Каждой части своей жизни она даёт право на жизнь, поэтому она так творчески плодовита танцовщица, сценарист, автор пяти поэтических сборников. Почему её стихи читают на вступительных экзаменах театральных вузов страны и переводят на греческий язык.
О чем говорится в статье:
- Самоутверждаться через стихи — это не про меня
- Кино - это моя неспетая песня
- Если есть вкус, всё будет шедевром
- Я делаю то, что мне нравится
- Я бы хотела владеть телепортацией
12 января 2017 Аглая привезла в Киров свой поэтический вечер «Праздник номер ноль». Мы встретились с ней следующим вечером: не виделись давно, миллион вопросов, а времени мало - через два часа её ждут на мастер-классе. Сейчас она без маски, грима и образа — открыта и честна. Откидывается в кресле, улыбается, и у меня вылетает незапланированный вопрос:
Кажется, ты нашла себя?
- Вот она я, что искать? (смеётся). Я подошла к зеркалу — посмотрелась. Знаешь, в последнее время, проходя мимо зеркала, словно замираю: «Господи, за что такая красота миру?! Господи, спасибо, за то, что постарался надо мной!».
Можешь дать себе характеристику? Пусть это будет цитата.
Можешь дать себе характеристику? Пусть это будет цитата.
- «Все думают, что она — истеричка, а нет, она — шизоидная!»
Насколько важно для тебя Слово?
Насколько важно для тебя Слово?
- Для меня слово очень важно. К примеру, если я кому-то что-то сказала и пообещала - всегда это сделаю. Если мне человек сказал, что он меня любит, то мне уже больше ничего не надо - всё отлично. Первым и определяющим словом в моей жизни всегда было слово «любить». Но ведь любить можно и деньги! (улыбается).
Это любовь привела тебя на филфак, а потом в театр?
Это любовь привела тебя на филфак, а потом в театр?
- Всё было иначе: сначала я поступала на актёрский факультет. В театр я хотела всегда - ещё девчонкой мечтала стать актрисой Кировского драмтеатра. Это был потолок, мне казалось, что это - самое крутое, что может случиться со мной в жизни. Я поступала в Москве везде — хотела учиться только в столице, но нигде не поступила. 

На твой взгляд, что из себя представляет современная поэзия?

Ты мечтала о столице, чтобы потом вернуться домой?
- Да. Тогда мне было лет 15-16 и я хотела работать в Кировском драмтеатре. Была такая дурочка, думала, что учат только в Москве. Правда в Нижнем прошла, но учиться там не захотела. Так от безысходности я пошла на филфак — место наиболее близкое к театру, к литературе. А еще в головах у большинства из нас и наших родителей сидит мнение, что после школы надо сразу поступать. Не дай Бог, пропустишь год - всё забудешь, вернёшься к уровню знаний пятого класса, поэтому необходимо сразу после школы получать высшее образование. А тебе ещё только 17 лет, человек в таком возрасте ещё толком не понимает, что он хочет делать, а поступать куда-то надо. Так я оказалась на филфаке, на мой взгляд, в «кружке по интересам» на все пять лет. Там было все неплохо, были и есть очаровательные люди, к примеру, Ксения Станиславовна Лицарева (авт. декан филологического факультета ВГУ). Смотрела на неё всегда с любовью, просто её обожаю.
А что привело тебя в театр?
А что привело тебя в театр?
- В театр я пришла из танцев. Я танцевала-танцевала, и тут меня позвала к себе Брежнева (Ирина Брежнева — руководитель «Миграции») в танцевальный коллектив. Так я оказалась в театре, и филфак стал не так уж плох. Сразу появилась альтернатива, потому что мне было всегда интереснее не копаться в чужом, а что-то своё делать.
Самоутверждаться через стихи — это не про меня
Продолжи, «поэзия для меня — это»…- Это потребность на уровне физиологии: есть у тебя есть заноза и тебе её надо вытащить. Случилось у меня какое-то эмоциональное переживание - мне надо вытащить эту занозу. Сказала бы иначе, перевести одно качество в другое.
А когда это у тебя появилось?
А когда это у тебя появилось?
- Какие-то литературные способности - рифмовать слова, сочинительство, образное мышление, - у меня с детства. А так, что бы я стихи писала? Началось всё лет с 13, времени первой любви. Плохих стихов я писала тогда очень много…
А когда ты поняла: «Вот оно - настоящее. Я пишу!»?
А когда ты поняла: «Вот оно - настоящее. Я пишу!»?
- Что крутая? (смеётся). Наверное, это середина обучения на филфаке, но, как ни странно, это слава не филфаку, а слава театру. Там, в театре, появилась для меня такая звезда как Ирина Брежнева, появился такой бриллиант в числе моих друзей как Борис Павлович — они, если так можно выразиться, мозг мне подправили немножко. Именно они открыли меня больше, чем я могла бы сделать сама. Это знаешь, как были у меня потребности, но я не знала об их существовании. Словно как бы что-то хочется, но не знаешь что. Вот тебе хочется апельсинов, но ты никогда в жизни их не видела. У меня была такая же потребность, было такое же желание, но я не знала, что это существует. К примеру, когда я училась в школе, я не знала, что существуют какие-то литературные кружки, где пишут стихи, не знала, что это может быть кому-то интересно. Мне казалось, что каждый человек — это богатый мир, и зачем кому-то ещё и моё в нагрузку?
А теперь, когда ты пишешь, это помогает тебе самовыразиться, заявить о себе либо вылить эмоции на бумагу?
А теперь, когда ты пишешь, это помогает тебе самовыразиться, заявить о себе либо вылить эмоции на бумагу?
- Амбиции у меня есть, но в отношении поэзии это не работает. Я очень тщеславна, с детства у меня завышенная самооценка. А самоутверждаться через стихи— это не про меня.
В одном из интервью ты сказала, что современная поэзия стала массовой, и даже высказала предположение, что, увы, грядущие поколения не родят себе кумиров, подобных Гиппиус и Вознесенскому?
В одном из интервью ты сказала, что современная поэзия стала массовой, и даже высказала предположение, что, увы, грядущие поколения не родят себе кумиров, подобных Гиппиус и Вознесенскому?
- Сейчас очень много плохих стихов, но много и очень хороших. С обилием в мире открытой и доступной информации, с появлением гаджетов, на мой взгляд, главной задачей человека стало воспитание собственного вкуса. Главное в этом изобилии - выбрать что-то хорошее, что сейчас очень трудно сделать.

Фото: nadasuge.ru
На твой взгляд, что из себя представляет современная поэзия?
- Мне кажется, что сейчас есть несколько поэтических группировок. К примеру, слэмовая поэзия - это отдельное направление, в котором ты не только должен написать хороший текст, но должен ещё и круто его преподнести. Чаще всего авторы делают это сами, причём не так, как это было в 60-е годы, когда поэты декламировали слушателям свои стихи в Политехническом музее. Сейчас всё иначе, да и слэм требует более яркой подачи, там часто сама подача превалирует над текстом. Бывает такое, что текст - крутой, но если его плохо подать, он сразу станет менее понятным и звучным. А может быть и наоборот: какое-то простое, как палка, стихотворение зайдет на «ура», потому что его правильно преподнесли. Никуда не делась и поэзия «толстых» журналов, таких как «Новый мир», «Знамя». На мой взгляд, это такой нафталин, который никто не читает, кроме самих этих авторов. Сейчас пришло время очень молодой поэзии - все подростки старше 13 лет пишут стихи. Есть и сетевая поэзия, и она тоже разная.
К какому поколению людей ты себя относишь?
К какому поколению людей ты себя относишь?
- Я живу в 2017 году. В то же время я - последнее советское поколение. В школу я пошла, когда разваливался Советский Союз, и ощутила отголоски той эпохи. И я осталась, как и многие, с непониманием того, кто ты. Мне кажется, что я довольна, что живу в этот период и застала маленький советский кусочек, когда снимались наивные фильмы, где присутствовало общее счастье, субботники — в этом было что-то щемящее...Может поэтому, мне кажется, мы как поколение сочетаем в себе какую-то гиперчувствительность, и в тоже время нам не чужд свежий взгляд. Мы не отрицаем Интернет, но мы поняли границы, что есть хорошо, а что плохо. У нас были некие рамочки. На нас ещё не было вылито то обилие информации, в котором мы бы сразу «утонули».
Кино - это моя неспетая песня
Где черпаешь вдохновение?
- В любви.
В этой потребности любить для тебя важно быть нереализованной, страдать, чтобы писать?
В этой потребности любить для тебя важно быть нереализованной, страдать, чтобы писать?
- Неважно. В смысле, я могу любить и писать. Особенность, мне кажется, русского человека, - находить вдохновение в страдании. Можно черпать вдохновение и из других источников, в другом месте дрова брать.
Где лучше всего пишется?
Где лучше всего пишется?
- Такого места нет. Периодами: бывает пишется, бывает, что нет, и это зависит от того... Во-первых, чтобы писать, нужно свободное время. У меня его много, а человек, который работает с 9.00 до 18.00, вряд ли будет писать стихи…
Ты не одна из них?
Ты не одна из них?
- Как сказать..Я много чем занимаюсь — танцами, сценаристикой, но при этом у меня куча времени.
Считаешь, что полностью себя реализовала в чём-то?
Считаешь, что полностью себя реализовала в чём-то?
- Сейчас я не танцую, а ставлю танцы, мастер-классы, езжу в разные города.
Почему Москва? Сбылась детская мечта или ты поняла, что в Кирове себя не реализуешь?
Почему Москва? Сбылась детская мечта или ты поняла, что в Кирове себя не реализуешь?
- Про Москву все очень просто. Я поступила во ВГИК, но это никогда не было моей мечтой. Но так получилось. Как нам удаётся в жизни найти любимое дело, найти любимого человека, так и я, начав учиться на сценарном во ВГИКе, поняла: к лучшему, что в своё время не поступила на хореографию. Танцевать я люблю и умею, а тут (авт. - в сценаристике) не умею, и мне интересно. Я поняла, что кино - это моя такая неспетая песня. Вместе с тем пришло и понимание, что та сфера деятельности, которую я выбрала, мне нравится… Я не хочу заниматься нелюбимым делом. 
Ты победительница многочисленных поэтических конкурсов. Какой был самый-самый?


Получается прокормить себя любимым делом?
- Деньги всегда находятся. Когда всё правильно — всё приходит. И получается, что правильно или неправильно, не буду оценивать, но вся киноиндустрия сегодня сосредоточена в Москве. Выходит, что в Кирове мне негде работать. А потом я думаю, что если у меня будет такая история, когда я выйду, махну сценарием и сразу восемь продюсеров сбегутся с криком: «Можно мне, можно мне!», тогда уже можно жить где угодно. Киров в этом плане прекрасный город. Но пока я не могу так жить, потому что пока нахожусь не на том уровне, чтобы меня «расхватывали».
Если есть вкус, всё будет шедевром
Где грань между шедевром и прозой жизни?
- Если есть гиперчувствительность, если есть вкус, всё будет шедевром.
С точки зрения профессиональной оценки произведения или личного восприятия? К примеру, «Наша Таня громко плачет..».
С точки зрения профессиональной оценки произведения или личного восприятия? К примеру, «Наша Таня громко плачет..».
- Это хорошее стихотворение (серьёзно). Это вопросы, на которые я не могу ответить, потому что мы сейчас касаемся такой категории поэзии, которой не существует. Она просто есть как данность, как религия, как Бог, как живопись. К примеру, ты смотришь на Моне и думаешь: «О, круто», а кто-то смотрит на Кандинского и думает то же самое про его творчество. Хотя есть в этом и общечеловеческие критерии, которые признают того и другого мастера. Также и в литературе: кому-то нравится Поль Элюар, кому-то - Аглая Соловьёва, а кому-то нравится Окуджава, Ахмадулина.
Ну ты даёшь! Не без скромности ставишь себя наряду с мэтрами?
Ну ты даёшь! Не без скромности ставишь себя наряду с мэтрами?
- А что? Мы тоже, знаешь, не хухры-мухры!
Однажды ты призналась, что ты - не поэт. Тогда кто?
Однажды ты призналась, что ты - не поэт. Тогда кто?
- Не знаю. Я - счастливая женщина, причём я хотела стать ей ещё двадцать лет назад, но и тогда не знала рецепта настоящего счастья.
Как думаешь, что сейчас является лучшей площадкой для раскрытия поэтического таланта?
Как думаешь, что сейчас является лучшей площадкой для раскрытия поэтического таланта?
- Интернет, там есть возможность показать себя в соцсетях, конкурсах.
Быть там уже достаточно, чтобы заявить о себе или, как говорят, «пробиться» со своими стихами?
Быть там уже достаточно, чтобы заявить о себе или, как говорят, «пробиться» со своими стихами?
- Я не понимаю, как можно «пробиться» со стихами — это оксюморон. По той простой причине, что одно не предназначено для другого. Я всегда думала, что стихи - это внутренняя потребность. Как тело просит массажа, как родиться слепым и не знать, что значит быть зрячим. Для такого человека это нормальное состояние. Может, конечно, и нехороший пример… Сложно сказать, но если оно есть, значит, обязательно пробьётся.

Фото: gtrk-vyatka.ru
- Самый-самый для меня — это конкурс Иосифа Бродского в Петербурге в 2014 году. Это был заочный поэтический конкурс одного стихотворения, куда присылали всего по одному тексту. Это был единственный раз, когда мне хотелось победить. Больше в жизни у меня такого не было. В итоге - у меня первое место в жанре «элегия».
Кто были твоими лучшими учителями, кому ты благодарна до сих пор?
Кто были твоими лучшими учителями, кому ты благодарна до сих пор?
- Я очень благодарна всем, в кого я влюбляюсь. Таких людей достаточно много, потому что я — очень влюбчивый человек.
Каждый второй?
Каждый второй?
- Каждый третий….При этом даже неважно, есть ли при этом физический контакт. Вот я влюбилась, могу ходить и представлять светлый образ, думать: «Как же красиво лёг волос на его голове!» (авт.- мечтательно).
Любишь эпатаж?
Любишь эпатаж?
- А я эпатажна? (авт. - улыбается). А «Праздник номер ноль» — последний мой сборник, что в нём эпатажного? Соглашусь отчасти, что внешняя подача сборников несколько необычна, и в этом заслуга моих дизайнеров. Так получилось, что книжки с Леной Авиновой и Катей Андреевой сами собой становились арт-объектом и моей манерой... Правда есть одна книжка, «газетная», которую бесплатно издала Кировская область.
Твой сборник «Я не люблю литературу» не только приятно держать в руках, он хорош и как подарочное издание для читающего человека. Хороший маркетинговый ход?
Твой сборник «Я не люблю литературу» не только приятно держать в руках, он хорош и как подарочное издание для читающего человека. Хороший маркетинговый ход?
- Это мой второй сборник. Для меня в этом есть некий перевёртыш, как и для человека, который прочитал больше трёх книжек, здесь таится некая обратка. Название книги родилось прямо из текста, а не подбиралось специально. У меня есть цикл пирожков под названием «Я не люблю литературу», который как раз идёт на опровержение этого тезиса, потому что каждый текст заканчивается то Гаспаровым, то Тыняновым, то Ириной Паперно — исследовательницей Чернышевского. Понятно, что человек, который говорит: «Я не люблю литературу», прочитал их всех, ещё и цитирует Бодлера в оригинале, имеет право на выдумку.
Сколько тебе нужно времени, чтобы создать книгу?
Сколько тебе нужно времени, чтобы создать книгу?
- Никогда об этом не думала. Может два года, может полгода, может год… К примеру, в 2014 году за год я написала 20 стихотворений, среди которых были как хорошие, плохие, так и проходные, которые мне нравятся. А было время, когда за январь-февраль было написано уже 60 стихотворений. Не знаю, как по три в день могло получаться? Первая моя книга вышла в 2010 году, но на самом деле я никогда не мечтала сделать книгу, они получались как-то сами собой. Первый мой сборник был выпущен благодаря победе на конкурсе. Помню, как ко мне подошла женщина из жюри и сказала: «Ты пишешь стихи, тебе надо книжку издать и с ней участвовать в других конкурсах!». Я с ней согласилась: «Надо, так надо». Призовых денег хватило ровно на книгу.
Что сегодня выбирает читатель - красивую обложку и звучное название или наполнение книги?
Что сегодня выбирает читатель - красивую обложку и звучное название или наполнение книги?
- Это две разные вещи, но то и другое приятно.

Кто отвечает за дизайн, тираж твоих книг?
- За дизайн - дизайнеры, тираж — что дешевле. Средний тираж у меня 200-300 экземпляров, небольшой.
Где твои книги расходятся больше всего: большая часть остаётся в Кирове или уезжает за его пределы?
Где твои книги расходятся больше всего: большая часть остаётся в Кирове или уезжает за его пределы?
- Книги остаются здесь, есть в Москве, Питере, Подмосковье, расходятся по стране и за её пределами… Мои книжки заказывали даже в Грецию и там перевели на греческий, вставили в поэтический сборник. Поэзия Высоцкого, Веры Павловой, Бродского, Аглаи Соловьёвой, естественно, на греческом. Ничего не понятно, но очень красиво. В этом сборнике из ныне живущих представлены только Вера Павлова и Аглая Соловьёва. По моей просьбе один экземпляр для меня оставили в греческом посольстве, было очень забавно забирать оттуда свои стихи.
Твои «живые» выступления тоже востребованы?
Твои «живые» выступления тоже востребованы?
- Мне кажется, что «вживую» принимают меня больше в Кирове, потому что здесь мои самые любимые и интересные люди, потому что это — мой родной город. И это круто! В Москве я тоже собираю своё сообщество, но делаю это не часто. Пару лет назад в Кирове начало зарождаться поэтическое движение… В развитии современного танца, мне кажется, Киров - очень танцующий город, в отличие от того же Нижнего, где, как ни странно, в этом отношении большой пробел. Зато в Нижнем есть поэтическая движуха, есть она и в Екатеринбурге, в Казани, в Москве, в Питере — там каждый вечер проходят поэтические тусовки. В Перми даже есть поэтический фестиваль, а вот в Кирове подобного движения нет…
Может станешь инициатором этого движения?
Может станешь инициатором этого движения?
Я думала об этом, но я — плохой организатор. Я могу в чём-то принять участие, но организовать больше, нежели я сама, мне сложно.
Я делаю то, что мне нравится
Для тебя важно декламировать, эмоционально переживать свою строку?
- Наверное да, мне просто нравится это. Я же делаю то, что мне нравится (улыбается).
Думаешь, что твои стихи более живучи с участием твоего образа, эмоции?
- Нет, но в чужом исполнении они живы по-другому. Недавно у меня состоялась презентация в Электротеатре «Станиславский», когда актрисы «Мастерской Петра Фоменко», театра Пушкина читали мои стихи. Я сидела, смотрела на них, я не волновалась, потому что знала: они сделают это классно. Прочитали они по-другому, нежели бы сделала я сама, но мне было безумно интересно.
Интересно как новый опыт?
Интересно как новый опыт?
- Отчасти. Я знаю, что мои стихи уже читают на вступительных экзаменах. К примеру, в этом году одна девочка читала их на поступлении в школу-студию МХАТ. Читают их студенты ГИТИСа, то же самое было на вступительных экзаменах в Питере. Конечно же, во-первых, это очень приятно, а во-вторых, если студенты и абитуриенты осознанно делают свой выбор в пользу твоих стихов, значит, стихи неплохие. Хотя мне сложно дать себе оценку…
Если бы ты сама себя рецензировала, то о чем бы была твоя поэзия?
Если бы ты сама себя рецензировала, то о чем бы была твоя поэзия?
- Это очень личное, эмоциональное переживание, которое наряду с тем, что очень личное, переживается каждым из нас. Мы все пьём чай, все влюбляемся, занимаемся спортом или избегаем этого… Поэтому это и находит отклик у тех или иных людей, что очень приятно.
Твои стихи всё чаще стали переносить на музыку…
Твои стихи всё чаще стали переносить на музыку…
- В этом отношении Коля Донецкий — большой молодец. Вот спели они две песни на мои стихи и всё — стали они песней, пришлось мне их убрать из программы. Совсем недавно у меня был опыт — мой первый опыт, когда я писала стихи на музыку для Мадлен Джабраиловой. Получилось хорошо, мне сказали: «Это гениально, ты так точно попала», и тут же прислали вторую мелодию. Я написала - оказалось мимо…
Я бы хотела владеть телепортацией
Ты сказала, что тщеславна. В голове роятся грандиозные планы?
- Нет ничего грандиозного, просто я очень люблю себя. В чём выражается? К примеру, я с трудом говорю себе: «Нет». Долгое время в отношении этого у меня был какой-то комплекс, но сейчас я позволяю себе ставить себя на первое место. У меня детей нет, а это значит, что пока я — это самое дорогое, что у меня есть. Поэтому, если на кону не жизненно важный выбор, не жизнь и здоровье, психическое состояние дорогого человека, то я могу смело сказать: «Я устала, не пойду».
О чём можешь говорить бесконечно, а о чём лучше помолчать?
О чём можешь говорить бесконечно, а о чём лучше помолчать?
- Могу бесконечно говорить про йогу, про кино, про литературу, про стихи, про танец. А помолчать… Мне кажется, что лучше лишний раз проглотить негатив. Не люблю когда ворчат: «Дороги плохие. Снег идёт, погода отвратительная».

Куда бы хотела отправиться, может быть, пожить некоторое время?
- А я много где была, и всё же мне бы хотелось побывать в какой-нибудь Южной Америке - в Бразилии, Мексике. Поехать в Исландию, и очень-очень-очень хотелось бы побывать в Непале или Тибете. Туда, на Восток... Это не мечта жизни, а скорее возможность сделать себе приятное.
Есть заветные цели?
Есть заветные цели?
- На самом деле у меня очень приземлённые желания: хочу много денег и много любви, и быть востребованным сценаристом. Ты же понимаешь, что у каждого своё понимание слова «много»…
А что бы ты хотела вообще попробовать?
А что бы ты хотела вообще попробовать?
- Точно не высшее образование — хватит мне уже! Скорее я бы остановилась на суперсиле. Хотела бы владеть телепортацией, благодаря чему экономила бы на ж/д билетах и на финансах. К примеру, вечером я ещё в Кирове, потом слетала в Париж, прогулялась по Люксембургскому саду - и обратно. А на самом деле, если я в чём-то хочу себя попробовать — я пробую.
Ты чаще говоришь себе «да», чем «нет»?
Ты чаще говоришь себе «да», чем «нет»?
- Я вообще никогда не говорю себе «нет». Зачем? Мне кажется, что «нет» и «нельзя» - эти два слова говорить себе ни к чему.
Фото: молодой43.рФ, из архива героя. Видео: www.youtube.com