Предприниматель Олег Уваров: «Подушка безопасности малого бизнеса - это большая иллюзия»

150 сотрудников, которым нужно платить зарплату, при падении выручки почти на 100%. Это реальность, с которой сегодня столкнулись многие предприниматели. В том числе совладелец нескольких предприятий, директор компании «Метелица. Бизнес-решение» Олег Уваров.

Сеть салонов верхней одежды и головных уборов «Метелица» существует с 1998 года и насчитывает 20 магазинов в Кировской, Костромской и Нижегородской областях, а также в Башкортостане, Татарстане и Удмуртии. Сейчас они закрыты, лишь один из них работает на выдачу товара. Компания с 10-летним опытом на рынке «Метелица-Тур», куда входят туристическое агентство и известный многим музей шляп, полностью закрыта. Производственная компания «Фабрикант» впервые за 8 лет работы вынуждена перепрофилироваться под пошив масок и защитных костюмов. Консалтинговая фирма «Метелица. Бизнес-решение» не работает.

«Если честно, я на своём пути наёмного сотрудника и бизнесмена не встречал подобных ситуаций, - говорит Олег Уваров. - Это беспрецедентно, и я назвал бы это форс-мажором. За свои 20 лет работы в бизнесе не помню, чтобы мы были вынуждены остановить вообще все процессы и замереть в этой ситуации.

Ситуация в отрасли

Если говорить про наши магазины, то 28 марта все они были закрыты и выручка упала на 98%. В одном из них мы пытаемся работать в формате пункта выдачи товара. Но с верхней одеждой это, конечно, не вариант. Потому что людям надо померить, внимательно посмотреть, потрогать. И это не товар первой необходимости. Если говорить про турагентство и музей, здесь особенно трагичная ситуация. По этим направлениям продажи упали на 100%, и мы столкнулись с серьёзными претензиями со стороны потребителей о возврате денег за туры, возврате комиссий. Если говорить про производство верхней одежды, все заказы как с нашей стороны, так и со стороны оптовых покупателей полностью остановились. Все, кто планировал делать осенний заказ, отказались. Мы потеряли почти 100% планируемых по одежде продаж и перешли на выпуск масок и защитных костюмов.

В какие-то бизнесы я пришёл, какие-то открывал сам. Конечно, это были и свои, и заёмные средства. Потому что создать полноценный бизнес сегодня без привлечения кредитов очень сложно. И сейчас у нас есть кредитные линии, их оплату никто не отменял. По основным жизнеобеспечивающим направлениям мы делаем выплаты, хотя нам очень сложно это делать. Но такие параметры, как выплата зарплаты, оплата кредитов и налогов, покрытие арендной платы - это никуда не делось из наших обязательств.

Меры поддержки и вопросы к ним

Мы ежедневно следим за изменением в постановлениях, за тем, что говорит правительство - федеральное и региональное. Но пока ни одной из тех мер, которые были озвучены, воспользоваться мы не смогли. В частности, зарплатный проект - беспроцентный кредит до шести месяцев. Мы пытаемся над этим работать. У нас зарплатный проект в «Россельхозбанке», и уже месяц мы ведём с ним переговоры. Буквально недавно смогли хотя бы подать заявку. Это, наверное, было связано с тем, что постановление существует, но самой «нормативки», как реализовать эту историю, в банке ещё нет.

Наша сеть магазинов розничной торговли до последнего не была включена в перечень пострадавших отраслей. Теперь включили, и, надеюсь, мы сможем воспользоваться рассрочкой по налогам и этим беспроцентным кредитом на выплату зарплат сотрудникам. Но здесь ведь речь идёт о том, что выплата по этому займу идёт в размере одного МРОТ на сотрудника. И это тоже не очень хорошо, потому что у нас зарплата сотрудников выше МРОТ, поэтому пока очень много вопросов, каким образом эту разницу покрывать. Самый главный вопрос - как возвращать эти деньги банку через полгода. В нашей отрасли, скорее всего, будет глубокая рецессия. Потому что сегодня основная масса потребителей удовлетворяет свои потребности в пище, в оплате кредитов и коммуналки, которые им никто не отменял. И вернуться к нормальному спросу, который был до всей этой истории, будет сложно, пройдёт немало времени, этот период будет очень тяжёлым.

Персонал

У нас в общей сложности на предприятиях работает более 150 человек. Для малого бизнеса это довольно большой коллектив. И мы понимаем, что не можем ни законодательно, ни морально этих людей сейчас оставить на улице. И вынуждены принимать любые меры, чтобы их содержать. Но сегодня однозначно нет возможности выплачивать им какие-то премии, речь о том, чтобы найти средства на выплату хотя бы минимального уровня дохода, чтобы они могли как-то существовать.

Из всего штата по факту работает 10 человек, они шьют маски и халаты. Остальные находятся на вынужденных выходных, и это длится с 28 марта. Пока мы никого не увольняли, но рассматриваем возможные негативные последствия, которые, к сожалению, могут заставить нас провести серьёзную оптимизацию штата. Содержание большого офиса и некоторых направлений стали абсолютно нерентабельны.

Налоги и подушка безопасности

Сумма налогов, которые платим, исчисляется миллионами. По сети магазинов только квартальной «вменёнки» выходит порядка 1,5 миллионов рублей. Нами достаточно много отчислений всегда производится в разные виды бюджета. Но что будет дальше, пока неизвестно.

Подушка безопасности малого бизнеса - это, конечно, большая иллюзия. Если бы не было 2014 года, после которого мы много лет пытались быть хотя бы немного рентабельными и не уходить в минус, может, подушка бы и сформировалась. Но сейчас этой подушки по большому счёту нет. Мы отдаём последние деньги, чтобы просто выплатить зарплату людям, которые не могут работать. Есть ещё аренда, налоги и другие обязательства. Была объявлена мера поддержки по отмене арендных плат муниципального имущества, но у нас такого имущества нет, мы арендуем площади в ТЦ, где собственниками выступают коммерческие структуры. Было несколько попыток провести переговоры. Единственное, на что они идут, - это либо короткая отсрочка платежей, либо незначительное снижение арендной ставки в размере 10-50%. Покрыть все эти расходы сейчас из собственных средств просто нереально.

Позитивный и негативный сценарий развития событий

Если вся эта история с ограничительными мерами закончится к июню, мы постараемся как-то «встать на рельсы», вернуть хотя бы долю тех объёмов, которые были, и до конца 2020 года закрыть долги по всем платежам, которые сейчас появляются. Если всё продлится дольше, это неизбежно приведёт к сокращению 50% от существующего актива, и даже больше. По каким-то направлениям речь будет идти об их окончательном закрытии и увольнении людей. Как, например, турагентство и музеи. Эти проекты изначально не приносили каких-то доходов, но мы могли покрывать расходы на них за счёт более доходных направлений. Сегодня это уже невозможно».



Фото: из личного архива героя