Против неустановленных сотрудников омутнинской колонии возбудили уголовное дело о превышении полномочий из-за избиения заключённого. Адвокат Виталия Шумкова Елена Фарафонова утверждает, что от осуждённого требовали дать показания на экс-сотрудника ФСБ, пишет интернет-журнал «7x7».
Издание ссылается на постановление о возбуждении уголовного дела от 11 июля, в котором говорится, что 9 июня четыре сотрудника ИК-17 привели Виталия Шумкова в столовую, где заставили раздеться догола и «необоснованно применили физическое насилие, явно превышая свои должностные полномочия».
Адвокат заключённого Елена Фарафонова написала обращение к главе Следственного комитета России Александру Бастрыкину, где указала, что его избивали руками и ногами, резиновыми палками, «добиваясь подавления воли»:
- Обмазали его фекалиями, с силой заломив руки, уложили Шумкова на скамью, после в помещение столовой завели одного из числа осуждённых ИК-17, которому дали указание совершить сексуальное насилие над Шумковым, при этом требовали, чтобы он дал показания в отношении бывшего сотрудника УФСБ России по Кировской области.
Он согласился дать показания. После этого его увезли в кировское СИЗО-2 для проведения следственных действий. Уголовное дело по пункту «а» ч. 3 ст. 286 Уголовного кодекса из-за превышения полномочий сотрудниками колонии 11 июля возбудил следователь СУ СКР по Кировской области.
- Проведено медицинское освидетельствование Шумкова, которое установило наличие телесных повреждений от избиения, изъято постельное бельё со следами его крови, которая была результатом избиения. Шумков запомнил всех сотрудников, которые его избивали, может их опознать, готов участвовать во всех следственных действиях. Однако следственные действия приостановили. Только 18 июля 2019 года после моих жалоб Шумков был признан потерпевшим и допрошен в качестве потерпевшего, - пишет Фарафонова.
Юрист опасается, что дело могут «замять»: она утверждает, что следователю в течение трёх недель запретили проводить следственные действия, а руководство УФСБ пытается «оказать влияние» на СУ СКР по Кировской области, «опасаясь, что сотрудники УФСБ могут оказаться причастными к организации насилия». Она не исключает, что в ФСБ не хотят привлечения сотрудников колонии к ответственности, потому что они «молчать не станут и сообщат, по чьему указанию действовали»:
- Каждый упущенный в следствии день ведёт к уничтожению доказательств. Следствие и так представляет собой особую сложность, так как руководство УФСИН России по Кировской области препятствует расследованию уголовного дела. Не пускают следователей проводить следственные действия, не выдают сведения, препятствуют иными способами. Кроме этого, нам известно, что в ИК-17 вместе с Шумковым прибыл ещё один осуждённый по ст. 318 УК РФ, к которому также по прибытию в колонию было применено насилие сотрудниками ФСИН.
По словам адвоката, на её подзащитного до сих пор оказывается давление, он опасается за свою жизнь и здоровье.
Фарафонова заявила «7x7», что сотрудники ФСБ приходили в колонию к Шумкову и оказывали давление на него во время следствия по уголовному делу: якобы силовики хотят, чтобы Шумков дал показания на бывшего сотрудника ФСБ, который в июле 2018 года был осуждён по другому делу по статье о превышении полномочий на полтора года.
Уточняется, что в пресс-службе УФСБ по Кировской области от комментариев отказались, а в УФСИН сообщили, что колонию, когда там находился Шумков, посещали члены ОНК и уполномоченный по правам человека в Кировской области Александр Панов, осуждённый не подавал жалоб, а факт избиения не установлен по видеорегистраторам сотрудников.
Виталий Шумков в марте 2019 года осуждён на пять лет за мошенничество и хищение по делу о крышевании обнальщиков. Следствие считает, что вместе с сотрудником ФСБ в 2016 - 2017 годах они пытались контролировать людей, которые занимались незаконной банковской деятельностью. За 250 тысяч рублей в месяц они обещали сообщать, если действиями обнальщиков заинтересуются правоохранительные органы. Но на бывшего сотрудника ФСБ не дали показания ни Шумков, ни вторая участница процесса Светлана Суляева.
Елена Фарафонова утверждает, что сначала следователи отказались возбуждать дело в отношении бывшего сотрудника органов, но когда дело Шумкова рассматривали в суде, отказ отменили. По её словам, доказать вину экс-сотрудника ФСБ можно только показаниями Шумкова.