Дома-баннеры уйдут в прошлое. В Кирове презентовали дизайн-код улицы Ленина

В 2020 году одна из главных улиц города начнёт преображаться. Вывески на фасадах будут приводить к единым требованиям, упорядочивая размещение наружной рекламы. Зачем это нужно и как к новым правилам относятся предприниматели, кировчанам рассказали 21 апреля во время «Дизайн-выходных» в библиотеке им. Герцена.

В большом зале Герценки 21 апреля был аншлаг: более 100 человек пришли посмотреть, как может выглядеть улица Ленина без хаотичной рекламы. Сейчас специальная рабочая группа при администрации города ведёт работу над её дизайн-кодом — набором требований и рекомендаций по размещению наружной рекламы и вывесок с учётом архитектуры зданий. Например, использование определённых шрифтов и цветов. В группу входят архитекторы, дизайнеры, общественники и сотрудники управления градостроительства и архитектуры. 21 апреля они продемонстрировали кировчанам первые наработки.
Это не первая попытка сформировать подобные требования. Как рассказала заместитель начальника управления градостроительства и архитектуры Татьяна Говорова, они предпринимались ещё четыре года назад.
- В 2015 году мы уже делали документы, которые можно было назвать прото-дизайн-кодом ул. Ленина, и мы даже разработали паспорта наружной отделки фасадов, внесли изменения в правила благоустройства. Но что-то произошло, это не работало. Не произошло так, как мы хотели, - уточнила она.
В октябре 2018 года, на первом кировском урбанистическом форуме выступали эксперты из Ижевска, которые участвовали в разработке и внедрении дизайн-кода для центральной части города. После этого работа над аналогичными правилами для кировских улиц возобновилась. Пилотной должна стать улица Ленина (от Пролетарской до Профсоюзной) — уже в 2020 году там планируют обновить вывески. Именно её выбрали потому, что она является центральной торговой исторической улицей, на ней сосредоточено около 50 домов, представляющих историческую и культурную ценность. Кроме того, на Ленина встречаются жители всех микрорайонов города.


В рамках разработки дизайн-кода члены рабочей группы проводили исследование, чтобы определить, как и где будут внедрять его в будущем. Они выделили правовые зоны регламентации: красную, синюю и зелёную. Для двух первых (это зоны концентрации объектов культурного наследия) на каждый дом разработаны отдельные паспорта, для домов в зелёной зоне будут применяться единые требования. Как должны выглядеть фасады исторических зданий, показали на примере дома по ул. Ленина, 67, построенного в 1877 году, в котором сейчас располагается кулинария «Глобус». До революции в нём располагались кондитерская и булочная польского дворянина Станислава Якубовского.


Разработчики дизайн-кода предложили заменить громоздкую вывеску на более компактную, а наружную рекламу «спрятать» за оконными стёклами.
Организатор «Дизайн-выходных», директор «Галереи прогресса» Дмитрий Шиваев пригласил на мероприятие арт-директора студии Артемия Лебедева Эркена Кагарова, чтобы тот оценил разработанный дизайн-код ул. Ленина. Он отметил, что необязательно делать вывески одного цвета, как в случае с домом на Ленина, — например, коричневыми. Можно использовать другие нейтральные цвета. Кроме того, для исторических зданий можно делать исключения из правил: если арендодатель воссоздаёт аутентичную историческую вывеску на старинном здании, она необязательно должна соответствовать современным требованиям. Также он призвал обращать внимание не только на размещение и эстетику наружной рекламы, но и на облик улицы в целом.

- Хорошо бы изменить общее ощущение среды, а для этого спроектировать как минимум прилегающую к зданию территорию. Я сейчас проехал по улице Ленина и увидел, что она выглядит потенциально как очень интересная, но сейчас она очень недружелюбная, я бы не хотел там гулять. Там узкие тротуары вдоль домов, которые ещё и завешаны вывесками. Некрасиво, неудобно. Я знаю, что в Москве успешно, и это все отмечают, хотя изначально многие критиковали, поменяли вывески, отремонтировали фасады, изменили тротуары. Многие предприниматели сначала говорили, что вот сейчас вы расширите тротуар, у меня не смогут парковаться клиенты. Удивительно, но сейчас выяснилось, что до пяти раз пешеходов стало больше в местах, где расширили тротуары, и оборот кафе, которые там находятся, вырос.
Работа над дизайн-кодом ул. Ленина завершится к концу текущего года. Весной 2020 года в правила благоустройства планируют внести соответствующие изменения, непосредственная реализация проекта начнётся уже летом, добавили в горадминистрации.