Что в первую очередь контролировать юристу при спонтанных решениях руководства?

У бизнеса сейчас много издержек, которые он не может покрыть из-за резкого снижения выручки. Часть из них связана с контрагентами, арендой и поставщиками. Ещё часть - с тем штатом сотрудников, которых стало невозможно содержать из-за карантина. Как вести себя юристу в период сокращений и увольнений, рассказал директор института бизнес-права МГЮА, адвокат, управляющий партнёр «Гриц и партнёры» Дмитрий Гриц. Его рекомендации, данные в рамках большой онлайн-конференции РБК «Как компаниям пережить весну 2020», которая состоялась 30 марта, мы публикуем у нас на портале.

- Одна из задач юриста - цивилизованный вид отношений всех со всеми. В том числе между работником и работодателем. Работодатель - сильная сторона в переговорах. Поэтому всё нижеизложенное нужно воспринимать в ключе адекватного восприятия и не злоупотреблять своим правом. Всем сейчас одинаково тяжело, и использовать юридический инструмент, чтобы «давить» сотрудников, неразумно. Важно соблюдать баланс интересов, - поясняет Гриц.

Предприятие не может содержать штат. Что делать


1. Не надо всех увольнять

Скорее всего, вы будете обдумывать новую кризисную бизнес-модель. И скорее всего, часть ваших сотрудников прекрасно в неё впишется. К тому же решение уволить всех чаще всего просто импульсивное. И оно может привести к более негативным последствиям, чем точечная работа.

2. Прежде чем увольнять людей, нужно:

3. Что делать с теми, кто не подходит

Говорите с сотрудниками, чтобы они понимали ситуацию. Найдите их интерес в этом решении. Например, в том, что справка об отпуске без сохранения зарплаты позволяет приостановить кредитные платежи и начисление неустоек во время карантина, если это так. В заявлении сотрудника должно быть указано не то, что он уходит в отпуск за свой счёт из-за отсутствия работы или невозможности компании платить ему, а по каким-то личным обстоятельствам.

Почему это лучше, чем расторжение договора по инициативе сотрудника? Потому что написанное по своей инициативе заявление сотрудник имеет право отозвать в течение двух недель. Также в этом случае вы не можете прописать обязательства сотрудника по передаче дел. Цивилизованный шаг - заплатить людям какие-то отступные, потому что вы не одни оказались в сложной ситуации, этим людям тоже нужно теперь как-то жить. Эту сумму лучше закрепить в документах, чтобы обезопасить себя.

Например, изменить штатное расписание ввиду изменения бизнес-модели или заменить чьи-то функции программным обеспечением. Вы оформляете это нововведение и уведомляете сотрудников о нём по ст. 74 ТК РФ за два месяца. То есть ещё два месяца сотрудник работает на прежних условиях. Но вы говорите ему, что трудовой договор будет изменён и меняете абсолютно всё, кроме трудовой функции так, что ему не подойдут эти условия.

На эти два месяца уводите его в «простой по вине работодателя», выплачивая дважды по ⅔ среднего заработка и в конце, если он не согласен с изменениями в договор, выплачиваете ему ещё двухнедельный средний заработок как выходное пособие.

Сама эта арифметика является доводом в беседе с сотрудником о расторжении договора по соглашению сторон.

Что делать с теми, кто подходит:

Выводы

1. Считайте бюджет на оптимизацию (бесплатно и нельзя, и не получится, и неправильно).

2. Не давите, а договаривайтесь.

3. Строго соблюдайте процедуру (в среднем 88% судебных споров заканчиваются в пользу работника).

Сам вебинар на эту тему вы можете посмотреть здесь.

А о том, как вести переговоры о снижении аренды, читайте здесь.

Фото: unsplash.com