«Этого недостаточно»: эколог Тамара Ашихмина раскритиковала решение правительства по «Марадыковскому»

Член Общественной палаты Кировской области, автор исследований о влиянии объекта «Марадыковский» на экологию Тамара Ашихмина заявила, что перепрофилирование предприятия противоречит здравому смыслу. Свою позицию она высказала 10 июля на общественном совете при Министерстве охраны окружающей среды Кировской области.

- Мы должны решить судьбу - быть или не быть такому объекту. Прежде всего, выскажу позицию по тому, чтобы не быть, - начала своё выступление Тамара Яковлевна. - Чтобы не быть объекту на Вятской земле, обоснование вытекает из самого постановления правительства. Так как в нём ничего не прописано и не обосновано финансово по защите здоровья населения, среды обитания, обеспечения льгот, развития социнфраструктуры, обеспечения экологической безопасности. Непонятно, каким оно видится в далёком и недалёком будущем. Если, вопреки здравому смыслу, быть данному объекту на Вятской земле, то каким он должен быть и, прежде всего, для чего нам нужен данный объект? Что область и население могут получить от его реализации и каким образом планируется его развитие? Если только созданием 280 рабочих мест, этого недостаточно. В одном посёлке Мирный трудоспособное население составляет 2,5 тысячи человек.
Особое внимание профессор уделила критике распоряжения правительства от 30 апреля 2019 года, которое распределяет бюджетные средства на перепрофилирование объектов по уничтожению химического оружия, в том числе «Марадыковского».
- Во-первых, созданную на объектах УХО инфраструктуру, на которую были потрачены миллиарды рублей, конечно, надо задействовать, и мы это понимаем. Наверное, целесообразно её использовать. Но программу по созданию объектов по обработке и обезвреживанию опасных отходов надо было планировать с учётом мнения регионов, в которых планируется создание таких объектов, с учётом создания на таких предприятия важных для региона дочерних производств с использованием как своих природных ресурсов, промышленных отходов от предприятий региона, так и получаемого вторичного сырья, создаваемого на предприятии с целью получения прибыли для региона, и с учётом мнения населения. Тогда было бы понятно, где на каком объекте и какие отходы утилизировать. И только после этого принимать постановление, - считает Тамара Ашихмина.

Далее она отметила, что утилизация различных опасных отходов на различных объектах не может стоить одинаково, как это прописано в постановлении, и заявила, что программа по созданию производственно-технологических комплексов для утилизации опасных отходов должна быть откорректирована. Тамара Яковлевна напомнила, что программа по уничтожению химоружия дополнялась и дорабатывалась не менее 5–6 раз. По её мнению, в новую программу необходимо включить мероприятия по охране здоровья и окружающей среды. Также озвучила ряд вопросов к «РосРАО», ответов на которые либо нет, либо они неполные.
- Прежде всего, это отсутствие информации о том, насколько безопасным будет создаваемое производство, какие отходы будут уничтожаться, по какой технологии, что получит регион от реализации проекта, какие инвестиции пойдут на создание инфраструктуры, куда будут девать полученные отходы от утилизации отходов I и II классов опасности. <…> Какие объёмы выбросов и сбросов, какие будут размеры платы за негативное воздействие? Ответы пока не получены.
Ашихмина отметила, что, поскольку в будущем проекте речь идёт о формулировке «обработка и утилизация» опасных отходов, а не «размещение», то регион может недополучить деньги — плату за негативное воздействие на окружающую среду. По её подсчётам, если бы применялась формулировка «размещение», то за 50 тысяч тонн опасных отходов регион ежегодно получал бы от 70 до 100 млн рублей в год. В итоге эколог выдвинула ряд требований в адрес властей и застройщика объекта - «РосРАО»: