В Кирове хотят увеличить стоимость проезда в общественном транспорте, чтобы обновить автобусный парк

В декабре 2019 года в Кирове пройдут новые торги по распределению маршрутов общественного транспорта между перевозчиками. Общественники полагают, что к этому моменту автотранспортные компании попросят повысить стоимость проезда. В понедельник, 8 апреля, в Общественной палате обсудили, почему перевозчики не стремятся обновлять автопарк и что нужно учесть при проведении торгов.

Начальник отдела транспорта администрации Кирова Виктор Воронцов отметил, что тарифы на проезд в общественном транспорте не повышались с 2017 года, сейчас «проблема назрела».
- За два года выросла цена на топливо, на обслуживание техники. Чтобы обеспечить безопасность пассажиров и других участников дорожного движения, необходимо, чтобы у перевозчиков была возможность обновлять свой парк, - уверен он.
На сколько может вырасти стоимость проезда, Воронцов сказать не смог, так как расчётами занимаются перевозчики.

Укрупнение лотов

Член ОПКО, генеральный директор ОАО «КировПассажирАвтотранс» Денис Пырлог обратил внимание, что городские перевозчики «АТП» и «Автохозяйство» работают с привлечением субподрядчиков и «берут за эту работу 10-15% с оборота».
- По моим круглым подсчётам, «АТП» в год зарабатывает от 80 до 100 млн рублей из-за того, что лоты были укрупнены 4 года назад. Там была другая администрация, поэтому претензии к ним надо предъявлять. Куда уходят эти деньги, непонятно. Поменялось руководство «АТП», пока я как пассажир не вижу плюсов, за год не приобретено ни одной единицы техники, - отметил он.
По словам Дениса Юрьевича, раньше частный перевозчик покупал в год 20 новых автобусов, однако когда с 1 июля 2018 года «АТП» заставило его платить 1,5 млн рублей [за возможность работать на субподряде], он перестал это делать.
- По «Автохозяйству» такая же ситуация, только поменьше субподрядчиков. Два предприятия выиграли лоты и на этом зарабатывают, а пассажиры не видят улучшения качества. Если мы говорим, что должны повысить стоимость проезда, то что увидит пассажир? Да, «АТП» и другие перевозчики обогатятся, но субподрядчики будут ещё в худшем положении. Они не обновляются, и мы видим пазики печные не из-за того, что они плохие, их заставляют. Субподрядчики не могут прийти пожаловаться: те, кто жаловался, потеряли бизнес, - рассказал Пырлог.
Глава «КПАТ» уверен, что в «АТП» сохранилось кумовство: субподрядчики, далёкие от руководства, боятся расторжения контрактов.
- Раз четыре года назад убили конкуренцию в городе: было семь перевозчиков, стало три, то внутри предприятия «АТП» её легко создать. Вы проведите внутри конкурс: у кого экологически чистый транспорт — высокий балл, у кого газовые автобусы — выше балл, у кого автобусы для инвалидов — выше балл, - отметил Денис Пырлог.

Программа лояльности

Член ОПКО Евгений Сметанин заявил, что в Кирове нет программ лояльности: чем больше человек ездит, тем меньше платит. Виктор Воронцов пояснил, что опыт других регионов, где есть такая система, в настоящее время изучается.
- Банкиры заинтересованы участвовать в программе «Электронный проездной». Речь идёт о том, чтобы уйти от электронных проездных и перейти к считыванию облика. Надо как-то внедрять современные методики, - подчеркнул Сметанин.
Общественники обеспокоены и экологичностью транспорта. Так, в конце 2018 года проверка показала, что более 60% автобусов не соответствуют экологическим требованиям. Члены ОПКО Юрий Шлемензон и Денис Пырлог уверены, что экологический класс следует прописывать в техзадании при проведении торгов по распределению маршрутов. Но общественники сомневаются, что удастся ввести класс «Евро-3» для автобусов. По данным Пырлога, в настоящее время только 50% автобусов соответствуют этим требованиям.
- Нет городов с таким хламом, который ездит в Кирове, - считает Юрий Шлемензон. - В радиусе 3000 км таких автобусов, как в Кировской области, нет. У «АТП» автобусы ездят ещё хуже, чем у субподрядчика.
Виктор Воронцов заметил, что контракты по маршрутам могут заключить на три года. Однако общественники ответили, что срок контракта необходимо увеличить до 5-7 лет, так как «техника отбивается 4-5 лет, потом только начинается заработок».
В итоге члены ОПКО договорились отправить в администрацию свои рекомендации, а Виктор Воронцов пообещал их учесть при разработке аукционной документации.