Нехватка педагогов, горячее питание и закрытие сельских школ: федеральные чиновники обсудили в Кирове проблемы образования

29 января в Кирове прошло заседание рабочей группы по подготовке к президиуму Госсовета РФ по науке и образованию, где будут обсуждать повышение роли регионов в подготовке кадров для экономики и социальной сферы. Участники заседания обсудили не только подготовку кадров, но и сложности с организацией бесплатного школьного питания, строительство новых и проблемы существующих сельских школ, реагирование техникумов и колледжей на потребности рынка труда и другие вопросы.

В Киров приехали помощник президента Игорь Левитин, советник президента Александра Левицкая, руководитель рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Образование и наука», губернатор Новосибирской области Андрей Травников. Также должен был приехать новый министр просвещения РФ Сергей Кравцов, но в итоге вместо него присутствовал его заместитель Виктор Басюк.

Андрей Травников рассказал об основных инициативах, которые включат в доклад для Госсовета. По его мнению, хотя количество бюджетных мест в вузах увеличивается, для регионов остаётся непонятной система распределения бюджетных и целевых мест по специальностям.

- Есть десятки примеров, когда явно приоритетные для регионов специальности не удовлетворяются, - считает Травников.

Упомянул он и о необходимости создания новых мест в школах и более гибком подходе к существующей инфраструктуре - сейчас поддержана инициатива по увеличению допустимой этажности и сокращению допустимого размера земельного участка под школу на 40% в плотной застройке. Губернатор считает, что система среднего профессионального образования должна более гибко реагировать на требования рынка труда. Проблемой он назвал отсутствие единого подхода к оценке квалификации выпускников. Сейчас таких подходов не меньше трёх, поэтому возникает путаница.

Выступил с докладом и губернатор Кировской области Игорь Васильев. В основном он говорил о доступности образования для детей на селе и избыточных требованиях к таким школам со стороны надзорных органов.

- По данным Росстата, доля сельских школ в структуре общего образования России составляет почти 50%, в них обучается около четверти российских школьников. Многие школы расположены в типовых старых зданиях, где большая часть площадей уже не используется, но организация должна их сохранять, нести расходы по их содержанию и отоплению, что является существенной нагрузкой на бюджет. Чем меньше численность, тем больше расходы. В таких школах на одного ученика приходится до 150 квадратных метров площади, расходы в разы превышают суммы, выделяемые на одного ученика в районных центрах. Высокая стоимость содержания и нередко невысокое качество образования ввиду дефицита кадров сегодня ставит их под угрозу закрытия. Средств у органов местного самоуправления недостаточно. Тем не менее сельская школа должна сохраниться. Нужны новые, эффективные, механизмы функционирования, - заявил Васильев.

По мнению губернатора, на законодательном уровне нужно закрепить понятие «малокомплектная школа», чтобы скорректировать для неё требования со стороны надзорных органов. Он в очередной раз озвучил идею создания на базе сельских школ центров социальной, культурной и спортивной жизни, где во внеучебное время жители могли бы пользоваться спортивными площадками, спортзалом, актовым залом и т.д. Также он показал типовую модель проекта школы из деревянного бруса и предложил называть такие здания «здоровьесберегающими школами» - по типу «бережливых поликлиник». Рассказал Васильев и о созданной в Кировской области системе опорных школ, которые передали от муниципалитетов в ведение региона.

Эту тему продолжил и замминистра просвещения РФ Виктор Басюк. По его словам, только в пяти регионах от 99 до 100% школ переданы региону. Плюсом такой организации он назвал оптимизацию работы, минусом - снижение роли муниципалитетов.

С ним не согласился губернатор Новосибирской области Андрей Травников:

- Не могу подтвердить, что большинство губернаторов нашей страны поддерживают тотальную регионализацию средних школ. Могу сделать этот вывод и по обобщённым ответам на наши запросы, и по итогам встреч. При этом могу подтвердить, что практически все субъекты имеют опыт регионализации в той или иной форме. Я считаю, что Министерство просвещения должно разработать какие-то типовые модели, образцы документов, но ни в коем случае не следует навязывать обязательную тотальную регионализацию.

Замминистра ответил ему, что эта инициатива исходила не от федеральных властей, а от губернаторов как один из возможных способов решения проблемы с малокомплектными школами. По его словам, наработанным опытом могут пользоваться другие регионы, но это не обязательно.

Также Басюк говорил о системе среднего профессионального образования: по информации Минпросвещения, 60% выпускников девятых классов идут в техникумы и колледжи. Чиновники считают, что замедлить отток населения из села поможет как раз развитие среднего профессионального образования в сёлах и малых городах.

- В 2020 году планируем разработать концепцию многофункциональных колледжей, их переформатирование должно быть направлено на стратегические задачи субъектов, в которых они находятся, - уточнил Басюк.

Помощник президента Игорь Левитин поинтересовался финансированием бесплатного школьного питания для учеников начальных классов: будет ли это разовой помощью или планируется регулярно закладывать какую-то сумму в бюджет? Басюк ответил, что пока сумма запланирована до 2023 года, но это ещё не окончательное решение.

- Мы столкнёмся с проблемой инфраструктуры. Для себя делим образовательные организации на три больших направления: школы, которые вообще не имеют пищеблока, имеют пищеблок с буфетным питанием или школы с полным циклом приготовления. Начнём работу с сентября 2020 года, в первую очередь с регионами, у которых инфраструктура есть. А с теми регионами, которые инфраструктурой не обеспечены, будем продолжать в последующие годы, в том числе выходя с инициативами федерального финансирования по этим вопросам.

- Есть школы, в которых вообще нет инфраструктуры. Значит, они тогда никогда не добьются питания, им никто не даст субсидию из бюджета? - возразил Андрей Травников. - Скажут: у вас нет инфраструктуры, что вам давать денег? Может быть, стоить попросить денег из федерального бюджета на инфраструктуру?

Замминистра пояснил, что до 1 февраля информацию об инфраструктуре собирают с регионов, чтобы «понять размеры бедствия», так как сейчас средства заложены только на саму организацию питания.

По мнению участников совещания, основная финансовая нагрузка в любом случае ляжет на федеральный бюджет, потому что лишь немногие регионы могут позволить себе создание или ремонт пищеблоков во всех школах за свой счёт.

- Мы более-менее прикидывали, сколько это реально стоит, и то, что сейчас заложено в бюджет - 20 млрд рублей, это, на самом деле, ни о чём. Некоторые регионы самообеспечены, но их меньшинство. Денег в бюджете должно быть предусмотрено гораздо больше. Если же говорить об инфраструктуре, особенно для малокомплектных школ, и сколько на неё потребуется, этого сегодня, кажется, вообще никто не скажет. Второе президентское поручение - доплата в 5 тысяч рублей за классное руководство. Мы посчитали: у нас получились годовые расходы 58 млрд рублей. Пока этих денег нет, - выступил один из участников заседания.

Советник президента Александра Левицкая подняла проблему строительства школ, так как число первоклассников каждый год растёт, а также напомнила о нехватке кадров - педагогов, медиков, специалистов в областях строительства и ЖКХ, урбанистики.

Виктор Басюк ответил ей, что информацию по числу необходимых школ, а также по инфраструктуре для бесплатного питания и выплатам классных руководителей готовят регионы. В 2020 году ожидается прирост числа первоклассников до 200 тысяч, есть задача уйти от обучения в три смены, поэтому программу по строительству школ, по его мнению, нужно корректировать. Чиновник уточнил, что при общем снижении числа бюджетных мест в вузах их количество по педагогическим специальностям увеличилось.

Андрей Травников вновь возразил ему, что квоты действительно растут, но одновременно меняется соотношение между заочными и очными местами, и явно не в пользу последних. Замминистра ответил ему, что на распределение влияет не Минпросвещения, а Министерство науки и высшего образования.

Советник президента Александра Левицкая позднее уточнила, что подготовка педагогов может войти в задачи национальных проектов, а членам Госсовета нужно поддержать инициативу по увеличению бюджетных мест на педагогических специальностях.

Фото: kirovreg.ru