На суде по делу «о печном топливе» водители рассказали, как писали в прокуратуру и платили штрафы за вредные выхлопы

19 ноября в Октябрьском суде в рамках дела о покупке печного топлива для кировских автобусов допросили восемь водителей «АТП» и бывшего индивидуального предпринимателя Александра Петухова, который сдавал предприятию «ПАЗики» в субаренду.

Напомним, по версии следствия, замдиректора АО «Автотранспортное предприятие» Анатолий Криволапов и представители двух фирм Сергей Бушуев и Вадим Нелюбин вступили в сговор и на протяжении 2014 - 2016 годов поставляли в «АТП» судовое и печное топливо под видом дизельного топлива Евро-5. В результате этих действий «АТП» был причинён ущерб более чем на 23 млн рублей.

Все свидетели, допрошенные 19 ноября, сказали, что автобусы заправлялись на АЗС на улице Ломоносова. На колонках, которые предназначались только для «АТП», были соответствующие таблички — «АТП» и «ДТТУ» (аналог дизельного топлива — топливо дистиллятное технологическое улучшенное). По словам водителя (сейчас слесаря) Сергея Исупова, сначала можно было заправляться с любой колонки, но потом поступило указание использовать конкретную колонку, «там топливо было неважное».

Прокурор позднее уточнила адреса: Ломоносова, 1а и Производственная, 50. Эти заправки, как следует из обвинительного заключения, в 2014 - 2016 годах были подведомственны ООО «АЗС регион 1» (собственники — Дмитрий Бакулин и Дмитрий Стексов). В настоящее время заправки по этим адресам входят в сеть ПАО «Газпром нефть», принадлежащее правительству РФ.

Свидетели указали, что топливо, которым заправляли автобусы на Ломоносова, 1а, было «не такое, как надо»: дизельное топливо светлое, а это было тёмным и имело странный, противный запах, автобус на нём ехал хуже, глох в морозы.

— На «пазике» [использование низкокачественного топлива] не сильно отразится, он переработает. А вот для тех автобусов, где Евро-4, Евро-5, это плохо, — рассказал предприниматель Петухов в суде.

По его словам, заправка некачественным топливом увеличивала дымность двигателя, мощность падала, поломки транспорта и расход топлива росли, зимой топливо иногда замерзало. Водители жаловались ему на качество топлива и когда он был ИП, и когда стал механиком, обслуживающим автобусы «АТП» в том числе.

Петухов уточнил, что документального подтверждения некачественности топлива у него нет. Однако он планировал отдать образцы на экспертизу и даже приготовил бутылки со слитым топливом с разных автобусов.

Водителей, автобусы которых заправлялись некачественным топливом, штрафовали по статье 8.23 КоАП РФ («Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах»). Водитель Равиль Газтинов рассказал, что в 2015 году они с коллегами собирали подписи для обращения в прокуратуру из-за качества топлива. О результатах сбора никто из свидетелей не сообщил.

Водитель Леонид Буторин рассказал, что приносил Анатолию Криволапову, который занимал пост главного инженера в «АТП», бутылку со слитым топливом, чтобы показать, чем заправляются автобусы. По его словам, топливо было чёрным. Буторин пояснил, что Криволапов будто бы попросил ещё один образец и обещал отдать топливо на экспертизу, однако результатов водителю так и не показал.

— Топливо с «АЗС регион 1» было серым и мутным, дно бака через него не просматривалось. Могу с уверенностью сказать, что там автобусы заправляли низкокачественными нефтепродуктами. Возможно, печным топливом, — зачитала прокурор Наталья Русских показания Буторина, который ранее имел дело с печным топливом в совхозе Кумёнского района.

Все водители сошлись во мнении, что проблемы с топливом начались после смены поставщика. По их словам, никаких сложностей не было, когда они заправлялись на АЗС холдинга «Движение-Нефтепродукт».

— Когда стали заправляться на «АЗС регион 1», топливо пахло тухлыми яйцами, тяга у автобуса стала меньше, мощность падала, зимой (при минус 10 или минус 15) оно замерзало, — рассказал водитель Андрей Петелин.

Прокурор огласила также показания водителя Владимира Харламова, который не смог прийти по состоянию здоровья. Из его объяснений следует, что на заправках на Ломоносова и Производственной постоянно скапливались длинные очереди из автобусов: расположение АЗС было «крайне неудобным», тем более если на одной не оказывалось топлива – приходилось ехать ко второй. Очередей из других видов транспорта Харламов на этих АЗС не видел.

Сейчас водители «Автотранспортного предприятия» снова заправляются на станциях «Движения», проблем с топливом, по их словам, нет.