«За кем-то едет чёрный воронок». Как школьников и студентов отговаривают от участия в митингах

23 января в Кирове прошла акция в поддержку Алексея Навального. По разным оценкам, на него пришли от 600 до 1 000 человек. Среди участников можно было наблюдать школьников и студентов, несмотря на угрозы и предупреждения со стороны учебных заведений и силовых структур. За пару дней до митинга учащихся и их родителей стали массово «обрабатывать»: с ними проводились разъяснительные беседы, приходили предупредительные письма и даже наведывались представители УМВД.

«Была проведена системная работа»

Как сообщила Анастасия Горбушина, председатель независимого профсоюза «Дискурс», который занимается защитой прав и интересов обучающихся, уже известны случаи давления на учащихся в школах №№ 21, 45, 48, в Кумёнах, в Вахрушах и в лицее №9 в Слободском. Есть единичные случаи в электромашиностроительном техникуме и в Волго-вятском колледже информатики, финансов, права и управления, в Вятском государственном агротехнологическом университете (бывшая ВятГСХА) и ВятГУ.

– Тут была проведена системная работа, потому что если смотреть на рассылки, то видно, что текст у многих школ одинаковый. Кто-то подходил к этому с креативом, кто-то делал листовки, а кто-то просто копировал текст из рассылки, – говорит Анастасия.

21 января в официальном паблике Министерства просвещения России был опубликован пост для родителей с призывом оградить детей от «прогулки» 23 января и провести этот день вместе. Позднее похожая информация стала появляться в родительских чатах. Напомним, что возраст участия в митингах в Конституции не ограничен, а с 16 лет граждане сами могут организовывать его.

Рассылка в родительские чаты

– Как мне представляется, рассылка была централизованной по всем школам. Другой вопрос, что на местах к этому относились совершенно по-разному. Некоторые ребята подсказывают, что даже полицию наводили по адресам «неблагонадёжных» школьников, – рассказывает представитель профсоюза «Ученик» Фёдор Калинин.


Сообщение для родителей

40 суток или 20 тысяч штрафа

В некоторых рассылках, помимо предложений остаться дома, родителям грозили штрафами и постановкой на учёт в подразделение и комиссию по делам несовершеннолетних – ПДН и КДН. По словам Анастасии Горбушиной, суммы штрафов назывались от 2 до 20 тысяч рублей. В одной из рассылок, которая стала доступна порталу Свойкировский, родителям «грозят» ст. 5.35 КоАП РФ. Согласно этой статье, за неисполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних назначается штраф от 100 до 500 рублей.

Как пояснил юрист Ян Чеботарёв, данные меры, с точки зрения закона, не являются правомерными, так как учёт ребёнка в ПДН и КДН подразумевает совершение административного правонарушения. В данном случае его нет ни со стороны родителей, ни со стороны детей.

Предупреждения о задержании на 40 суток или о штрафах в 10-20 тысяч рублей

Участникам и даже тем, кто собирался «просто посмотреть», указывали на ст. 20.2 КоАП РФ. По ней предусмотрен штраф от 10 до 20 тысяч рублей, но только если участие в митинге создало помехи для деятельности объектов жизнеобеспечения, вроде транспорта или социальных учреждений или доступа к ним.

– Чтобы привлекать кого-то за участие в митингах, необходимо доказать, что человек знает, что собрание не санкционировано. Если человек проходил мимо, увидел толпу людей, которая увлечённо обсуждает интересную ему тему, и остановился послушать, то какое правонарушение он совершил? Никакого, – комментирует Ян Чеботарёв. – Не говоря уже о том, что ответственность за подобного рода деяния наступает только в том случае, если действия повлекут какие-то общественные неблагоприятные последствия, вроде паралича уличного движения и тому подобное. Здесь слишком обобщённо наши органы правопорядка трактуют подобного рода нормы.

В некоторых случаях администрация школы шла менее радикальными методами и отвлекала учеников от участия в митинге, перенеся на этот день мероприятия.

– В моей школе [в Вахрушах] в этот день просто устроили конкурс для активистов, чтобы школьники не поехали туда [на митинг], – сообщает одна из бывших учениц учебного заведения.

«Приходили на работу и просили писать объяснительные»

По словам председателя НП «Дискурс», рассылки и для школьников, и для студентов были одинаковыми. В основном они опирались на идею «дети вне политики», несмотря на то, что большинство учащихся колледжей и университетов уже достигло совершеннолетия.

– Да, были формы попроще, когда без комментариев делали рассылки о том, что митинги не для детей, что дети вне политики. Но на самом деле как для несовершеннолетних, так и для студентов были абсолютно идентичные рассылки, – отмечает Анастасия.

Как стало известно порталу Свойкировский, использовались и другие методы «убеждения»: угрозы отчисления, административного наказания и даже выселение из общежития.

– У нас говорили в одном из отделов [вуза], что может до «административки» дойти и документы придут на вуз.

– Кто пойдёт 23-го на митинг, будет сразу отчислен. Я предупредила.

В некоторых случаях администрация учебных заведений переносила экзамен на это время или предлагала отвлечь студентов:

– Пару дней назад до старост довели информацию, что ни в коем случае нельзя выходить. При этом сказали: «Если кто-то узнает, что из знакомых собираются на митинг, обязательно сообщите, мы постараемся отвлечь их на этот день».

– В ВятГУ у знакомой экзамен перенесли на час дня с 10 утра.

– Есть случаи в сельхозакадемии: во время митинга в общежитиях поставили людей, которые отмечали передвижения студентов в день проведения. Уточнялось, куда они пошли, с какой целью и так далее.

Студентов пытались отвлечь буквально любыми способами

По словам председателя НП «Дискурс», известны случаи, когда предупреждали и родителей студентов.

– У меня есть товарищи, которые состоят в нашей организации [НП «Дискурс»]. Их имена были переданы в УМВД. По заранее составленным спискам к родителям приходили на работу и просили писать объяснительные, что их ребёнок-студент не будет участвовать в митинге, – сообщает Анастасия. – К некоторым приходили домой. При этом не по одному, а по два-три человека в форме, и проводили разъяснительные беседы.

Как рассказала Анастасия, митинги с подобной повесткой в 2017 году не привлекали столько внимания ни со стороны агитации, ни со стороны государства: «Было столько же примерно человек, но такого шума вокруг не было». Тогда участникам тоже угрожали, что могут выгнать из общежития, занизить оценки и не выдать дипломы. В итоге активистов пригласили на беседы с администрацией вуза.

– Запугивали тем, что есть в списках отдела по борьбе с экстремизмом, но лично у меня выработался иммунитет к этому. Поэтому мы ставим перед собой задачу помочь ребятам и объяснить им, что у нас в стране всё не так просто. Многие активисты уже давно находятся в списках, этому не стоит удивляться, – комментирует Анастасия.

После огласки в СМИ на активистов началось психологическое давление. Например, Анастасия рассказала, что её студенческую группу пытались лишить стипендии, а старосту предупреждали, что «она не отработала этот момент».


Фото: Сергей Зыков для Свойкировский.рф

Ковидные ограничения в приоритете

По словам председателя НП «Дискурс», в других городах – Самаре, Свердловске, Пензе, Санкт-Петербурге, Москве – также известны случаи давления на школьников и студентов. Например, в Санкт-Петербурге учащиеся Ижорского колледжа подписывали документы, что не пойдут на митинг, иначе их ждёт отчисление. В Казани Роспотребнадзор выписывал штрафы за то, что участники выступлений не соблюдали самоизоляцию.

– Не знаю, чем объясняется эта особенность, но у нас [в Кировской области] всё проходило спокойно. Когда мы в пикетах и в митингах участвовали раньше, никакой агрессии тоже не было. На самом деле, поводы для придирок всегда найдутся, но у нас чаще тихо и без шума выписывают штрафы, – подмечает Анастасия Горбушина.

К слову, из-за эпидемиологический обстановки сложилась двоякая ситуация. По закону на акциях и пикетах необходимо открывать лицо, в то время как из-за пандемии на публичных мероприятия нужно надевать маски.

– Был такой случай на митинге: все пришли в масках, и представители силовых структур попросили их снять, поскольку это нарушение закона – сокрытие лиц на публичных мероприятиях. Был другой случай, когда на пикет мы пришли без масок, но с соблюдением социальной дистанции. К нам подошли и попросили надеть маску, так как мы не соблюдаем режим самоизоляции. Спустя время на этом же митинге нас попросили снять маску. Поэтому прецедент в любом случае был бы, – рассказывает Анастасия.

Как поясняет Ян Чеботарёв, в этом случае ковидные ограничения должны стоять выше закона о митингах.

– В данном случае коронавирусные ограничения – это специальная норма, она применительно к ситуации имеет высшую силу. Закон о митингах и шествиях – это общая норма. В случае их конкуренции применяются нормы специальные. Это азы юриспруденции, – пояснил юрист.


Фото: vk.com/lksm43

Политическая воля против Конституции

В данный момент информации о каких-либо мерах по отношению к ученикам и студентам нет. Однако родители учеников одной из школ города поделились фото документа от 27 января, в котором УМВД по Кировской области просит «довести до педагогического коллектива, родителей, учащихся и студентов о недопустимости участия в несанкционированных публичных мероприятиях». Также в документе говорится, что о вовлечении несовершеннолетних для участия в митингах следует «незамедлительно информировать органы внутренних дел».


Представлено родителями учеников

В преддверии новых митингов в школах стали проводится инструктажи «О недопустимости участия в несанкционированных публичных мероприятиях». Однако попытки запретить учащимся участвовать в них противоречат п. 3 ст 48 закона «Об образовании в РФ»:

– Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них.

Как пояснил юрист, школа может провести инструктаж о правилах поведения на публичных мероприятиях, рассказать про опасность таких событий, но не может таким образом запретить ученикам участвовать в мирных митингах и пикетах.


Протокол инструктажа

Ян Чеботарёв отмечает, что граждане имеют право на неприкосновенность частной жизни, поэтому учебные заведения не могут запрещать учащимся принимать участие в мирных публичных мероприятиях.

– В Конституции у нас пока ещё записано право на свободу выражения мнения и на участие в мирном шествии. Здесь никакого состава [преступления] нет. Но, опять же, в современной России не всё и не всегда определяется нормами действующего законодательства. Есть ещё и политическая воля, которая, на мой взгляд, направлена на то, чтобы любыми путями не допустить увеличения числа граждан, которые демонстрируют своё несогласие с позицией власти, – говорит юрист.