Предприниматель Дмитрий Кочев: «Чтобы выдать зарплату за март, мы заложили своё личное имущество»

17 салонов красоты, более 100 сотрудников и падение выручки на 100%. Соучредитель компании «Прядки в порядке» в Кирове, серийный предприниматель Дмитрий Кочев последние полтора месяца вместо бизнеса вынужден заниматься политикой - от многочасовых встреч с чиновниками до протестных пикетов с плакатами. Он возглавляет Ассоциацию индустрии красоты в Кировской области (АПИК), где вместе с коллегами создал регламент безопасной работы, писал письма, ходил на встречи - всё ради того, чтобы спасти салонный бизнес.

Ситуация в отрасли

«Выручка упала на 100%. С 28 марта деятельность салонов красоты и парикмахерских запрещена, поэтому мы как легальный, законопослушный бизнес ограничили свою деятельность. Соответственно, денежный поток полностью остановлен. Так как наш вид услуг невозможно предоставлять дистанционно, у нас нет альтернативных видов получения доходов, как, например, в общепите. Те, кто работал нелегально, продолжили работать за закрытыми дверями, и у них ситуация улучшилась, потому что к ним пошёл поток наших посетителей. Также поток людей пошёл к «надомникам» - тем, кто работает незаконно, не платит налогов, не выполняет никаких норм безопасности по СанПиН.

Это губительно для легального бизнеса и экономики в целом. Это несправедливо к тем, кто соблюдает законы. Мы хорошо понимаем ситуацию, поэтому уже в середине апреля сделали всё, чтобы работать безопасно. Мы сделали генеральную уборку на всех объектах, провели ревизию, разработали регламенты безопасной работы: дистанционное измерение температуры, щиты в маникюрных кабинетах между лицом мастера и клиента, подготовили поставщиков для закупок масок, бахил, шапочек, халатов и перчаток, планы передвижения кресел для соблюдения социальной дистанции. Всё это мы уже разработали, осталось только реализовать на практике. Мы готовы открыться, но нам не дают.

Этот бизнес мы открывали вместе с партнёрами, у нас несколько учредителей. Открывали на собственные деньги - несколько миллионов рублей. Средняя окупаемость такого проекта - примерно 4,5 года. Конечно, есть успешные салоны - у нас такой один, мы окупили его за 3 года, а есть такие, которые прогнозируемо окупятся за 7 лет. У нас ещё многие салоны не окупились.

Салонный бизнес в принципе, а в Кирове особенно, очень низкомаржинальный - большинство компаний убыточны. У нас также многие салоны убыточны. Чтобы компания росла и развивалась, требуется много времени. Поэтому, естественно, привлекаются кредитные средства. На данный момент наша совокупная кредитная задолженность - более 8 млн рублей.

И здесь ещё одна проблема. Так как в компании несколько учредителей, не все заёмные средства оформлены на компанию. Часть оформлена на учредителей как на физлиц, как на ИП. Эти кредиты не попали под поддержку, и реструктуризировать их сейчас не получается.

Меры поддержки


Мы активно пытаемся получить озвученные президентом меры поддержки. Пока единственное, что у нас получилось, - взять кредит под льготный процент в Кировском фонде поддержки предпринимательства. Но эта форма поддержки не связана с коронавирусом. По тем мерам, которые были предложены, мы подали заявки, но пока воспользоваться ничем не удалось. И всё же очень надеемся получить субсидию.

Надо понимать, что у компании, кроме расходов на людей, есть и другие расходы, тоже очень большие. Например, аренда, которая у нас составляет более миллиона рублей в месяц. Есть платежи по кредитам, оплата материалов и т.д. Поэтому та поддержка, которая сегодня предлагается государством, не решит наших проблем в полной мере. Это слабые меры конкретно для нашей отрасли. К тому же, мы и получить её пока не можем.

Все партнёры и арендодатели, с которыми мы работаем, оказались адекватными, мы очень ценим их подход, потому что все пошли нам навстречу. На разных условиях, но пошли. Естественно, есть и острые ситуации. С кем-то очень сложно договориться, потому что у людей также есть свои обязательства: налоги, кредиты, обязательные платежи. Поэтому это тоже не полностью решает наши вопросы, издержки остались, и это не может продолжаться бесконечно. Если в течение апреля мы ещё договаривались, то в мае уже более 50% наших партнёров не готовы работать на льготных условиях. И эта ситуация будет нарастать.

Со стороны государства это то же самое, что прострелить человеку ногу и ждать, что она сама заживёт. Если не оказывать помощь, не спасать, то сколько этот человек проживёт, теряя кровь? Думаю, недолго. Это сейчас про нас. Потому что предложенные меры поддержки - это капля в море, они не закрывают и 30% потребностей. Мы умираем.

Персонал и налоги


На 1 апреля у нас официально работало 114 человек, и нам удалось сохранить более 90% штата. Часть людей написали заявление на увольнение, их немного. Мы объяснили сотрудникам, что у компании нет возможности платить им деньги, поскольку деятельность полностью остановлена, кредитная нагрузка высокая, а чтобы выдать зарплату за март, учредители заложили своё личное имущество - два автомобиля и недвижимость. Поэтому люди приняли решение сохранить за собой рабочие места, но уйти в отпуск за свой счёт. Занятость у них сейчас нулевая, зарплаты нет, уровень дохода компании нулевой. Именно по этой причине я и выходил на пикет к зданию правительства области. Чтобы сказать, что нам нечем платить людям зарплату, а им нужно кормить детей.

Сейчас, в мае, заявлений на увольнение у нас всё больше. Люди не могут больше терпеть, у них нет денег, они просят дать им хотя бы что-то. А у нас этих денег нет и работой мы их обеспечить не можем. Если рассматривать с формальной точки зрения, мы потеряли около 10-15% от общего числа персонала. Но в мае это количество увеличится минимум до 50%. К июню это будет 50-70% потерь.

К слову, наши налоги за 2019 год в сумме составили более 3 миллионов рублей. Более полумиллиона из них - УСН, 766 тысяч рублей - НДФЛ и более 1,5 миллионов страховых взносов.

С 1 апреля единственное, чем занимаюсь лично я, - это политика. Я делаю всё, чтобы нашу сферу услуг открыли. Я написал несколько официальных писем разного содержания в администрацию, в правительство, губернатору, в Министерство экономразвития, омбудсмену, в Вятскую ТПП, в Роспотребнадзор, в «Опору России». Я возглавил Ассоциацию индустрии красоты в Кировской области и начал собирать представителей этой индустрии, чтобы вместе решать проблемы. Было несколько выходов в СМИ, был опыт личного общения с правительством, с депутатами Госдумы, даже с оперативным штабом по коронавирусу. Был проведён пикет. В основном всё это - попытки разобраться в вопросе и найти варианты, чтобы разрешить работу салонов, сделав её легальной.

Позитивный и негативный сценарии


8 мая была официальная интерактивная встреча предпринимателей, которые входят в АПИК. Они встречались с бизнес-омбудсменом Борисом Титовым. Так вот руководитель этой Ассоциации очень правильно сказал, что 60% представителей отрасли май уже не переживут. Они либо закроются, либо будут вынуждены уйти «в тень» - работать на квартирах или за закрытыми дверями. То есть либо ты уходишь с рынка, либо нарушаешь закон. Если всё это продлится до 1 июля, то это будет 90% отрасли.

По нам ситуация аналогичная. Если мы сидим дома до 1 июня, 60% вероятности, что компания просто исчезнет, и вместе с ней исчезнут рабочие места.Такая же ситуация у ещё как минимум 10 подобных компаний Кирова. И это только те, кого я знаю.

Но мы верим в позитивный сценарий развития событий, хотя он уже прошёл. При нём нас бы открыли к 15 апреля. Теперь позитивным сценарием мы считаем, если нас открывают до 15 мая. Если это происходит, тогда мы сможем восстановиться, пусть и с большими потерями. До конца года так или иначе дотянем, придётся закрыть ряд точек, но как компания мы выживем и сохраним рабочие места. Если нас открывают с 15 до 30 мая, мы теряем порядка 40% точек. А если в июне, то по факту мы закрываем компанию. И будем активно заниматься политикой - подавать в суд, защищаться, получить компенсации.

В позитивном сценарии мы действуем наоборот - уходим из политики, потому что совершенно не хотим ей заниматься. Мы предприниматели, и хотим заниматься бизнесом. Будем восстанавливать компанию, искать возможности дать людям работу».

Фото из архива героя