Эксперт: «Революционных перемен в системе школьного образования не будет»

В наступившем году кардинальных и революционных перемен в системе школьного образования не будет. Такой прогноз в сфере образования дал порталу Свойкировский директор средней школы посёлка Вахруши Слободского района Игорь Олин.

Игорь Олин обратил внимание на то, что на рубеже 90-х – нулевых годов был период постоянных изменений, реформ, от которого накопилась усталость. При нынешнем министре просвещения Ольге Васильевой стало спокойнее, к внедрению новаций подходят гораздо более взвешенно, без аврала и суеты, уверен он.
- Наиболее заметное новшество: выпускники 9-х классов со следующего учебного года в качестве обязательного условия допуска к итоговой аттестации будут защищать индивидуальный учебный проект, - рассказал Игорь Олин. - Процесс подготовки школьников к этому испытанию, процедура экзамена станут совершенно новым делом, а потому потребуют серьёзных дополнительных усилий и от детей, и от педагогов. Особый интерес учителей, вероятно, вызовет новая форма аттестации: на региональном уровне создана специальная структура, которая будет присваивать квалификационные категории, грядут изменения в критериях и показателях аттестации.
С 1 сентября 2018 года был существенно увеличен оклад за педагогическую ставку (с 7 до 11 тыс. рублей), на 6% проиндексирован фонд оплаты труда школ. По мнению Олина, пока удаётся обеспечивать среднюю заработную плату педагогов на уровне средней по экономике региона. Увеличение окладов повлекло за собой снижение доплат за классное руководство, проверку тетрадей, профессиональные достижения и т.д.
- Чтобы не допустить провала на этом важнейшем направлении школьного образования, следует увеличивать фонд стимулирующих выплат, чётко определить размер вознаграждения за классное руководство, - отметил Игорь Олин.
Давно ведутся разговоры о создании единого образовательного пространства. Это связано с тем, что при переходе из одной школы в другую у детей возникают сложности из-за того, что учебников, рабочих тетрадей по каждой дисциплине десятки. Игорь Олин обратил внимание на то, что несмотря на различия, все учебники исходят из соответствия федеральным государственным образовательным стандартам.
- На мой взгляд, возвращение к советской системе с едиными учебниками по всей стране уже невозможно, - считает он. - Вариативность, выбор - не есть недостаток, совсем наоборот. Другое дело, что качество многих нынешних учебников низкое, зачастую учитель (школа) выбирают учебник лучший из худших. В СССР над созданием учебников работали целые научные коллективы, учитывавшие массу необходимых факторов. Может быть, в какой-то мере к данной практике нужно вернуться, так как школа страдает от недостатка нормальной учебной литературы.
Что касается третьего обязательного предмета ЕГЭ, обсуждался вариант с иностранным языком, географией, историей. При этом Игорь Олин уверен, что сейчас расширения списка обязательных ЕГЭ не нужно.
- В условиях профилизации образования выпускники 11 класса усиленно изучают те предметы, результаты по которым им необходимы для поступления в вуз, по остальным - достаточно отметки школьного учителя, - пояснил он.
С 1 января 2018 года в каждом районе Кировской области были созданы опорные школы. Игорь Олин, как директор одной из таких школ, отметил положительные последствия для учреждения. Это большая самостоятельность, стабильное финансирование, льготное питание для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, серьёзные целевые субсидии на исполнение предписаний надзорных органов, новая конкурентная и одновременно партнёрская среда.
- В качестве опорной школы мы исполняли функции региональной инновационной площадки, стали окружным ресурсным центром по поддержке школьного добровольчества, предоставляли площадки для проведения районных олимпиад, экзаменов, проводили методические объединения учителей и др. Проект только начался, поэтому, надеемся, наш вклад в развитие системы образования в Слободском районе будет возрастать с получением дополнительных ресурсов, - добавил Олин.
При этом, по его мнению, в связи с изменением демографической ситуации не хватает мест в школах городов, районных центров.
- Однако строительство таких крупных объектов, как современная школа, требует финансовой помощи со стороны Федерации, - сказал Игорь Олин. - Декларируется национальный проект «Образование», предусматривающий строительство школ, пристроев к школам в посёлках городского типа. Мы рассчитываем, что эта программа нас не обойдёт. В 2019 году, насколько мне известно, в регионе появятся детские сады, а вот строительство школ пока не предусмотрено.
Фото: pixabay.com