты не только Вятского края, но и костюмы соседних народностей: Удмуртии, Коми, Марий Эл. Чтобы их создать, тоже нужны источники, поэтому министерство культуры поможет выйти в музейные пространства, где мы сможем взять копии для создания наших экспонатов.
На данный момент мы пишем пилотный, стартовый грант. Так как в команде есть профессиональный режиссёр, поэтому решили создать для студентов телепроект по типу реалити-шоу «Последний герой», пока рабочее название «Поселенцы Вятки». Мы планируем набрать группу студентов от 18 лет из разных вузов, которые будут десять дней жить в средневековых шатрах. Их задача как первопоселенцев – построить жилище-полуземлянки, освоить ремёсла и научиться ратному делу, полностью окунуться в ту эпоху, когда был создан первый град. Победить сможет только один из студентов, набравший больше всего баллов. Один день съёмок – одна серия. Приз будет для победителя и для его учебного заведения.
В России есть прекрасные примеры этнодеревень, например, «Семёнково» в Вологодской области. На опыт каких регионов вы опирались?
К сожалению, в «Семёнково» я не был, но в этом году запланировал поездку в ту сторону. Сейчас наша команда изучает северную часть страны – Архангельскую область, где сохранилось много объектов народного достояния.
![Добро пожаловать в средневековье. Руководитель «Хлыновской заставы» о создании этнодеревни «Никулицкая слобода»](/upload/resize_cache/site_news_detail_1/624_1280_0/014/0148b6050ca291fbee4a5637a1319575.jpg)
Я три раза был в Пермском крае в музее деревянного зодчества под открытым небом «Хохловка», исследовал чертежи объектов: часовню, солеварню, мельницу. Моя муза зародилась именно там. Конечно, нужно посетить и изучить ещё много мест.
Если немного отойти от темы этнодеревни... В Кировской области действительно деревни умирают? Многие эксперты в сфере туризма, в том числе и сельского, говорят, что люди, наоборот, стараются возвращаться к истокам…
В отдалённых уголках нашей области в идеале нужно создавать инфраструктуру: хороший интернет, школу, клуб для отдыха, детсады. По моему мнению, в районах нужно сделать туристический бренд, который будет привлекать путешественников.
Чтобы вернуть поток людей в деревню, уйдут долгие годы. Но за последние десять лет я замечаю, что горожане уезжают подальше от областного центра – в сторону Порошино или аэродрома, строится много коттеджных посёлков. Люди хотят ехать на землю. Я думаю, что дальше пойдёт тенденция на освоение земель. У меня есть два ярких примера: мои друзья уехали в глухую деревню, стали там заниматься сельским хозяйством, и к ним уже устраиваются местные жители на работу. На самом деле я уже в 12 лет задумывался о том, что возродится, когда все уезжали в города, на заводы, бросали сельскую жизнь.
![Добро пожаловать в средневековье. Руководитель «Хлыновской заставы» о создании этнодеревни «Никулицкая слобода»](/upload/resize_cache/site_news_detail_1/624_1280_0/1ac/1ac0fc80f586e5529183e2a44ab615d1.jpg)