В кировские школы хотят ввести предмет регионоведение. Кто это придумал и зачем?

В 2019/2020 учебном году в общеобразовательных учреждениях Кировской области, возможно, начнут преподавать новый предмет - регионоведение. С такой инициативой выступило региональное Министерство образования. С помощью этого предмета чиновники планируют удержать талантливую молодёжь в родном регионе. Вопрос обсуждался на круглом столе в Общественной палате Кировской области 25 июля.

Зачем школам такой предмет?

Замминистра образования Кировской области Елена Воронкина назвала две причины, по которым, как она считает, в школах нужно вводить регионоведение. Во-первых, нужно выполнять задачу, поставленную президентом России Владимиром Путиным.

- Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» были определены ключевые направления развития нашей страны. Одна из задач, которая была поставлена президентом, - воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей РФ, исторических и национально-культурных традиций, - пояснила Воронкина.

Вторая причина - необходимость закрепления талантливой молодёжи на территории Кировской области.

- Что может быть эффективнее для закрепления молодого человека в регионе, чем понимание истории своего родного края, знания его традиций, культуры, гордость за него? - отметила замминистра.

Как будут преподавать?

Курс регионоведения планируют ввести в учебные планы 8-9 классов. Как объяснила ректор Института образования Кировской области Наталья Соколова, именно в таком возрасте школьники будут наиболее подготовлены к освоению предмета.

- В программу будет включён большой объём социально-экономических вопросов. Не каждый пятиклассник готов это осваивать. Кроме того, я считаю, что данный курс должен иметь серьёзную профориентационную направленность. Нужно объяснить, рассказать, какие есть сферы деятельности, какие наиболее развивающиеся, какие проблемные и, наоборот, требуют развития. Конечно, каждый девятиклассник, который находится в ситуации выбора, должен этой информацией владеть, - рассказала она.

Однако, как отметила Наталья Соколова, по желанию школ регионоведение можно будет преподавать и в других классах.

Форму, в которой ученики будут изучать предмет, также каждое учреждение будет выбирать самостоятельно. В Министерстве назвали три варианта: отдельный предмет, включённый в учебный план, внеурочные занятия или включение краеведческих тем в учебные предметы (географию, биологию, историю, литературу, обществознание и окружающий мир).

В программу курса из 34 учебных часов будут входить несколько модулей: историческое краеведение, культура народов Вятского края, литература, биологическое краеведение, географическое краеведение.

Программу регионоведения будет разрабатывать Институт развития образования Кировской области. Предмет, как отмечает Елена Воронкина, будет носить исследовательский, творческий характер.

- Предполагается разработка исследовательских проектов, экскурсии, деловые игры и многие другие формы, - пояснила она.

При этом школы смогут использовать программу, разработанную Институтом, её отдельные модули или уже существующие авторские программы («История Вятского края», «Литература Вятского края», «Мой Вятский край»).

Результатом курса может стать исследовательский проект либо участие школьников в конкурсах и олимпиадах.


Кто будет преподавать?

Предполагается, что назначать преподавателя для курса будут руководители образовательных учреждений. В Институте образования отметили, что педагогов будут готовить для этого:

- Сейчас мы разрабатываем курсы повышения квалификации на 2020 год. Туда будут включены особенности преподавания курса регионоведения в общеобразовательных организациях.

Кроме учителей к преподаванию можно будет подключить музеи, предприятия и иные организации.


Что думают о введении предмета в самих школах?

На круглом столе присутствовала замдиректора Кировского физико-математического лицея Александра Кострова. Она согласилась, что регионоведение нужно изучать в школах, однако его введение как отдельного предмета может перегрузить школьников. По её словам, сейчас школьная программа очень насыщенна, поэтому обязательное изучение регионоведения не поддержат ни сами ученики, ни их родители.

В то же время, если вводить курс в качестве внеурочных занятий, от которых ученики могут отказаться, есть риск, что изучать предмет захотят далеко не все.

Отметим, что окончательное решение о введении нового предмета в школах пока не принято, вопрос находится на стадии обсуждения.