Директор предприятия «Ивушка»: «К прежнему обороту, мы, боюсь, уже никогда не вернёмся»

Столовая - Кулинария «Ивушка» на Чапаева, 2 - одно из старейших заведений общепита в Кирове. По этому адресу предприятие работает с 1967 года, а в существующем формате - с 1997 года. Для района, который по привычке жители всё еще называют «Рассвет», эти заведения - часть истории и даже в какой-то степени культурного кода. С начала пандемии столовая закрыта. Выручка кулинарии сильно упала.

В каком состоянии находится предприятие сегодня и что его ждёт, мы поговорили с директором Ириной Марихиной.

Ситуация на предприятии

«Нас закрыли 28 марта. С этого дня выручка столовой упала на 100%, выручка магазина (кулинарии) сократилась в 2,5 раза. В общей сложности предприятие «упало» в доходах в 3,5 раза, и с конца марта мы работаем просто на выживание.

Наш основной вид деятельности по Уставу не общепит, а социально-ориентированная некоммерческая организация, которая для финансирования своих целей может заниматься предпринимательской деятельностью. То есть вся прибыль от работы - а это в сравнительных цифрах примерно 6% с каждого чека - идёт на поддержку участников и инвалидов боевых действий, их семей, а также на работу с молодёжными военно-спортивными клубами. Кроме этого, мы регулярно оказываем помощь детским социальным учреждениям и другим общественным объединениям, не имеющим финансирования, например, церквям. Поэтому, когда президентом были озвучены меры поддержки предприятий, пострадавших от карантина, куда попадают предприятия общепита, в дело включилась юридическая казуистика. Потому что в реестре предприятий малого и среднего бизнеса (МСП) нас нет, но по виду деятельности (ОКВЭДу) мы относимся к общепиту, которому необходима поддержка.

То есть в перечень предприятий особо пострадавших отраслей мы не попадаем, и поэтому не можем претендовать ни на помощь, ни на какие-то специальные условия в этот период. А эта коммерческая деятельность, если смотреть формально, сопутствующая, но по факту именно она позволяет нам помогать людям и даёт возможность заниматься непосредственно благотворительностью. И даже сейчас свой основной вид деятельности мы не прекращаем и ежемесячно тратим на социальные нужды значительные суммы, несмотря на текущее положение дел.

Сейчас предприятие выживает во многом за счёт того, что у нас в ассортименте есть товары первой необходимости - хлеб и молочная продукция. Но молочка никогда не была основным товаром в нашем магазине. Основной доход нам приносила продажа продукции собственного производства, и, глядя на работу коллег в аналогичных предприятиях, мне как директору никогда не было стыдно. Мы вводили новую продукцию, что-то меняли в организационных процессах, модернизировали оборудование. Большая часть этих достижений с началом пандемии обнулилась.

Мы ежедневно кормили живущих и работающих неподалёку людей, люди приходили семьями. У нас есть и постоянные посетители, которые приезжали из других концов города, потому что у нас мясо из мяса, а творог из творога, и мы стараемся не ронять качество и не удешевлять себестоимость ради получения выгоды, а заботимся о наших гостях и своём добром имени. Из-за того, что мы готовим нашу продукцию без химии, в чём-то мы не так конкурентоспособны по ценам, и у нас есть позиции, которые немного дороже, чем у конкурентов.

Пока мы закрыты, мы с большой долей вероятности теряем клиентов: у кого-то больше нет денег, чтобы питаться вне дома, кто-то просто отвыкает. Людям достаточно трёх-пяти недель, чтобы сформировать новую привычку, а ограничительные меры уже перешли эту границу. Боюсь, что кто-то нам «изменит», скажем так. Во всяком случае, мы к этому морально готовы. В нашей стране мы должны быть готовы ко всему.

Сотрудники


Всего в организации заняты чуть меньше 100 человек. 85 из них - непосредственно в деятельности столовой и кулинарии. Многие сотрудники старше 65 лет сейчас просто боятся за своё здоровье, поэтому написали заявления - кто-то на увольнение, кто-то на отпуск без сохранения зарплаты. Люди, у которых кредиты/ипотеки, наоборот, пришли и попросили максимально возможную занятость в этот период. Есть и ключевые сотрудники, без которых мы сейчас не можем обходиться. Например, разбор мяса - это очень специфичная работа, поскольку мы не работаем с заморозкой, только с охлаждённым мясом.

Сейчас по факту у нас работает 45 человек в общепите и в офисе человек 12. Пятеро уволились, остальные в отпуске без содержания. Слава Богу, все всё поняли, но мы ждём, что решение президента о выделении безвозмездных субсидий для выплаты зарплаты за апрель и май будут распространены и на таких, как мы, у которых ОКВЭД общепита не был основным. Тогда бы мы смогли всем работникам, которые не заняты сейчас в производственном процессе, оплатить вынужденный простой.

Многие сотрудники используют своё свободное время, чтобы заняться здоровьем или какими-то ранее отложенными домашними делами, потому что раньше из-за высокой занятости просто не могли себе этого позволить. У нас некоторые сотрудники работают более 20 лет, а возраст и какие-то старые болячки дают о себе знать. Но все терпели до последнего, потому что некогда. Сейчас лечатся. Текучки особой нет, костяк сохраняется. Причём самые ответственные работники - это костяк, а также пенсионеры и люди предпенсионного возраста.

Но никто не остался на прежнем уровне зарплаты, это нереально. Мы сейчас работаем на окладе, и сколько я смогу уговаривать людей работать за такие деньги, я не знаю.


Налоги и отношения с партнёрами

Налоги, а мы работаем на общей системе налогообложения, обязательные платежи поставщикам коммунальных услуг, аренда основных средств (здания, оборудование, машины и механизмы) составляют 30% выручки. Еще 30% выручки — это фонд оплаты труда. 6% дохода идёт на уставные цели, а остальное - на оплату сырья, ремонты, модернизацию основных средств. Тут особо не зажируешь и не развеселишься.

Наши партнёры с пониманием отнеслись к тому, что пока мы у них не заказываем, мы не платим. Конечно, все рассчитывали на другое развитие событий. Никто не думал, что такая ситуация случится, это было неожиданно и воспринято многими как экономический удар под дых. Кто-то смог собраться, кто-то растерялся, а кто-то и вовсе опустил руки. Кому-то пришлось продавать бизнес в 3-4 раза дешевле. И это очень печально - то, что ты строил годами, может рухнуть в одночасье. Но у нас, к счастью, кризиса партнёрских отношений не случилось. Мы не отказались платить, мы попросили подождать, и многие услышали. Конечно, есть партнёры, которым мы просто не можем сейчас не платить, потому что таковы условия игры и никаких других условий там быть не может.

Сценарий развития событий


К тому обороту, какой у нас был до 27 марта, мы, боюсь, уже вряд ли вернёмся. Во всяком случае, в прежнем формате. Поэтому мы сейчас активно работаем над интернет-магазином и рекламой в соцсетях. Исходя из наших возможностей запустили доставку, она тоже хоть что-то приносит. Плюс я заключила договор на 100 обедов в день с предприятием, и это было лучшее, что получилось сделать за прошлый месяц, потому что это стабильное поступление денег.

Если вся эта история будет продолжаться, мы просто потеряем часть сотрудников, потому что людям нужно на что-то жить. Я своих готовлю в эти выходные выйти на генеральную уборку, а 25 мая будет следующее решение власти по открытию учреждений. Если мы попадём [в этот список], то мы готовы работать.

С точки зрения мер безопасности, это какое-то провидение, что мы купили бактерицидные рециркуляторы воздуха, которые обеззараживают помещение, ещё в феврале этого года, а через две недели после введения карантина вышел приказ Минздрава с рекомендациями установить такое оборудование. Мы с коллегами, зная СанПиН и понимая свою ответственность, своей головой до этого дошли. Сразу же ввели измерение температуры у сотрудников при входе на работу. Поставили дезинфектор на входе в магазин, выложили одноразовые перчатки для посетителей, сделали разметку, регулирующую дистанцию между посетителями в 1,5 метра. Мы ждём открытия, готовы выйти хоть в понедельник, но вот готовы ли люди уже в понедельник к нам прийти - это для нас пока вопрос. К тому же надо успеть обратно собрать команду.

Негативным сценарием я считаю повтор всей этой ситуации в ближайшем будущем. Если это случится снова, будет совсем плохо. И мы уже сейчас готовимся к этому моменту. Речь про трансформацию бизнеса - доставка, онлайн-продажи, повышение уровня сервиса и другие необходимые вещи. Но, с другой стороны, это нормально. Это можно назвать негативным сценарием для собственника, для бизнеса - это тяготы, но и развитие. Да, нам придётся вкладываться во что-то новое, во что раньше вкладываться не приходилось. Но что делать. Мир меняется, и мы тоже должны меняться».

Фото: из архива героя