19 февраля житель Вятских Полян решил заснять гигантскую очередь в местном офисе компании «ЭнергосбыТ Плюс», но руководитель офиса вытолкал его на улицу. Столпотворение отчасти связано с тем, что люди увидели в квитанции новую строку - за обращение с твёрдыми коммунальными отходами - и пришли задать вопросы в компанию, которая начисляет плату. Мы решили узнать, как обстоят дела с очередями в «Энергосбыте» в Кирове. Оказалось, что в областном центре такие очереди - постоянное явление в 10-20-х числах каждого месяца.
Мы отправились в офис «ЭнергосбыТ Плюс» на Юго-Западе - на ул. Воровского, 135 - и в центре - ул. Дерендяева, 80/2. Выгонять нас никто не стал. В первом офисе оказалось не так многолюдно, как мы ожидали - всего порядка 30 человек. В отличие от Вятских Полян, жителей Кирова волновали не вопросы начисления платы за мусор, а стандартные «разборки»: двойные квитанции, неправильное начисление платы за различные коммунальные услуги или пени. Но этому офису ещё повезло — здесь не такой большой наплыв людей, как на Дерендяева, и стульев хватает на всех. Один из пенсионеров объяснил, что на Воровского отправляют тех, кто не смог решить свой вопрос в переполненных офисах, и посоветовал отправиться в центр, что мы и сделали.
В офисе на Дерендяева царила духота, а в очереди оказалось около 60 человек, и не всем из них повезло успеть занять сидячие места. Люди также пришли сюда не по «мусорным» вопросам, а по более стандартным, но негатива это не убавило. Судя по данным на информационном табло электронной очереди, некоторые из них ожидали обслуживания часами. Когда на экране вызова загорался 60-й номер, в очереди ждал уже 212-й.
Хотя о визите в «ЭнергосбыТ Плюс» мы никого не предупреждали, во время съёмки репортажа в офисе на Дерендяева оказалась директор по биллингу и клиентскому сервису кировского филиала «ЭнергосбыТ Плюс» Надежда Докина. Представитель компании ответила на наши вопросы. По словам Надежды Докиной такой наплыв людей бывает не всегда. Пик посещений приходится на период выставления квитанций: у потребителей, получающих субсидии, есть всего несколько дней на то, чтобы заплатить за коммунальные услуги и выяснить тонкости начисления платы. В случае просрока должник лишается субсидии. Также в офис приходят, чтобы просто оплатить квитанции: во-первых, только в офисе это можно сделать без комиссии.
Одна из пенсионерок в очереди рассказала, что при оплате четырёх разных квитанций из-за комиссии она вынуждена тратить дополнительно около 100 рублей. Учитывая размер пенсий, такую роскошь бабушка позволить себе не может. Во-вторых, есть много людей, которые в принципе не могут оплатить услуги никаким другими способом, кроме как в офисе. Заплатить онлайн, передать показания приборов учёта можно в личном кабинете потребителя, а задать интересующие вопросы - через раздел «Обратная связь» на сайте компании, но многие пенсионеры в силу возраста не пользуются интернетом, поэтому добиваться ответов им приходится через «окошки».
Казалось бы, можно ещё и позвонить по телефону. Но пенсионеры жалуются, что дозвониться до «Энергосбыта» очень трудно. На что Надежда Докина возразила, что контакт-центр работает до 20 часов без выходных и что есть возможность заказать обратный звонок в случае, если дозвониться не получается.
Немало людей отправляются в офисы, чтобы задать вопросы о мусорной реформе. Людей интересует не только факт начисления платы за мусор, которую выставляет «ЭнергосбыТ Плюс», но и услуга по вывозу ТКО сама по себе. Спрашивают, что это за услуга и где расположены контейнеры. Все вопросы, которые не относятся к начислению платы, в компетенцию «Энергосбыта» не входят, и в поисках ответов людям приходится обращаться в другую инстанцию - «Куприт». Работа горячей линии регионального оператора тоже далека от совершенства, что подтвердилось в ходе нашего эксперимента. В итоге людям, которые окончательно запутались в начислениях и объяснениях коммунальщиков, всё равно приходится идти разбираться в офисы и по 2–3 часа ждать своей очереди. В «Энергосбыте» же рекомендуют приходить в офис с 25-го числа до 10-го следующего месяца, когда поток людей становится меньше.